Светлана Каримова
Проект «Путешествие в стану звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 443
МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 443
Проект
«Путешествие в страну звуков»
Исполнители:
Учитель-логопед: Дмитриева О. А.
I квалификационная
категория
Воспитатель: Каримова С. Н.
I квалификационная
категория
г. Екатеринбург, 2018
Введение
Публикация «Проект „Путешествие в стану звуков“» размещена в разделах
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии речевых компонентов и как следствие трудности в овладении письмом и чтением, неуклонно растет.
Предпосылки для успешного речевого развития, а также обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой деятельности.
Задачи каждого занятия учителя-логопеда с ребенком, имеющим ТНР, делятся на три группы: коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие и коррекционно-воспитательные. Но необходимо учитывать, что эти задачи должны осуществляться с использованием игровых методик, ориентируясь на игру, как на основную форму деятельности дошкольника. Игра доступна, понятна и интересна, в ней полностью удовлетворяются насущные потребности дошкольника.
Особое внимание хочется обратить на эмоциональный фон занятия, который задается в самом начале и удерживается на протяжении всего времени. Поэтому в своей работе педагог не должен исключать творческий подход в проведении занятий. Необходимо думать, сочинять, творить, создавать вместе с детьми и родителями. Только на положительном эмоциональном фоне можно получить «стопроцентный коррекционный эффект».
Поэтому у нас возникла идея реализации проекта «Путешествие в страну звуков».
Этот проект направлен на реализацию задач корреционно-развивающей программы. А самое главное проект поможет детям в совершенстве овладеть всеми компонентами связной устной речи и подготовиться к школе. Дети в дальнейшем смогут применить и полностью реализовать полученные знания и умения в социально-коммуникативном аспекте.
Авторы проекта : Дмитриева О. А. – учитель-логопед, Каримова С. Н. – воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида № 443
Вид проекта : информационно – творческий.
Тип проекта : групповой, долгосрочный (01.02.2018 г. – 31.05.2018 г.)
Участники проекта : дети, родители, воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Проблема: общее недоразвитие речи у детей с ТНР
Цель проекта : создание условий для коррекции и развития всех компонентов связной устной речи, фонематического слуха и восприятия, а также обучению грамоте.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с новыми звуками и буквами. Активизировать их в речи и на письме.
2. Продолжать учить звуковому анализу и синтезу.
3. Продолжать учить чистоговорки, стихи, рифмовки песенки на разные звуки.
4. Продолжать совершенствовать звукопроизносительную сторону речи, грамматический строй, словарь.
5. Привлечь детей к созданию магнитной азбуки путем применения тестопластики.
6. Привлечь родителей к совместной деятельности по изготовлению поделок из различных материалов в условиях конкурса «Моя любимая буква», а также подбору и изготовлению дидактического материала по обучению грамоте и развитию речи.
7. Привлечь педагогов и родителей к совместной деятельности по подготовке детей к выпускному балу.
Предполагаемый результат:
После завершения проекта дети приобретут :
развитие понимания речи;
активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
развитие произносительной стороны речи;
развитие самостоятельной фразовой речи;
развитие творческих способностей, фантазии, эстетического вкуса.
Этапы проекта :
I Подготовительный
1. Составление плана реализации проекта.
2. Составление конспектов занятий и подготовки к выпускному балу.
3. Разработка презентации «Звукоподражание»
4. Подбор художественной литературы, сказок, чистоговорок, рифмовок, стихов, песен и др.
5. Подбор иллюстративного и демонстрационного материала.
6. Подбор дидактических игр.
7. Подбор музыкального репертуара.
8. Привлечение родителей к текущему проекту.
9. Создание макета-поезда для размещения фото детей группы, с целью уточнения и демонстрации звуков на этапе постановки,автоматизации и дифференциации.
II Основной этап
Направления деятельности Содержание деятельности Сроки
Взаимодействие с детьми Познание. Коммуникация
Просмотр презентации «Звукоподражание». Прослушивание сказки «Как звуки подружились». Обучение элементарным навыкам письма и чтения.
Составление творческих рассказов, театрализация.
Чтение художественной литературы
Чтение художественной литературы.
Знакомство и заучивание наизусть чистоговорок, рифмовок, стихов, песен.
Художественное творчество
Лепка: «Тестопластика» (магнитная азбука).
Изготовление образа буквы из различного материала совместно с родителями.
Нетрадиционные способы рисования «Кляксография» («Дорисуй букву»)
Социализация
Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Закончи предложение», «Добавь слог», «Буквы потерялись», «Волшебные слова» и др.
Сюжетно – ролевые игры: «Звуки подружились», театрализация сказки «Страна звуков», «Кот, петух и лиса»
Физическая культура
Физкультминутки, подвижные игры.
Музыка.
Разучивание песен, стихов.
Разучивание танцев к празднику.
В рамках реализации проекта.
Взаимодействие с родителями Создание совместной творческой работы «Моя любимая буква», ведение тетрадей взаимодействия методических рекомендаций по речевому развитию.
Разучивание стихов к празднику. В рамках реализации проекта.
Взаимодействие с педагогами ДОУ Разработка интегрированных занятий, создание творческих выставок, конкурсов. Подготовка детей к выпускному балу. В рамках реализации проекта.
III – заключительный
Выставка совместных творческих работ. Выпускной бал.
Тематическое планирование НОД.
Коммуникация, познание, чтение художественной литературы.
Цель: дать детям представление о речевых и неречевых звуков, дать понятие «звук- слог-слово предложение». Учить соотносить звук и букву. Учить различать на слух речевые и неречевые звуки. Учить составлять звуковые схемы, делить слова на слоги, составлять слова из разрезной азбуки. Учить фразовой речи, путем составления развернутых ответов на заданные вопросы, составление рассказов по опорным картинкам и схемам.
Чтение стихов и заучивание наизусть. Чтение художественной литературы, коммуникация.
Цель: познакомить детей со стихами разных поэтов, учить выразительно читать стихи, активизировать память. Воспитывать уважение, доброжелательное отношение к окружающему миру.
Художественное творчество.
Рисование нетрадиционным способом «Кляксография»
Цель: развивать творческие способности, фантазию, эстетический вкус, цветовосприятие, продолжать развивать дыхательную систему.
Лепка «Тестопластика. Моя волшебная буква»»
Цель: учить детей создавать изображение буквы из соленого теста применяя технику «жгутики», соединять элементы букв, украшать их различными декоративными материалами, развивать творческие способности, фантазию, эстетический вкус.
Воспитывать аккуратность, внимательное отношение к работе.
Аппликация: «Модульное оригами»
Цель: Учить детей складывать из бумаги букву в технике оригами, развивать мелкую моторику рук; воспитывать терпение и усидчивость; выполнять работу аккуратно, доводить дело до конца, учить всматриваться в работы и анализировать.
Дидактические игры. Социализация, коммуникация.
«Скажи, что ты слышишь»
Цель: развивать фонематический слух и фразовую речь.
«Добавь слог»
Цель: развивать фонематический слух, умение делить слова на слоги, подбирать и сливать слоги по смыслу, учить звуковому анализу и синтезу, развивать звукослоговую сторону речи.
«Подскажи словечко»
Цель: учить подбирать рифмы к словам, развивать ритмико-мелодическую, а также звукослоговую сторону речи.
«Топни, хлопни, приседай»
Цель: развивать фонематический слух фонематическое восприятие.
«Угадай, где живет звук»
Цель: развивать фонематический слух, учить звуковому анализу и синтезу слов.
«Цветные домики»
Цель: учить звуковому анализу и синтезу слов, учить составлять звуковые и слоговые схемы.
«Расскажи без слов»
Цель: развивать творческое воображение детей, наблюдательность, фантазию.
«Стоп, палочка, остановись!»
Цель: продолжать расширять и активизировать словарный запас слов, развивать звукопроизносительную сторону речи.
«Помнишь ли ты эти стихи»
Цель: продолжать развивать связную речь, интоннацинную сторону речи, выразительность, дыхание.
«По дорожке за Антошкой»
Цель: продолжать развивать звукопроизносительную и звукослоговую сторону речи, учить проговаривать чистоговорки с одновременным выполнением различных движений, развивать темп и ритм движений.
«Что вокруг нас»
Цель:продолжать развивать звукопроизносительную и звукослоговую сторону речи, учить делить слова на слоги.
«Попробуй отыщи»
Цель: продолжать развивать грамматический строй речи, учить правильно согласовывать прилагательные и существительные.
«Буквы заблудились»
Цель: развивать элементарные навыки чтения, учить правильно соотносить звук и букву и выкладывать их в нужном порядке по смыслу, продолжать учить звуковому анализу и синтезу.
«Кто за ширмочкой живет»
Цель: продолжать развивать фонематический слух, учить различать на слух голоса детей из группы и голоса животных.
«Назови предмет с нужным звуком»
Цель: продолжать развивать фонематический слух и восприятие, активизировать словарный запас языка, память, внимание, мышление.
«Что происходит в природе»
Цель: продолжать развивать грамматический строй речи, учить правильно употреблять и согласовывать глаголы и существительные.
«Скажи наоборот»
Цель: учить детей подбирать антонимы – слова противоположные по значению.
«Скажи по – другому»
Цель: учить детей подбирать синонимы – слова, близкие по значению.
«Подбери пары»
Цель: учить детей подбирать пары многозначных слов глаголов и существительных.
«Назови три предмета»
Цель: упражнять детей в классификации предметов, продолжать расширять словарный запас языка.
«Что это за предмет»
Цель: учить описывать живые и неживые предметы по характерным признакам и по описанию узнавать их.
«Летает – не летает», «Живое – не живое» и т. д.
Цель: развивать слуховое внимание, мышление, словарный запас языка.
«Составь предложение»
Цель: учить правильно составлять предложение с заданным количеством слов.
«Образуй словечко», «Назови ласково»
Цель: учить процессам словообразования и словоизменения.
Сюжетно – ролевые игры Социализация, коммуникация.
«Страна звуков».
Цель: учить различать понятия «речевые» и «неречевые» звуки; развивать игровой диалог, умение вести сюжет, используя личный опыт и опыт товарищей.
«Звуки подружились».
Цель: учить различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», развивать игровой диалог, артистические способности, навыки импровизации, умение вести сюжет, используя личный опыт и опыт товарищей.
Театрализация сказки
«Кот, петух и лиса».
Цель: учить четкому звукопроизношению и выразительности проговаривания текста,
Приложение№2
Конспект логопедического занятия «8 Марта»
Коррекционно-образовательные цели:
Уточнение и активизация словаря по теме;
Расширять представления детей о весне, весеннем празднике – 8 Марта;
Расширять представления о важности труда взрослых;
Совершенствование грамматического строя
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие связной речи;
Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики;
Развитие творческого воображения;
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
Воспитание уважительного отношения ко всем женщинам;
Предварительная работа: беседа с мамами об их профессиях и составление рассказов по данному плану.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Игра «Смайлики».
Как мы умеем улыбаться? Улыбнёмся друг другу! Поприветствуем друг друга! (ладошками) Правой рукой! Левой рукой! Двумя руками!
И поиграем со смайликами!
- А сейчас отгадайте загадку:
Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
Логопед: - Ребята, после какого времени года наступает весна?
- Назовите первый месяц весны?
- Назовите месяцы весны по порядку.
- Назовите весенние приметы.
- Какой праздник мы отмечаем весной?
- Кого мы поздравляем в этот день?
2. Введение в тему. Показ презентации «8 марта» Беседа логопеда.
В первый месяц весны, 8 Марта, весь мир отмечает женский праздник (праздник мам и бабушек). Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится и оберегает нас. У мамы, самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы, самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь. И сколько бы ни было тебе лет – пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд и ее забота. И чем больше твоя любовь к маме, тем радостнее и светлее ее жизнь. В этот день мужчины поздравляют всех женщин с праздником. И вы, ребята не забудьте поздравить своих мам, бабушек и сестренок с этим праздником.
3. Активизация словаря по теме.
а) Игра «Назови какая?»
- мама (какая) добрая, ласковая, красивая, веселая…
- бабушка (какая) старенькая, заботливая, трудолюбивая…
- сестра. (какая) маленькая, большая, смешная, любимая.
а) Игра «Расскажи, что мама делает»
мама – работает, заботится, помогает, читает, моет, убирает, шьет, готовит, гладит…
7. Расширение и активизация словаря детей.
а) Игра «Мамины загадки»
Эти шарики на нити
Вы примерить не хотите ль?
На любые ваши вкусы
В маминой шкатулке…
(Бусы)
В ушках маминых сверкают,
Цветом радуги играют.
Серебрятся капли – крошки
Украшения…
(Сережки)
Край ее зовут полями
Верх украшен весь цветами
Головной убор-загадка
Есть у нашей мамы …
(Шляпка)
8. Физминутка.
Как легко приготовить обед! (Левая рука перед собой «держит»
кастрюлю, правая рука, сжатая в кулак,
«помешивает суп».)
Ничего в этом трудного нет, (Движения головой влево-вправо)
Это проще простого: Это раз – и готово! (Делают четкие шаркающие движения ладонями перед собой – 4 раза)
Если мама готовит обед! (Разводят руки в стороны)
Но бывает, что некогда маме (Руки опущены вниз, пожимают плечами)
И обед себе варим мы сами, (Прижимают ладони к груди)
И тогда (Не пойму, в чем секрет)- (Руки опущены вниз, пожимают плечами.)
Очень трудно готовить обед! (Проводят тыльной стороной ладони по лбу «вытирют пот»).
10. Развитие связной речи.
Составление рассказа о маме по плану.
План рассказа:
- Как зовут твою маму?
- Описать внешний вид мамы (цвет глаз, волос и т. п.)
- Кем работает твоя мама?
- какую работу она выполняет?
- За что ты любишь свою маму?
10. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Приложение№3
Конспект НОД по лепке Тема: «Кувшинчик»
Цель: формировать умение создавать изображение посуды (кувшин с высоким горлышком) из целого куска глины или пластилина ленточным способом. Способствовать умению сглаживать поверхность изделия пальцами (при лепке из глины смачивать пальцы в воде). Воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме.
Материал: иллюстрация кувшина, пластилин, дощечки, стеки.
Ход занятия:
- Как вы думаете, с чем я к вам сегодня пришла? (кувшин).
- Почему вы решили, что это кувшин? (по форме).
Рассматриваются картинки с изображением посуды. Уточняются отличительные особенности формы кувшина в сравнении с другой посудой (молочник, сахарница, чайник).
- А из чего сделан кувшин? (глины).
- А из чего еще может быть изготовлен? (стекло, пластик).
- А для чего нужен кувшин? (для красоты – расписные, для хранения жидкости).
- Как вы думаете, мой кувшин пустой? (не знаем).
- Что надо сделать, чтобы узнать? (заглянуть; поднять-если тяжелый, то полный; потрясти – если прольется жидкость, то полный; перевернуть).
- Какой способ мы выберем для проверки моего кувшина? (по весу определим).
- Полный кувшин.
А как же определить, что в нем? (посмотреть, понюхать).
- Этого всегда достаточно? Что нужно сделать, чтобы определить, что именно налито? (попробовать).
- Каким образом попробуем? (макнем пальчик, нальем в стаканчик). Дети пробуют яблочный сок. - Что было в кувшине? (яблочный сок).
- Почему сок назвали «яблочным»? (сделан из яблок).
- Понравилось мое угощение? А кувшин? Хотите, сделаем каждый свой кувшинчик? (да).
Приемы лепки кувшина
- Из чего мы будем лепить кувшины? (глина, пластилин).
- С чего начнем? (с донышка).
- Как его слепить? (отщипнуть, скатать шарик, расплющить).
- А как же сделать стеночки кувшина? (продавливать и вытягивать из донышка).
- А как вы думаете, получится, если мы будем добавлять по кругу кусочки материала? Попробуем?
- Устали? Как надо поступить? (отдохнуть, размяться).
Физкультминутка
Я прошу подняться вас – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вбок, вперед смотри – это «три».
На «четыре» - поскакать.
Две руки к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
Во время работы, вспоминаем приемы лепки, сглаживания поверхности
Вывод:
- Что было самое сложное в работе? (вылепить горлышко у кувшина).
- Как справились с данной проблемой, что сделали? (защипнули краешки).
- Понравилось быть мастерами по изготовлению кувшинов?
Как вы думаете, мы сможем подарить наши кувшины?
Кому? (самому дорогому человеку маме).
Что бы вы доделали, что бы подарок был красочней? (разукрасили).
- Что помогло вам сделать такие замечательные кувшины? (угощение, хорошее настроение, взаимопомощь).
- Я очень рада, что у вас все получилось!