Шалбина Вера
Проект для логопедов «Домик звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематика
Коррекция и развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья
Название проекта
«Домик звуков»
Целевая группа
Пособие предназначено для использования логопедами на групповых и индивидуальных занятиях по развитию речи в дошкольных учреждениях с детьми 5-7лет, с детьми-логопатами, для использования учителями с целью развития звукопроизношения, фонематики и звуко-буквенного анализа дошкольников. А также карточки пособия могут использоваться для большого количества речевых игр людям от 3 до 99 лет.
Публикация «Проект для логопедов „Домик звуков“» размещена в разделах
Ограничений по включению в целевую группу нет.
Оборудование:
Созданное мною игровое настенное пособие имеет вид красочного домика из двух этажей, размер 100 *50см. При создании пособия были использованы качественные материалы: пластиковые панели, деревянные рейки, самоклеющаяся пленка, картон, пластиковые карманы.
Содержание проекта
Пособие имеет два набора карточек: один с буквами, другой с картинками.
Этот домик - твой ротик. Первый этаж – это нижние зубки. Второй этаж – это верхние зубки. На первом этаже одна большая квартира. В ней живут звуки, которые умеют свистеть (С-СЬ-З-ЗЬ-Ц). Можно спросить малыша, сколько квартир на втором этаже? В первой квартире живут два брата с твердым и мягким характером (Л-ЛЬ, во-второй квартире тоже два брата с твердым и мягким характером (Р-РЬ, в третьей, большой квартире живет семейка шипящих. Их так назвали потому, что они любят шипеть. Нужно вставить в окошки - кармашки буквы и картинки с соответствующим звуком.
Созданное мною пособие помогло сделать занятия интересными и успешными.
Пособие предназначено для индивидуального использования на логопедических занятиях с детьми дошкольного (5-7 лет) возраста для развития звукопроизношения, автоматизации в словах различных звуков (фонетическая сторона речи) и для развития фонематического слуха (фонематическое восприятие).
Эти аспекты составляют фонетико-фонематическую компетенцию, предполагающую безупречное продуцирование звуков и развитое звуковосприятие – способность дифференцировать звуки родного языка, выделять и характеризовать фонемы.
Именно поэтому одна из основных задач логопедической работы с детьми дошкольного возраста – развитие фонетико-фонематической компетенции, без которой не может быть достигнута высокая результативность в освоении школьной программы.
Актуальность данного пособия обусловлена вызовом времени: с каждым годом всё большее количество дошкольников нуждается в помощи учителя-логопеда для развития всех сторон речи (словарь, грамматический строй, словообразование, звукопроизношение, связная речь, фонематический слух).
Задачи.
1. Развитие всех сторон речи (звукопроизношение, лексика, грамматика, связная речь, фонематический слух).
2. Развитие творческих способностей и креативности.
3. Формирование «чувства» родного языка.
4. Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление) в играх с карточками.
Формат реализации проекта :
по субъектам — групповой и индивидуальный;
по целевому назначению — учебный, воспитательный;
по сфере — социально-педагогический;
по предметной области — речевой;
по срокам — долговременный (рассчитан на столько лет, сколько у детей и будут сохраняться дефектные звуки);
Этот проект не является отдельной методикой.
Условия реализации проекта
По данному проекту могут работать и специалисты (психологи, логопеды, дефектологи).
Особые условия, оборудование, материалы, обучение не требуются.
Само пособие является необходимым инструментом для учебной, коррекционной и игровой деятельности.
Планируемые или полученные результаты
Главный результат проекта — полная автоматизация у ребенка всех поставленных звуков в речи.
Когда логопед поставил ребенку звук, при использовании пособия «Домик звуков» (хотя бы 3 раза в неделю) данный звук автоматизируется в речи через 1–3 месяца.
Пособие имеет ряд специфических особенностей, отличающих его от другой методической литературы:
1. Группы звуков для автоматизации идут в определенном порядке, соответствующем правильной последовательности их постановки: сначала свистящие звуки (с, сь, з, зь, ц); затем шипящие звуки (ш, ж, ч, щ); ротовые соноры (л, ль, р, рь) ставятся и автоматизируются параллельно с другими звуками.
2. Слова для автоматизации звуков специально подобраны таким образом, чтобы в них практически не встречались звуки из другой группы, которая на данном этапе может быть сложной для ребенка.
Например,
1) в словах для автоматизации свистящих звуков (с, сь, з, зь, ц) нет шипящих (ш, ж, ч, щ) и ротовых соноров (л, ль, р, рь);
2) в словах для закрепления произношения шипящих звуков нет свистящих и ротовых соноров;
3) для автоматизации звуков л, ль предлагаются слова без свистящих, шипящих и ротовых соноров р, рь;
4) для отработки звуков р, рь слова подобраны без свистящих, шипящих и ротовых соноров л, ль.
3. В пособии представлены приемы, упражнения и игры для развития фонематического восприятия.
Весь речевой материал, приведенный в данном пособии, использовался нами на логопедических занятиях и уже доказал свою эффективность в автоматизации звуков, развитии слухового восприятия и в работе по преодолению нарушений слоговой структуры слов.
Автор надеется, что пособие «Домик звуков» поможет педагогам в формировании у дошкольников фонетико-фонематической компетенции, восстановлении слоговой структуры слов. Это окажет положительное влияние на успешность усвоения ими школьной программы и формирование красивой грамотной речи.