Лебедева Ольга
Проект «Добрым быть совсем не просто…»
▼ Скачать + Заказать документы
Сейчас, когда мы переживаем сложный период нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни, особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства. Поэтому работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной. Современное общество заинтересовано в воспитании высоконравственной личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте.
Публикация «Проект „Добрым быть совсем не просто…“» размещена в разделах
Наряду с задачами формирования основ нравственного поведения и чувств детей на ступени дошкольного возраста решается задача формирования элементарных нравственных представлений о правилах поведения, о хороших и дурных поступках и т. д. Поэтому очень важно научить детей умению осознавать свои поступки и воспитывать желание помогать окружающим людям. Для решения этих задач в рамках работы над педагогическим проектом мы с детьми оформили в группе дерево добрых дел, правила доброты и вежливости; обсудили, что такое доброта; рисовали доброго сказочного героя; дарили улыбку и радость другому.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦРР - детский сад «Парус»
Участники проекта : дети средней группы, родители, сотрудники ДОУ
По доминирующему методу: познавательно – творческий.
По характеру содержания: ребенок и социальное окружение.
По характеру контактов: внутри одной возрастной группы (средняя группа).
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: краткосрочный (2 недели).
Составила воспитатель
I квалификационной категории:
Лебедева Ольга Николаевна
г. Урень – 2018г.
Актуальность проекта :
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
(Н. Тулупова)
Сейчас, когда мы переживаем сложный период нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни, особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства. Поэтому работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной. Современное общество заинтересовано в воспитании высоконравственной личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте. Наряду с задачами формирования основ нравственного поведения и чувств детей на ступени дошкольного возраста решается задача формирования элементарных нравственных представлений о правилах поведения, о хороших и дурных поступках и т. д. Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста осуществляется, прежде всего в игровой деятельности, в образовательной деятельности, в труде. Дети постепенно приучаются выполнять правила поведения, упражняются в нравственных поступках, практически учатся устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками. Формируется ценное для нравственного развития детей стремление быть полезным окружающим взрослым, проявлять внимание и заботу о сверстниках. Поэтому очень важно научить детей умению осознавать свои поступки и воспитывать желание помогать окружающим людям.
Обоснование проблемы:
Проблема: Недостаточная сформированность первоначальных представлений о правилах поведения, хороших и плохих поступках, неумение сопереживать близким, сверстникам, осознавать свои поступки, отсутствие готовности сделать хорошее для них.
Цель проекта :
Создание условий для формирования первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях.
Задачи проекта :
- Для детей -
• Уточнить знания детей о добрых и злых поступках и их последствиях;
• Расширить представления детей о понятиях «добро», «зло» и их важности в жизни людей;
• Развивать умение оценивать свои поступки и поступки окружающих, поощрять стремление совершать добрые поступки;
• Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми;
Для родителей -
• Способствовать созданию активной позиции родителей в формировании у детей нравственных чувств; привитии им моральных норм поведения.
• Создавать условия для участия родителей в образовательном процессе.
• Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности в условиях детского сада и семьи, вызывать положительные эмоции в процессе данной деятельности.
Предполагаемый результат:
Для детей:
Сформированы добрые дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
Дети различают понятия «добро» и «зло», имеют представления о добрых и злых поступках, умеют оценивать свои поступки и поступки сверстников, стремятся к совершению хороших поступков.
Дети знают, что такое «добрые и вежливые слова», знают поговорки о добре и понимают их смысл.
Дети научились понимать настроение свое и других, говорить о своих эмоциях.
В группе созданы необходимые условия для формирования первоначальных представлений детей о нравственных чувствах и эмоциях.
Для родителей:
- Активная позиция в формировании у детей нравственных чувств; привитии им моральных норм поведения.
- Интерес к деятельности ДОУ в целом и группы в частности, возможность участвовать в образовательном процессе, проявлять свое творчество.
- Сближение с детьми при совместной деятельности, установление близких, доверительных отношений.
Для педагогов:
- Приобретение знаний и практических умений.
- Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.
Схема проекта :
1 этап – подготовительный.
2 этап – основной.
3 этап – заключительный.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие.
- Физическое развитие.
- Художественно-эстетическое развитие.
- Речевое развитие.
-Познавательное развитие.
Участники проекта :
дети и воспитатели средней группы, родители детей, сотрудники ДОУ.
Формы и методы реализации проекта :
- Чтение художественной литературы, пословиц по теме.
- Просмотр презентаций, м/ф.
- Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, альбомов, фотографий.
- Решение проблемных ситуаций.
- Сюжетные, пальчиковые, дидактические игры.
- Беседы, творческое рассказывание.
- Выставка рисунков, поделок, фотовыставки.
- Разучивание стихов, пословиц, песен, отгадывание загадок.
- Рисование, аппликация, лепка.
- Развлечения, досуги.
Ресурсное обеспечение
• Художественная литература по теме.
• Наглядный материал (презентации, картинки, плакаты, фотографии, книги, сказки, м/ф по теме).
• Интернет;
• мультимедийное оборудование.
• Аудио, видео проигрыватели.
• материалы для детского творчества (цветная бумага, гуашь, карандаши, пластилин, ножницы, цветной картон).
Продукт проекта :
• Создание добрых поделок для ребят младшей группы
• Развлечение «Идем дорогою добра»
• Оформление «Дерева добрых дел»
• Фотовыставка «Наши добрые дела».
• Стенгазета «Что такое доброта?»
• Выставка рисунков «Добрые герои сказок».
• Практическая мастерская «Улыбка» – изготовление флаеров «Подари улыбку прохожему!»
Этапы работы: План поэтапной деятельности педагога с детьми и родителями в рамках проекта :
Формы работы
1 этап – подготовительный:
Выбор темы, изучение литературы по теме.
Разработка стратегии реализации проекта.
Определение целей и задач проектной деятельности.
Составление тематического планирования мероприятий.
Создание комфортной предметно-развивающей среды.
Подбор оборудования, наглядного материала, литературы,
пособий, дидактических игр.
Ознакомление и привлечение родителей к реализации проекта.
2 этап – основной:
Просмотр мультипликационных фильмов «Лунтик», «Уроки доброты от тетушки совы», «Кот Леопольд», «Крошка енот», «Как ослик счастье искал» и др. Создание «Дерева добрых дел». НОД «Добро побеждает все», «Путешествие в страну Доброты и Вежливости».
Мультимедийная викторина «Добрые и злые поступки».
Чтение художественной литературы: сказки «Три сына», «Два жадных медвежонка», «Доброе утро», «Как светлячок друга искал», «Дерево добра», «Самые добрые сказки»; В Катаев «Цветик-семицветик»; В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», Е. Серова «Нехорошая история», А. Барто «Вовка – добрая душа», З. Ежикова «Крот и его друзья», Е. Благинина «Подарок»; А. Кузнецова «Подружки»; В Осеева «Добрые слова», «Синие листья»; С. Маршак «Ежели вы вежливы»; обсуждение и оценка поступков героев. Решение проблемных ситуаций «Как поступить»; «Поможем кукле»; «Хромой котенок». Заучивание стихотворений о доброте, приговоров - мирилок; чтение пословиц и поговорок о добре и дружбе, разъяснение их смысла детям. Прослушивание песен : «Дорогою добра», «Доброта» (из мультфильма про Фунтика, «Барбарики. Что такое доброта», «Ярко солнце светит» (Кот Леопольд, «Улыбка», «Если добрый ты».
НОД Художественно-эстетическое развитие: Рисование «Нарисуй доброго сказочного героя», Аппликация «Подарок малышам»
Практическая мастерская «Улыбка» – изготовление фляеров «Подари улыбку прохожему!»
Трудовая деятельность: «Как мы няне помогали» (помощь в сервировке столов к обеду). «Как помогаем друг другу».
Рассматривание сюжетной картины «Мамины помощники». Акция «Полечите книжку!» Беседы: «Добрый человек. Что это значит?», «Что такое дружба?», «Нет друга – ищи, а найдешь – береги!», «Правила дружбы», «Хорошо ли быть добрым?», «Как мы можем порадовать близких?», «Как помочь другому человеку», «Что такое доброта?», «Почему нужно уметь уступать?», «К чему ведут ссоры?».
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад» и т. д.
Дидактические игры «Хорошие и плохие поступки», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Добрые и злые слова», «Добрый или злой», «Я знаю добрые слова», «Что доброго делают люди этой профессии?» П. и. «Вежливые жмурки»
Игры-драматизации по сказкам «Репка», «Заюшкина избушка», «Теремок».
Этюды и игры в кругу: «Наше настроение», «Улыбнемся друг другу», «Добрые ладошки», «Волшебные слова», «Комплименты», «Назови ласково»
Пальчиковые игры «Доброта», «Дружба».
3 этап: заключительный:
Развлечение «Идем дорогою добра»
Оформление «Дерева добрых дел»
Фотовыставка «Наши добрые дела».
Стенгазета «Что такое доброта?»
Выставка рисунков «Добрые герои сказок».
с родителями
Информационный блок
Информация в родительском уголке: «Вежливость воспитывается вежливостью».
Папка-передвижка «Уроки доброты»
Консультация «Нравственное воспитание детей».
Родительское собрание «Азбука общения с ребенком»
Опрос «Как воспитываем доброту?»
Практический блок
Формы работы Цель
Выполнение совместного домашнего задания: «Нарисуй доброго сказочного героя».
Акция «Полечите книгу»
Создания пособия «Давай мириться».
Список литературы:
1. Загик Л. В. «Воспитателю о работе с семьёй» Журнал «Дошкольное воспитание»,3/98
2. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет, ТЦ «Сфера», Москва,2004г.
3. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. М. : Мозаика-синтез, 2008
4. Семенака С. И. «Уроки добра» -М. ,2004г.
5. Фесюкова Л. Б. Беседы по картинкам (Чувства. Эмоции) демонстрационный материал, Из-во ТЦ. «Сфера», 2006г.
6. Шорыгина Т. А. Вежливые сказки «Этикет для малышей», Книголюб, Москва,2004г.