МААМ-картинки

Проект для подготовительной группы детского сада «Календарь как способ ориентирования во времени»

Евгения Вязовец
Проект для подготовительной группы детского сада «Календарь как способ ориентирования во времени»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект подготовительной группы МБДОУ №93.

«Календарь, как способ ориентирования во времени».

Авторы : Вязовец Е. Н. (воспитатель)

.

2017-2018гг.

1. Актуальность выбора темы.

- Знакомство с календарем интегрирует различные области знаний дошкольников. Это, прежде всего математическое, речевое, социально-эстетическое развитие, знакомство с окружающим миром и т. д.

Публикация «Проект для подготовительной группы детского сада „Календарь как способ ориентирования во времени“» размещена в разделах

- В старшем дошкольном возрасте развивается, и познавательный интерес к разным параметрам времени, что является сильнейшим мотивом обучения. В 6 - 7 лет ребенка интересуют длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени.

Наконец, знакомство с календарем необходимо в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.

Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно сложные (их можно отнести ко второй категории трудности для дошкольников по классификации знаний для дошкольников А. П. Усовой).

- знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними. Ориентировка во времени должна базироваться на прочной чувственной основе, т. е. переживании длительности времени в связи с осуществлением разнообразной деятельности, по-разному эмоционально окрашенной, а также наблюдениями за явлениями природы, событиями общественной жизни.

2. Задачи.

1. Развивать познавательный интерес у детей в отношении различных единиц времени.

2. Формировать и закреплять речевые понятия дней недели, месяцев.

3. Сформировать художественно-эстетическое восприятие месяцев и сезонов года.

3. Цели.

-закрепить знания о периодах времени таких как утро, день, вечер, ночь, неделя;

-дать представление о месяцах;

-закрепить знание о сезонах года;

-сформировать представление о последовательной смены дня, недель, месяцев и года.

4. Основная часть.

Мы считаем, что знакомство детей с календарем должно происходить в подготовительной группе, потому что в этом возрасте у них уже есть необходимый запас количественных представлений, они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям уже возможно в комплексе давать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах, поэтому в подготовительной группе можно дать знания о календарном годе.

Для того чтобы эта сложная система взаимосвязанных единиц времени могла быть четко осознана детьми, мы представляли ее в виде модели календаря, отражающей в материальной форме отношения между единицами времени. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить систему работы, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени.

Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени : неделю, месяц и даже год. В свое время Ф. Н. Блехер писала, что отрывной календарь или же сменные листки в уголке природы дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц -- наступил новый. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени. Ф. Н. Блехер предупреждала, что не может быть и речи о заучивании с детьми последовательности времен года, месяцев, их названий. Дети легко усваивают, что листок -- это день; чтобы сменить листок, надо ждать целые сутки.

Проект рассчитан на один учебный год.

5. Изготовление наглядного пособия проекта.

Для съемных листков календаря был использован ящик, с с 3 -мя полочками с соответствующими ячейками -отделениями по размеру листков. В ячейки нижнего ряда дети складывали последовательно листки -дни недели, по 7 листков в каждое отделение. 7 листков -- 7 дней недели в каждом отделении создавали у детей образ прошедшей недели и складывались на второй полочке в соответствующих ячейках. По окончании месяца подсчитывалось количество недель и дней прошедшего месяца. Листки, собранные за месяц, скрепляли стопкой. Из уголка природы вытаскивается название прошедшего месяца, и укладывали стопку в верхнее отделение верхнего ряда ящика.

Стопки с месяцем прикрепляются к вращающему кругу, поделенному на 4 сезона года.

По окончании года подсчитывалось количество месяцев в году, определялся порядок их следования.

Предложенное пособие должно послужить моделью календарного года, поскольку с его помощью наглядно отражает взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами могут снимать листки календаря и складывали из суток неделю, из недель -- месяц, затем определяли место данного месяца среди других. Из месяцев постепенно и последовательно складывался год. Дети в любой момент могут подойти к пособию и по разложенным в ней листкам календаря природы определить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло, к какому времени года относится тот или иной месяц. Производя все эти действия, дети, постепенно постигнут и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.

6. Календарно-тематическое планирование.

месяц неделя Тема НОД Достигнутые цели

сентябрь 1 Сутки-результат вращения земли Сформировано понятие, что смена дня и ночи – результат вращения Земли вокруг своей оси. Показ презентации. (Исслед. окруж. мира)

2 Понятия утро, день, вечер, ночь

Беседа,Рисование. ФОТО

октябрь 1 История возникновения названий дней недели Дети познакомлены с историей возникновения названий и числа дней недели.

2 Презентация календарного ящика Представлен детям и рассказано его назначение.

3 История возникновения названий месяцев Консультация для родителей

4 Презентация годового круга и разметка сезонов года Закреплено понятие состава года из 4 сезонов и их периодическая повторяемость

ноябрь 1 Состав месяца "октябрь" Сформировано понятие состава месяца из 4-х недель.

2 Праздник "День народного единства" беседа Проведена беседа о празднике 4 ноября.

3 Месяц-Луна. Состав месяца из 4-х недель Закреплено понятие, что 4 –е недели в месяце, это результат изменения фаз луны.

4 Чтение рассказа Даль «Старик годовик» Познакомила детей на основе литературного произведения о составе года по сезонам, месяцам, неделям и суткам.

декабрь 1 Состав месяца "ноябрь" Сформировано понятие состава месяца из 4-х недель. Начало месяца с 1 числа и окончание 30 или 31 числа.

2 Праздник "День конституции РФ" беседа Беседа о празднике 12 декабря.

3 Поэтическое музыкальное восприятие декабря Прослушивание произведений П. И. Чайковского «Времена года» Декабрь.

4 Окончание годового цикла и смена номера года Переодевание «Мистера года на модель «Года» у детей сформировано понятие, что год заканчивается 31 декабря.

январь 2 Состав месяца декабрь. Смена года с 2017 на 2018гг. Сформировано понятие о смене «номера» года с 2917 на 2018г.

3 Празднования Рождества и Нового года Проведена беседа о традиции празднования Нового Года и Рождества.

4 Художественно-эстетическое восприятие января С помощью картин русских художников, сформировано понятие крещенские морозы.

февраль 1 Окончание первого месяца года и начало второго Закреплено понятие. Что январь – это всегда 1-ый месяц года.

2 Показ мультфильма 12 месяцев Сформировано понятие о составе года из 12 месяцев.

3 Празднование праздника 23 февраля Проведение развлечения для детей.

4 Окончание зимы как сезона года. «Масленица» Празднование «Масленицы»,как символ окончание зимы и встреча весны.

март 1 Начало календарной весны. Признаки.

Познакомились с признаками весны и переодели «Мистера года» на весенний образ.

2 Празднование праздника 8 марта Проведение праздника. Сформировано понятие, что март начало календарной весны.

3 День весеннего равноденствия Сформировано понятие, что 21 марта день весеннего равноденствия,когдадень равен ночи и признак весны – это увеличение продолжительности светогого дня.

4 Поэтическое музыкальное восприятие марта Прочтение стихов русских поэтов о весне.

апрель 1 Наблюдение за природными изменениями

2 Художественное восприятие апреля

3 Поэтическое восприятие апреля

4 Состав месяца апрель

май 1 Празднование весны

2 День победы

3 Окончание весны

4 Встречаем лето. Летние месяцы.

7. Ожидаемый результат.

По окончанию проекта в группе должно появиться два вида ярких наглядных пособий:

1. отобрадает день, неделю, месяц;

2. показывает сезоны года их состав, постоянную и последовательную смену месяцев в году.

В процессе изготовления этих пособий дети должны четко усвоить понятия, суток, дня, ночи, утро, вечер. Знать названия дней недели. Представлять, что из недель складывается месяц, который в свою очередь, является частью сезонов года. Год состоит из сезонов, которые последовательно сменяют друг друга и повторяются из года в год.

Кроме того ребята знакомятся с тем что смена дня и ночи является результатом вращения земли вокруг своей оси, а чередования сезонов – вращения вокруг солнца.

Знакомство с единицами времени дает детям подготовительной группы математические знания о количестве, последовательном увеличении на единицу, развивает логическое мышление, основанное на причинно-следственных связей природы и их отражении в календаре в виде цифр.

Подводя итог проекту, можно сказать, что дети смогут легко ориентироваться в единицах времени и уметь пользоваться календарем, распределять свое время. Это является одним из важнейших моментов самоорганизации будущих школьников.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Изготовление поделки «Дерево — 4 времени года» для детского садаИзготовление поделки «Дерево — 4 времени года» для детского сада Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Дерево- 4 времени года», который я изготовила для своей группы.

Газета «В мире детства» как способ включения родителей в жизнь детского садаГазета «В мире детства» как способ включения родителей в жизнь детского сада Аннотация: В статье рассматривается одно из направлений эффективного взаимодействия дошкольной образовательной организации с родительским.

Календарь природы для детского сада своими руками из фетра и фоамиранаКалендарь природы для детского сада своими руками из фетра и фоамирана Приступая к созданию календаря природы для детского сада, мы ставили перед собой задачу - предоставить воспитанникам занимательный образовательный.

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы детского сада «Спасибо, мама, что ты со мною»Краткосрочный проект для детей подготовительной группы детского сада «Спасибо, мама, что ты со мною» Краткосрочный проект для подготовительной группы детского сада тема «Спасибо, мама, что ты со мною…» Актуальность: Вся гордость мира от.

Опытно-исследовательский проект «Как растения пьют воду» для детей средней группы детского садаОпытно-исследовательский проект «Как растения пьют воду» для детей средней группы детского сада Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели) Тип проекта: опытно - исследовательский Проблема: при наблюдении за тем как воспитатель.

Проект «9 мая» для старшей группы детского сада Пояснительная записка Одной из задач нашего детского сада - осуществление нравственно-патриотического воспитания детей. В преддверии большого.

Проект для старшей группы детского сада «Бабочки» .

Проект ко Дню Победы «Никто не забыт — ничто не забыто» для подготовительной группы детского садаПроект ко Дню Победы «Никто не забыт — ничто не забыто» для подготовительной группы детского сада Вид проекта: исследовательский, личностно-ориентированный. Срок реализации проекта: краткосрочный май 2018 года. Участники проекта: дети.

Проект «Моя малая Родина» для старшей группы детского сада Краткосрочный проект «Моя малая Родина» для старшей группы детского сада Продолжительность: краткосрочный (19. 03.2018 - 21.05.2018) Тип.

Утренник к 8 марта для подготовительной группы детского сада МБДОУ д/с №3 Подготовительная к школе группа Март 2017 Утренник к 8 марта для подготовительной группы детского сада.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для подготовительной группы детского сада «Календарь как способ ориентирования во времени»
Опубликовано: 19 июня 2018 в 15:43
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект для подготовительной группы детского сада «Календарь как способ ориентирования во времени»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Вязовец в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД