Войтко
Проект для воспитанников старшей группы «Моя семья — моя Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 127 «КАРАМЕЛЬКА»
Г. САРАТОВА
ПРОЕКТ
«МОЯ СЕМЬЯ - МОЯ РОДИНА»
Старший воспитатель : Войтко Марина Николаевна
Высшая квалификационная категория
г. Саратов 2024
Тип проекта : информационно – познавательный, творческий, групповой.
Публикация «Проект для воспитанников старшей группы „Моя семья — моя Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Участники проекта : воспитатель и дети старшей группы «Мармеладки», родители воспитанников.
Возраст детей: 5 - 6 лет.
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Актуальность темы.
«Семья – компас, который ведёт нас.
Она является источником вдохновения
для достижения больших высот и
нашим утешением в моменты неудач».
Брэд Генри.
Семья - это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни, частью которого является.
Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Что такое семья - понятно всем. Семья это - дом, семья - это мир, где царят любовь и преданность, это одни на всех привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой, могут царить лишь покой и любовь. В прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.
Для ребёнка знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живёт его семья. Любовь маленького ребенка- дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому. В настоящее время в своевременной семье забыты нравственные традиции, занижен авторитет отцов, т. к. воспитанием детей в основном занимаются мамы, родители мало времени уделяют детям, порой безразлично относятся к ребенку, к его запросам, интересам.
В беседах с детьми выяснилось, что дети имеют недостаточные знания о своей семье и у них возникли вопросы: «Что такое семья?», «Для чего человеку семья?», «Какова история происхождения моего рода?», «Что такое генеалогическое древо».
Гипотеза: В процессе воспитания у ребёнка любви к родному дому, семье, детскому саду происходит осознание себя как личности и тем самым закладывается уважение к своей малой родине, народу, к его истории и в целом к государству.
Новизна проекта заключается в системе организации усвоения детьми знаний об истории развития семьи, рода и значении семейного герба через творческую историко-исследовательскую деятельность, тем самым предоставляя им возможность узнать и понять самих себя.
Постановка проблемы:
Предложить детям рассмотреть картину, где изображена семья : папа, мама, бабушка, дедушка, дети.
- Назовите, кого вы здесь видите? Как можно назвать, одним словом?
- Из скольких человек состоит ваша семья? Назовите.
- А знаете ли вы своих близких родственников? Как нужно относиться к членам своей семьи?
Знают ли современные дети свои корни, своих бабушек и дедушек, историю и традиции своей семьи? Каковы взаимоотношения в семьях воспитанников? Ответы на эти вопросы могут быть получены в ходе реализации проекта «Моя семья – моя маленькая Родина».
Время реализации проекта :
Февраль – май 2024 г.
Цель проекта : воспитывать любовь у детей к своей семье - как ячейке общества, приобщать воспитанников к истокам семейной культуры, к истории своего народа, своей родины.
Задачи:
Образовательные:
Раскрыть значение понятий: «семья», «род», «родители», «родословная», «родные», «близкие», «семейные традиции», «генеалогическое древо».
Уточнить и углубить знания детей о своих родственниках, родственных связях и членах семьи; профессии родителей.
Дать детям представление о том, что каждая семья индивидуальна, имеет свою историю, традиции, интересы и устои.
Развивающие:
Развивать познавательно-поисковую активность детей.
Развивать речевые умения детей, вести монолог и диалог, рассказывать о себе, своей семье, используя свой личный опыт.
Развивать в детях чувство семейной сплоченности, интерес к истории своей семьи к ее традициям.
Воспитательные :
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить заботиться о родных людях.
Обогащать детско-родительские отношения опытом творческой деятельности.
Расширять кругозор и обогащать словарный запас, познавательный интерес, эмоциональную отзывчивость у всех участников образовательного процесса.
Ожидаемые результаты:
В качестве предполагаемого результата реализации данного проект можно назвать следующее:
- у детей будут развиваться процессы самоопределения, самоутверждения и самосознания, повышаться самооценка и познавательный интерес, в частности, к истории своей семьи. Родители и воспитатели станут : проявлять больший интерес к истории своей семьи, переосмыслят отношения ко своим близким и родственникам;
- лучше понимать детей, развивать и совершенствовать свои педагогические способности;
- создавать более гармоничные отношения в семье и детском саду, начнут искать способы лучше выразить и донести до детей свою любовь;
- усерднее работать над собой, легче признавать свои ошибки, говорить о своих недостатках.
Только совместное сотрудничество и заинтересованность педагогов, детей и родителей способствует зарождению основ патриотизма и обеспечению подрастающему поколению возможности сохранить и приумножить семейные ценности предыдущего поколения.
Все эти позитивные изменения создадут предпосылки для вхождения ребёнка в более широкий социум и будут способствовать достижению положительных результатов в новой социальной роли - школьника.
Средства реализации проекта :
Использование различных видов деятельности (познавательной, речевой, продуктивной, игровой).
Организация предметно - развивающей среды.
Специально-организованная НОД.
Просмотр слайдов и видеоматериалов.
Презентация музея краеведения г. Саратова.
Организация творческих выставок.
Организация фото-выставок.
Оформление информационных стендов.
Создание буклетов и памяток.
Презентация для детей «Старый Саратов».
Просвещение родителей.
Этапы осуществления проекта :
I этап – подготовительный (1-2 недели февраля)
II этап – основной (3-4 недели - февраля, апрель)
III этап – заключительный (1-2 недели мая)
Формы работы с родителями :
- Анкетирование родителей по вопросам, «Какой вы родитель?», «О здоровье вашего ребенка, «Анкетирование для выявления уровня педагогических возможностей родителей»
- Консультация для родителей : «Древо семьи»; «Памятка по составлению древа семьи»
- Индивидуальные беседы-консультации.
- Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
- Выставка рисунков «Моя мама – самая лучшая».
- Праздник «8 Марта», Спортивный досуг «Мой папа самый лучший».
Этапы разработки и реализации проекта
Этапы Содержание Срок
1 этап –
подготовительный - вовлечение детей и родителей в работу над проектом;
- подбор материала для проекта;
- планирование основных мероприятий.
- изучение методической литературы.
- составление перспективного плана реализации проекта.
- сбор литературы по данной теме;
- приобретение наглядного материала;
- подготовка материала для работы с родителями. февраль
2 этап – основной Реализация плановых мероприятий 3-4 недели - февраля, апрель
3 этап –
заключительный Итоговое мероприятие -
Оформлена творческая работа детей и родителей «Генеалогическое древо моей семьи», «Герб моей семьи». май
Реализация проекта через разные виды детской деятельности
Виды деятельности Формы и методы работы
Коммуникативная Беседы «Моя дружная семья», «Папа – мой лучший друг»,» Кто в доме самый главный», «Что я знаю о маме», «Что я знаю о папе» и др.
Беседы с детьми о своей семье, родственниках.
Рассказы о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях и реликвиях, о своей профессии, Что такое семья, о правах и обязанностях членов семьи.
Продуктивная
Просмотр видеофильмов о семье (В. Катаев «Цветик-семицветик», р. н. с. «Снегурочка», «Морозко» и другие»).
Игровая
Дидактические игры:
Дидактические игры «Кто старше?», «У кого сегодня день рожденья?», упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?», «Огорчится ли мама, если…».
Словесные игры: Моё имя. Назови ласково. Что такое хорошо и что такое плохо. Скажи наоборот. Можно или нельзя. Подбери словечко (прилагательные к слову мама, папа и т. д.)
Сюжетно-ролевые игры: Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».
Чтение художественной
литературы
Чтение художественной литературы по теме «Моя семья - моя Родина».
Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы». В. Осеева «Просто старушка». Я Сегель «Как я был мамой», Д. Габе «Моя семья». М. Родина «Мамины руки», Е. Пермяк «Мамина работа», В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», Л. Квитко «Бабушкины руки», С. Михалков «А что у вас?». Александрова «Родина», С. Михалков «Моя улица», С. Баруздин «Страна, где мы живём».
Заучивание пословиц и поговорок о семье, о родине, дружбе, пальчиковые игры Чтение художественной литературы о взаимоотношениях в семье :
О. Осеева «Честное слово», «Просто старушка»,
З. Александрова «Посидим в тишине» и др.
Заучивание пословиц о семье. М. Зощенко «Самые главные». М. Демиденко «Как Наташа папу искала».
Взаимодействие с родителями Анкетирование родителей по вопросам «Какой вы родитель?», «О здоровье вашего ребенка, «Анкетирование для выявления уровня педагогических возможностей родителей»
Консультация для родителей : «Древо семьи»; «Памятка по составлению древа семьи»
Индивидуальные беседы-консультации.
Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
Выставка рисунков «Моя мама – самая лучшая».
Составить и оформить мини-рассказ «Почему меня назвали таким именем и что оно означает?»
Принести фотографии
Я - помощник
Как мы отдыхаем
Традиции моей семьи
Моя семья
Моё домашнее животное
Праздник «8 Марта», Спортивный досуг «Мой папа самый лучший».
Примерное планирование организации проектной деятельности
№ п/п содержание работы сроки выполнения ответственный
1 Проведение опроса детей
По опроснику «Что я знаю о маме?» Февраль воспитатели
2. Рисование портрета мамы. Оформление в группе выставки «Пусть всегда будет мама» Февраль воспитатели
3. Организация в группе выставки «Во что играла моя мама, когда была маленькая» (попросить мам принести свои игрушки или их фотографии, рассказы о любимых играх и т. п.) Март воспитатели
родители
4. Организация в группе выставки «Мамина книжка» (попросить мам принести любимую книгу детства или ее фотографию, рассказать ребенку об этой книге) Март воспитатели
родители
5. Организация в группе выставки работ (изделий, сделанных руками мамы «Моя мама – мастерица» 29-февраля
воспитатели
родители
6. Фотоколлаж (фотоальбом) :
1) «Когда мама была маленькой» (детская фотография);
2) «Мама – труженица» (фотография с работы);
3) «Мама – домохозяйка» (мама дома);
4) «Моя любимая мамочка» (мама с ребенком);
5) «Хобби» (мама занимается любимым делом);
6) «Мама – кулинар» (любимое блюдо мамы);
7) «Мама – спортсменка»;
8) «Мама отдыхает» Март - апрель воспитатели
родители
8. Разучивание стихов, частушек, песен о маме Февраль - Март воспитатели
9. Проведение совместного досуга в группе, посвященного Дню Матери Март воспитатели
10. Повторное проведение опроса детей
По опроснику «Что я знаю о маме?» и сравнение ответов с первым опросником Май воспитатели
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)
2. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.).
4. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью – М. :ЦГЛ, 2004.
5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – Мозаика-синтез, 2012.
6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. - 2-е изд., - М. : Просвещение, 1991.- 134 с.
7. Аникина В. Русский фольклор. Москва. Художественная литература, 1985.
8. Веретенникова С. А., Клыкова А. А. Четыре времени года. М. : Просвещение, 1971.
9. Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М. : Просвещение, 1999.
10. Козлова С. А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. М. : 2004
11. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Москва, 2004.
12. Картушина М. Ю. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 5 – 6 лнт. Москва, 2012
13. Князева О. Л. Как жили люди на Руси, Санкт-Петербург, 2000.
14. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа Учебно-методическое пособие. г. Санкт-Петербург, 1999.
15. Интернет ресурсы
Опросник для детей старшего дошкольного возраста
«Что я знаю о маме?»
Вопросы задаются воспитателем индивидуально каждому ребенку группы в свободное время. Ответы детей записывать точно и подробно.
1. Как зовут твою маму? Назови фамилию, имя, отчество. ___
___
2. Сколько твоей маме лет? ___
3. Знаешь ли ты: где работает твоя мама, как называется ее должность, чем она занимается, выполняя свою работу?
___
___
4. Какое у твоей мамы любимое занятие, что она любит делать больше всего?
___
5. Продолжи фразу: «Моя мама не любит …» ___
___
___
6. Что твоя мама умеет делать очень хорошо? ___
___
7. Продолжи предложение: «Я похож (а) на маму тем, что …» ___
___
8. Продолжи предложение: «Моя мама – самая …» ___
9. Продолжи фразу: «Моя мама мечтает о …»
___
Анкета «Какой вы родитель?»
Инструкция: отметьте фразы, которые Вы часто используете в общении с детьми (в скобках указывается количество баллов).
1. Сколько раз тебе повторять? (2)
2. Посоветуй мне, пожалуйста… (1)
3. Не знаю, что бы я без тебя делала? (1)
4. И в кого ты такой уродился! (2)
5. Какие у тебя замечательные друзья! (1)
6. Ну на кого ты похож (а? (2)
7. Я в твои годы. (2)
8. Ты моя опора и помощник (ца! (1)
9. Ну что за друзья у тебя? (2)
10. О чём ты только думаешь? (2)
11. Какая (ой) ты у меня умница! (1)
12. А как ты считаешь, сынок (доченька? (1)
13. У всех дети как дети, а ты… (2)
14. Какой, ты у меня сообразительный (ая! (1_
Оценка результатов:
5 – 7 баллов: Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает, ваши отношения способствуют становлению его личности.
8 – 10 баллов: У вас сложности во взаимоотношениях с ребёнком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на него самого.
11 баллов и выше: Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.