Наталья Ерошкина
Проект «Развитие мелкой моторики рук для правильного произношения звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Тема проекта: «Развитие мелкой моторики рук для правильного произношения звуков»
Актуальность темы:
Темочки:
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии. На логопункт нашего дошкольного учреждения поступают дети с нарушениями речи, которые влияют на общее развитие ребенка, и его мышление. Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики.
Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Поэтому для развития навыков ручной умелости у детей речевыми нарушениями необходимы особые условия. Исходя из этого, возникла идея создания образовательного пространства на логопункте по развитию мелкой моторики.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр, гимнастик на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшие развитие. На разработку проекта повлияла необходимость просветить родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей, взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений.
Цель проекта: «Развивать речь у детей через укрепление и развитие мелкой моторики рук»
Задачи:
-Обучить детей пальчиковым играм и упражнениям на развитие мелкой моторики рук;
-Развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности;
-Содействовать развитию умения детей мастерить из разных видов материала (пластилина, салфеток, бумаги, различных круп, пуговиц и т. д.);
-Способствовать развитию воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
-Воспитывать желание играть в игры, направленные на развитие мелкой моторики рук и доброжелательные отношения к товарищам.
Тип проекта: среднесрочный (1.09.17 -10.01.18)
Вид проекта: творческий, групповой, индивидуальный.
Участники проекта: дети с речевыми нарушениями, логопед, воспитатели, родители.
Работа с воспитателями: Консультация «Речевые нарушения у детей 4-6 лет»
Работа с родителями:
Научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей.
Консультации «Простые советы логопеда», «Развиваем пальчики- улучшаем речь»
Индивидуальные беседы по теме.
Ожидаемые результаты:
-Повышение у детей интереса к выполнению упражнений по развитию мелкой моторики.
-Умение детей самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.
-Совершенствование у детей мелкой моторики, развитие глазомера, точности движений пальцев рук. Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный
Цель: «Создание организационных условий, обеспечивающих реализацию проекта»
Разработка перспективного плана, изготовление и подбор атрибутов, изучить литературу для работы с детьми, подготовить консультации для родителей и воспитателей, подобрать художественное слово.
II Этап – практический
Цель: «Осуществление педагогической работы по формированию мелкой моторики рук.
План работы с детьми:
Понедельник
Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, «ёжики», «скалочки», семена, пробки, расчёски)
Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки, пробки)
Вторник
Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, шнуровки).
Занятия "Игровой набор Фребеля"
Среда
Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров)
Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание)
Четверг
Игры в «сухом бассейне», наполненном мячиками разной величины нахождение заданных предметов, угадывание предмета с закрытыми глазами, на ощупь и с открытыми глазами на цвет.
Песочная терапия.
Пятница
Использование методики Су Джок (работа с различными семенами): сортировка, перекладывание, выкладывание узоров, узнай на ощупь)
III Этап - заключительный (аналитический)
«Подведение итогов по реализации проекта».
Вывод проекта:
-Уменьшение количества детей с низким уровнем речевого развития путем овладения пальчиковыми играми и развитием мелкой моторики.
-Рост взаимопонимания и переход на уровень сотрудничества педагогов и семьи.
-Повышения уровня компетентности родителей в применении пальчиковых игр.