Евгения Вязовец
Проект для подготовительной группы детского сада «Календарь как способ ориентирования во времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект подготовительной группы МБДОУ №93.
«Календарь, как способ ориентирования во времени».
Авторы : Вязовец Е. Н. (воспитатель)
.
2017-2018гг.
1. Актуальность выбора темы.
- Знакомство с календарем интегрирует различные области знаний дошкольников. Это, прежде всего математическое, речевое, социально-эстетическое развитие, знакомство с окружающим миром и т. д.
Публикация «Проект для подготовительной группы детского сада „Календарь как способ ориентирования во времени“» размещена в разделах
- В старшем дошкольном возрасте развивается, и познавательный интерес к разным параметрам времени, что является сильнейшим мотивом обучения. В 6 - 7 лет ребенка интересуют длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени.
Наконец, знакомство с календарем необходимо в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.
Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно сложные (их можно отнести ко второй категории трудности для дошкольников по классификации знаний для дошкольников А. П. Усовой).
- знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними. Ориентировка во времени должна базироваться на прочной чувственной основе, т. е. переживании длительности времени в связи с осуществлением разнообразной деятельности, по-разному эмоционально окрашенной, а также наблюдениями за явлениями природы, событиями общественной жизни.
2. Задачи.
1. Развивать познавательный интерес у детей в отношении различных единиц времени.
2. Формировать и закреплять речевые понятия дней недели, месяцев.
3. Сформировать художественно-эстетическое восприятие месяцев и сезонов года.
3. Цели.
-закрепить знания о периодах времени таких как утро, день, вечер, ночь, неделя;
-дать представление о месяцах;
-закрепить знание о сезонах года;
-сформировать представление о последовательной смены дня, недель, месяцев и года.
4. Основная часть.
Мы считаем, что знакомство детей с календарем должно происходить в подготовительной группе, потому что в этом возрасте у них уже есть необходимый запас количественных представлений, они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям уже возможно в комплексе давать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах, поэтому в подготовительной группе можно дать знания о календарном годе.
Для того чтобы эта сложная система взаимосвязанных единиц времени могла быть четко осознана детьми, мы представляли ее в виде модели календаря, отражающей в материальной форме отношения между единицами времени. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить систему работы, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени.
Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени : неделю, месяц и даже год. В свое время Ф. Н. Блехер писала, что отрывной календарь или же сменные листки в уголке природы дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц -- наступил новый. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени. Ф. Н. Блехер предупреждала, что не может быть и речи о заучивании с детьми последовательности времен года, месяцев, их названий. Дети легко усваивают, что листок -- это день; чтобы сменить листок, надо ждать целые сутки.
Проект рассчитан на один учебный год.
5. Изготовление наглядного пособия проекта.
Для съемных листков календаря был использован ящик, с с 3 -мя полочками с соответствующими ячейками -отделениями по размеру листков. В ячейки нижнего ряда дети складывали последовательно листки -дни недели, по 7 листков в каждое отделение. 7 листков -- 7 дней недели в каждом отделении создавали у детей образ прошедшей недели и складывались на второй полочке в соответствующих ячейках. По окончании месяца подсчитывалось количество недель и дней прошедшего месяца. Листки, собранные за месяц, скрепляли стопкой. Из уголка природы вытаскивается название прошедшего месяца, и укладывали стопку в верхнее отделение верхнего ряда ящика.
Стопки с месяцем прикрепляются к вращающему кругу, поделенному на 4 сезона года.
По окончании года подсчитывалось количество месяцев в году, определялся порядок их следования.
Предложенное пособие должно послужить моделью календарного года, поскольку с его помощью наглядно отражает взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами могут снимать листки календаря и складывали из суток неделю, из недель -- месяц, затем определяли место данного месяца среди других. Из месяцев постепенно и последовательно складывался год. Дети в любой момент могут подойти к пособию и по разложенным в ней листкам календаря природы определить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло, к какому времени года относится тот или иной месяц. Производя все эти действия, дети, постепенно постигнут и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.
6. Календарно-тематическое планирование.
месяц неделя Тема НОД Достигнутые цели
сентябрь 1 Сутки-результат вращения земли Сформировано понятие, что смена дня и ночи – результат вращения Земли вокруг своей оси. Показ презентации. (Исслед. окруж. мира)
2 Понятия утро, день, вечер, ночь
Беседа,Рисование. ФОТО
октябрь 1 История возникновения названий дней недели Дети познакомлены с историей возникновения названий и числа дней недели.
2 Презентация календарного ящика Представлен детям и рассказано его назначение.
3 История возникновения названий месяцев Консультация для родителей
4 Презентация годового круга и разметка сезонов года Закреплено понятие состава года из 4 сезонов и их периодическая повторяемость
ноябрь 1 Состав месяца "октябрь" Сформировано понятие состава месяца из 4-х недель.
2 Праздник "День народного единства" беседа Проведена беседа о празднике 4 ноября.
3 Месяц-Луна. Состав месяца из 4-х недель Закреплено понятие, что 4 –е недели в месяце, это результат изменения фаз луны.
4 Чтение рассказа Даль «Старик годовик» Познакомила детей на основе литературного произведения о составе года по сезонам, месяцам, неделям и суткам.
декабрь 1 Состав месяца "ноябрь" Сформировано понятие состава месяца из 4-х недель. Начало месяца с 1 числа и окончание 30 или 31 числа.
2 Праздник "День конституции РФ" беседа Беседа о празднике 12 декабря.
3 Поэтическое музыкальное восприятие декабря Прослушивание произведений П. И. Чайковского «Времена года» Декабрь.
4 Окончание годового цикла и смена номера года Переодевание «Мистера года на модель «Года» у детей сформировано понятие, что год заканчивается 31 декабря.
январь 2 Состав месяца декабрь. Смена года с 2017 на 2018гг. Сформировано понятие о смене «номера» года с 2917 на 2018г.
3 Празднования Рождества и Нового года Проведена беседа о традиции празднования Нового Года и Рождества.
4 Художественно-эстетическое восприятие января С помощью картин русских художников, сформировано понятие крещенские морозы.
февраль 1 Окончание первого месяца года и начало второго Закреплено понятие. Что январь – это всегда 1-ый месяц года.
2 Показ мультфильма 12 месяцев Сформировано понятие о составе года из 12 месяцев.
3 Празднование праздника 23 февраля Проведение развлечения для детей.
4 Окончание зимы как сезона года. «Масленица» Празднование «Масленицы»,как символ окончание зимы и встреча весны.
март 1 Начало календарной весны. Признаки.
Познакомились с признаками весны и переодели «Мистера года» на весенний образ.
2 Празднование праздника 8 марта Проведение праздника. Сформировано понятие, что март начало календарной весны.
3 День весеннего равноденствия Сформировано понятие, что 21 марта день весеннего равноденствия,когдадень равен ночи и признак весны – это увеличение продолжительности светогого дня.
4 Поэтическое музыкальное восприятие марта Прочтение стихов русских поэтов о весне.
апрель 1 Наблюдение за природными изменениями
2 Художественное восприятие апреля
3 Поэтическое восприятие апреля
4 Состав месяца апрель
май 1 Празднование весны
2 День победы
3 Окончание весны
4 Встречаем лето. Летние месяцы.
7. Ожидаемый результат.
По окончанию проекта в группе должно появиться два вида ярких наглядных пособий:
1. отобрадает день, неделю, месяц;
2. показывает сезоны года их состав, постоянную и последовательную смену месяцев в году.
В процессе изготовления этих пособий дети должны четко усвоить понятия, суток, дня, ночи, утро, вечер. Знать названия дней недели. Представлять, что из недель складывается месяц, который в свою очередь, является частью сезонов года. Год состоит из сезонов, которые последовательно сменяют друг друга и повторяются из года в год.
Кроме того ребята знакомятся с тем что смена дня и ночи является результатом вращения земли вокруг своей оси, а чередования сезонов – вращения вокруг солнца.
Знакомство с единицами времени дает детям подготовительной группы математические знания о количестве, последовательном увеличении на единицу, развивает логическое мышление, основанное на причинно-следственных связей природы и их отражении в календаре в виде цифр.
Подводя итог проекту, можно сказать, что дети смогут легко ориентироваться в единицах времени и уметь пользоваться календарем, распределять свое время. Это является одним из важнейших моментов самоорганизации будущих школьников.