Лучший педагог года

Проект «Дорогою добра: волонтерское движение в детском саду» (3 фото)

Елена мельникова
Проект «Дорогою добра: волонтерское движение в детском саду»

Актуальность

Система духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством являются приоритетными и на этапе дошкольного детства.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте.

Публикация «Проект „Дорогою добра: волонтерское движение в детском саду“» размещена в разделах

Актуальность организации волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей и детей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся.

Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОО способствовать позитивной социализации дошкольника через активную деятельность.

Волонтерство в дошкольной организации способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.

Учитывая возраст воспитанников дошкольной образовательной организации и психологические особенности детей дошкольного возраста – приоритетным направлением волонтё рской деятельности в дошкольной образовательной организации является:

– информирование воспитанников ДОУ и семей дошкольников о ценностях здорового образа жизни (ЗОЖ);

– создание условий по овладению элементарными нормами ЗОЖ (правилами в питании, двигательном режиме, закаливании);

– формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; – воспитание потребности в полезных привычках.

И как результат работы— распространение информации среди населения через различные формы: выступление детской агитбригады; распространение просветительской литературы по различным вопросам здоровье сбережения, пропаганда здорового образа жизни, привлечение к участию в различных благотворительных акциях.

Волонтерское движение в детском саду невозможно без тесного взаимодействия родителей, детей и педагогов.

Совместная деятельность позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии. Удовлетворить одну из глубинных человеческих потребностей – стремление к общению и взаимодействию, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения. Добровольческая деятельность дает педагогу, родителям и детям возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности, которая является осознанной и естественной социальной потребностью.

Немаловажным мотивом участия в добровольческой деятельности является возможность организации собственного свободного времени родителей совместно с детьми, педагогами в группах и на территории детского сада.

Волонтерская деятельность позволит создать атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей, разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОО.

Нормативной правовой базой проекта, на которой основана деятельность добровольческих объединений и организаций в Российской Федерации, являются следующие документы:

- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

- Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);

- Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ст. 30);

- Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);

- Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;

- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ» О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Анализ ситуации и постановка проблемы:

Институт волонтерства широко распространен во многих странах мира, в том числе и в России. Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы – не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.

Все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом – безвозмездно помогать людям.

Волонтёрская деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.

Нельзя научить ребенка быть социально активным, не участвуя самим волонтерской деятельности.

Проблема, которую мы выбираем для решения совместно с родителями и детьми, анализируется по следующим параметрам:

- важность для всех участников педагогического коллектива;

- актуальность для определенной группы задач, решение которых запланировано на 2018 год.

- возможность ее реализации силами участников волонтерского движения ДОО.

Миссия нашего волонтерского движения – внести вклад в развитие образовательного процесса ДОО, оказать позитивное влияние на детей при выборе ими жизненной позиции и ценностей, сделать жизнь вокруг себя ярче, безопаснее и удобнее.

Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.

1. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития.

2. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.

3. В соответствии с приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.

Цель проекта : создать в МБДОУ ЦРР – "Детский сад №217" волонтерское движение "Дорогою добра" объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях дошкольной организации.

Основная задача – это внедрение волонтерского движения в дошкольной организации, что включает в себя:

- свободное объединение родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением;

- создание возможности родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.

Задачи:

1. Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов и родителей воспитанников детского сада.

2. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса.

3. Сформировать инициативную группу педагогов и родителей – «содружество воспитывающих взрослых» для дальнейшей совместной деятельности.

4. Разработать методические материалы по результатам волонтерского движения в дошкольной образовательной организации и распространить опыт работы.

Вид проекта : образовательный, творческий, информационно-просветительский, индивидуально-развивающий.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники: педагоги ДОО, родители воспитанников, дети старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие

Этапы реализации проекта :

1. Первый этап (подготовительный)

- включает в себя подбор информации, по теме проекта;

- планирование, оповещение родителей;

- постановка цели, задач, разработка планов, предварительная работа с родителями, детьми;

- создание развивающей предметно-развивающей среды в группах и на территории ДОО;

2. Второй этап (основной)

- реализация проекта "Аллея добра"

3. Третий этап (заключительный)

- обобщение результатов работы.

Предполагаемый результат:

Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.

Практическая значимость проекта :

Внедрение волонтерского движения в дошкольной организации на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения, так как всеми участниками проекта будет осознанно создано и принято единое образовательное пространство "семья – детский сад – социум".

Успешно работающая система волонтерского движения в МБДОУ ЦРР - "Детский сад №217" обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников и позволит:

- создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения;

- организовать самостоятельную деятельность детей;

- разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОО.

Успешная реализация проекта может стать прецедентом в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате реализации проекта воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.

МБДОУ ЦРР - "Детский сад №217" – социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия "помощь" и "быть нужным" являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов.

Этапы реализации проекта :

1. Первый этап (подготовительный)

Свою деятельность мы начали с изучения отношения педагогов и родителей учреждения к волонтерской деятельности.

На начальном этапе организации волонтерского движения в детском саду был проведен анализ отношения педагогов и родителей к волонтерской деятельности, изучен опыт работы волонтерских отрядов городов России, анкетирование родителей (См. Приложение 1).

В апреле 2018 учебного года был проведё н опрос родителей в количестве: 161 человека, из них:

педагогов – 13 человек

родителей – 158 человека.

Анализ ответов позволил сделать следующие выводы:

40% опрошенных не владеют информацией о деятельности волонтерских отрядов в нашем регионе;

95% положительно отнеслись к созданию волонтерского движения в дошкольной организации.

В добровольческом движении согласились принимать участие 83% всех опрошенных.

Анализ ответов показал, что родители и педагоги неоднозначно относятся к волонтерской деятельности.

Одни считают ее неотъемлемой частью жизни, другие как способ время препровождения. Несмотря на это, все исследуемые положительно отнеслись к созданию волонтерского движения в детском саду.

В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения мы выделили следующие блоки работы:

• работа с детьми 5-7 лет (волонтёрское движение);

• работа с педагогами;

• работа с семьёй.

2. Второй этап (основной)

Мероприятия волонтерского движения в детском саду

С детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) :

• Дать детям представление о волонтерской деятельности в городе, в детском саду через беседы, чтение художественной литературы (См. Приложение 2);

• Изготовить с детьми поделки к различным праздникам;

Проект «Дорогою добра: волонтерское движение в детском саду»

• "Дом для птиц" – учить детей бережно относиться к природе;

Фото «Дорогою добра: волонтерское движение в детском саду»

• "Разукрасим наш участок" – воспитание трудолюбия;

• Организовать и провести концерт в детском саду к Дню пожилого человека;

• Привлечь детей старшего возраста к организации досуга с детьми младшей группы, к помощи сбору на прогулку.

С педагогами:

• Организация тематических концертов (День пожилого человека, 9 мая, День матери и т. д.);

• Благоустройство участков, и территории улицы Партизанская, 84, на которой расположен ДОО;

С родителями:

• Развивающая предметно-пространственная среда в холлах дошкольной организации и на территории МБДОУ.

Проект - фото

• Пропаганда среди родителей воспитанников через организацию социальных акций "Принеси саженец", "Птичья столовая".

• Уборка листвы на участке группы и территории ДОО;

• "Своими руками" – изготовление с детьми поделок к различным праздникам для пожилых людей;

• организация и проведение концертов для ветеранов в детском саду;

• сбор вещей для малообеспеченных семей;

• Участие в акциях "Посади свое дерево", "Птичья столовая", участие в проекте "Дорогою добра".

Таким образом, организация деятельности волонтерского движения в детском саду при активном участии педагогов, родителей и детей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств, навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям; повышение специальных знаний педагогов по волонтерской деятельности; знакомство родителей воспитанников 5-7 лет с методикой работы волонтерского движения в детском саду.

Публикации по теме:

Стенгазета «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра» приуроченная к Международному Дню инвалидовСтенгазета «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра» приуроченная к Международному Дню инвалидов «Навстречу инклюзии —Это праздник сильных духом, Не сдающихся судьбе. Вы не сломлены недугом – Есть стремление к мечте. Каждому из нас.

Фотоотчет «Дорогою добра»Фотоотчет «Дорогою добра» Ежегодно третьего декабря отмечается Международный день инвалидов. С детьми в рамках недели : "Дорогою добра" были проведены занятия,.

Книга детского рисунка «Дорогою добра»Книга детского рисунка «Дорогою добра» В связи с намечающимся выступлением нашей группы на открытом занятии в детском саду, мы начали изготовление книги детского рисунка. Наша.

Конспект НОД «Дорогою добра» в старшей группеКонспект НОД «Дорогою добра» в старшей группе Цель: дать детям возможность осознать, что такое доброта, вызвать желание быть добрыми, совершать добрые поступки. Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД в средней группе «Дорогою добра»Конспект НОД в средней группе «Дорогою добра» Цель: формировать у детей представление о нравственных нормах поведения: доброжелательности, справедливости, отзывчивости; способствовать.

Оформление тематического уголка в группе «Всегда иди дорогою добра»Оформление тематического уголка в группе «Всегда иди дорогою добра» Ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами, постигает его, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать. И взрослые, должны быть помощниками.

Сценарий открытия РМО заведующих детских садов «Дорогою добра»Сценарий открытия РМО заведующих детских садов «Дорогою добра» Звучит музыка выходит ведущий. Ведущий. Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создает основу.

Проект «Всегда иди дорогою добра» (старший дошкольный возраст) «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

Фотоотчет «Волонтерское движение педагогов нашего ДОУ»Фотоотчет «Волонтерское движение педагогов нашего ДОУ» 2018 год в Российской Федерации объявлен Годом добровольца (волонтера). Первоочередные задачи Года добровольца (волонтера):.

Эссе-рассуждение «Дорогою добра»Эссе-рассуждение «Дорогою добра» Что нужно делать, и как чтобы вырастить доброго, внимательного, чуткого ребенка? Есть ли пути, ведущие к воспитанию доброго человека, или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Дорогою добра: волонтерское движение в детском саду»
Опубликовано: 8 декабря 2021 в 10:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Дорогою добра: волонтерское движение в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Елена мельникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД