Кириченко Оксана Владимировна
Консультация для логопедов «Невропатология»
▼ Скачать + Заказать документы
Невропатология – раздел медицинской науки, изучающий болезни нервной системы. Раздел является частью неврологии – науки о структуре и функциях нервной системы.
Предмет невропатологии – закономерности функционирования и феноменология клинических проявлений заболеваний нервной системы.
Цель невропатологии как науки – изучение закономерностей функционирования и феноменологии клинических проявлений заболеваний нервной системы с разработкой методов профилактики, лечения, реабилитации и коррекции.
Задачи:
1. Изучение этиологии заболеваний нервной системы.
Публикация «Консультация для логопедов „Невропатология“» размещена в разделах
2. Изучение патогенеза заболевания.
3. Изучение клинических проявлений поражений центральной и периферической нервных системы.
4. Изучение эпидемиологических заболеваний.
5. Разработка методов диагностики, лечения и профилактики, а также принципов организации специальной медицинской помощи при неврологической патологии.
В сферу компетенции невропатологии входит также изучение влияния нервной системы на развитие заболеваний внутренних органов (сердце, сосуды, легкие, печень и др.).
2. Что изучает невропатология детского возраста?
Самостоятельной областью является невропатология детского возраста.
В задачи детской невропатологии входят изучение нервной системы детей различных возрастных групп, разработка нормативов нервно- психического развития ребенка, выявление причин задержек или «искажений» развития, изучение заболеваний нервной системы, разработка методов лечения.
3. Чем занимается перинатальная неврология как раздел детской невропатологии?
Важным разделом детской невропатологии является перинатальная неврология (peri – около, natus – родовой, изучающая особенности формирования нервной системы в раннем периоде в нормальных и неблагоприятных условиях.
4. Роль невропатологии в системе подготовки учителя-логопеда
В последнее время употребляется термин «педагогическая неврология», в задачи которой входит изучение особенностей нервной системы применительно к проблемам обучения детей, в том числе и страдающих различными нарушениями слуха, зрения, двигательной сферы, речи, а также отстающих в умственном развитии и имеющих ЗПР. Знание основ невропатологии – необходимая предпосылка для любого вида педагогической деятельности, особенно с детьми, страдающими патологией речи, органов чувств, двигательными нарушениями, задержками нервно-психического развития. Взаимосвязь невропатологии и дефектологии. Невропатология и дефектология, тесно связанные между собой науки, изучают особенности людей с теми или иными физическими и психическими недостатками (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, умственно отсталые дети, дети с ЗПР). Дефектология изучает психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания, образования и обучения. Будучи отраслью общей педагогики, дефектология опирается на ее теоретические положения и методы исследования. Опирается дефектология и на ряд медицинских дисциплин, поскольку она изучает людей с теми или иными отклонениями в развитии и нарушениями нервной системы. Среди этих дисциплин важнейшее место принадлежит невропатологии, которая изучает причины, проявления, течение болезней нервной системы, разрабатывает методы их лечения, диагностики и профилактики. Невропатология и дефектология тесно связаны и в своей повседневной практике. Врач-невропатолог и врач-психоневролог совместно с дефектологом устанавливают характер дефекта, степень его выраженности, влияние на развитие ребенка и ту или иную функцию нервной системы. Врач и дефектолог совместно прогнозируют развитие аномального ребенка, выбирают наиболее оптимальные методы его обучения и воспитания, определяют методы коррекции нарушенных функций.
5. Томас Уиллис (Willis, Виллизий) (1621– 1675) английский анатом и врач, сочетая практическую работу врача с деятельностью учёного- исследователя, сделал немало открытий в области анатомии мозга и его сосудов. Его именем названы артерии основания головного мозга и 11-я пара головных нервов – добавочный нерв, – впервые им описанные, а также часть желудка, граничащая с привратником.
6. Перечислите хромосомные заболевание сопровождающиеся поражением ЦНС.
Хромосомные заболевание сопровождающиеся поражением ЦНС: Синдром Шерешевского-Тернера, синдром Клайнфелтера, синдромы ПОЛИСОМИИ Х-ХРОМОСОМЫ, СИНДРОМ XYY, болезнь Дауна.
7. Опишите структуры входящие в ствол мозга.
Структуры головного мозга, формирующиеся из первичного мозгового пузыря: средний, задний и добавочный мозг — составляют ствол головного мозга. Он является ростральным продолжением спинного мозга и имеет с ним общие черты строения. Проходящая по латеральным стенкам спинного мозга и стволового отдела головного мозга парная пограничная борозда делит мозговую трубку на основную (вентральную) и крыловидную (дорзальную) пластинки. Из основной пластинки формируются моторные структуры (передние рога спинного мозга, двигательные ядра черепно-мозговых нервов). Над пограничной бороздой из крыловидной пластинки развиваются сенсорные структуры (задние рога спинного мозга, сенсорные ядра ствола мозга, в пределах самой пограничной борозды — центры вегетативной нервной системы.
Производные архэнцефалона создают подкорковые структуры и кору. Здесь нет основной пластинки (она заканчивается в среднем мозге, следовательно, и нет двигательных и вегетативных ядер. Весь передний мозг развивается из крыловидной пластинки, поэтому в нем имеются лишь сенсорные структуры.
Таким образом, в результате деления нервной трубки и образования пяти мозговых пузырей с последующим их развитием формируются следующие отделы нервной системы:
передний мозг, состоящий из конечного и промежуточного мозга;
ствол мозга, включающий в себя ромбовидный и средний мозг.
Конечный, или большой, мозг представлен двумя полушариями (в него входят кора большого мозга, белое вещество, обонятельный мозг, базальные ядра).
К промежуточному мозгу относят эпиталамус, передний и задний тадамус, метапамус, гипоталамус.
Ромбовидный мозг состоит из продолговатого мозга и заднего, включающего в себя мост и мозжечок, средний мозг — из ножек мозга, покрышки и крышки среднего мозга. Из недифференцированной части медуллярной трубки развивается спинной мозг.
Полость конечного мозга образуют боковые желудочки, полость промежуточного мозга — III желудочек, среднего мозга - водопровод среднего мозга (сильвиев водопровод, ромбовидного мозга — IV желудочек и спинного мозга — центральный канал.
В дальнейшем идет быстрое развитие всей центральной нервной системы, но наиболее активно развивается конечный мозг, который начинает делиться продольной щелью большого мозга на два полушария. Затем на поверхности каждого из них появляются борозды, определяющие будущие доли и извилины.
На 4-м месяце развития плода человека появляется поперечная щель большого мозга, на 6-м — центральная борозда и другие главные борозды, в последующие месяцы — второстепенные и после рождения — самые мелкие борозды.