Папки-передвижки

Консультация для логопедов «Повреждённое и дефицитарное развитие»

Светлана Чупина
Консультация для логопедов «Повреждённое и дефицитарное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для учителей-логопедов «Повреждённое и дефицитарное развитие»

К поврежденному развитию мы относим варианты отклоняющегося развития, возникшие при патологическом повреждающем воздействии в первую очередь на центральную нервную систему ребенка, когда значительная часть функциональных психических систем уже была сформирована до момента повреждения и развитие имеет определенный период условно нормативного. Повреждающее воздействие на центральную нервную систему впоследствии негативно сказывается на всей структуре дальнейшего психического развития.

Публикация «Консультация для логопедов „Повреждённое и дефицитарное развитие“» размещена в разделах

При учете фактора объема повреждения, как наиболее существенного и фактически системообразующего, мы можем разделить группу поврежденного развития на три вида :

• Локально поврежденное развитие;

• Диффузно поврежденное развитие;

• Психическая травма

(СЛАЙД 3) при локально поврежденном развитии (сюда следует отнести, в первую очередь, разнообразные опухоли, локальные, ограниченные кровоизлияния, очаги эпилептической активности, кисты и т. п.) общий прогноз развития ребенка будет более благоприятным.

Показатель критичности, адекватности и обучаемости будут определяться в случае повреждения передних структур мозга, от места локализации и времени повреждения мозговых структур также будет зависеть специфика развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы.

Психологические, коррекционно-развивающие занятия с ребёнком могут осуществляться только в случае снятия остроты состояния и при обязательном согласовании с врачом-неврологом. Ведущим специалистом при данном варианте психического развития следует считать специалиста медицинского профиля (невролога, психиатра, врача восстановительного лечения). Важным специалистом в этом случае является педагог (дефектолог) который должен не только определить, в каком программном материале имеются «западения», но и обеспечить дополнительную помощь. При неблагоприятных ситуациях развития детей этой категории (неадекватном лечении, несвоевременной развивающей и коррекционной помощи, неадекватном типе образовательного учреждения, социальных условиях развития в целом) вероятен неблагоприятный прогноз развития.

К диффузно поврежденному развитию часто приводят тяжелые, прогрессирующие формы гидроцефалий, перенесенные менингит, энцефалит, другие мозговые инфекции, тяжелые травмы мозга – сотрясения или ушиб мозга, выраженный эписиндром, возникший после 3-3,5 лет, обширные кровоизлияния, состояния после нейрохирургических вмешательств и т. п. Наиболее типичными среди феноменологических проявлений, характерными для диффузно поврежденного типа развития являются изменения операционально-технических характеристик психической деятельности разной степени выраженности.

Как правило, регуляторные функции оказываются выражено поврежденными, или значительно несформированными, что проявляется не только в трудностях регуляции собственной психической активности, как на познавательном, так и на аффективном уровне, но и собственно трудностями программирования и контроля деятельности в целом. После перенесенного повреждения или заболевания с точки зрения развития когнитивных функций наблюдается не только грубое изменение операциональных характеристик деятельности, но и, в тяжелых случаях, распад отдельных уже сформированных ВПФ вплоть до органической деменции, в сочетании с грубым недоразвитием еще не сформировавшихся. При более мягких вариантах отмечается снижение темпа формирования отдельных психических функций и функциональных систем наряду с инертностью психической деятельности в целом.

Аналогично предыдущему виду поврежденного развития, в первую очередь, необходимо адекватная система лечебных, режимных и восстановительных мероприятий. В дальнейшем, как уже отмечалось, приоритет психологической коррекционной работы лежит в сфере формирования произвольной регуляции, программирующих и контрольных функций. Однако в негрубых случаях порой бывает достаточно четкое выполнение режимных мероприятий, в том числе - в снижении объемов и учебных и прочих нагрузок, учете особенностей работоспособности и возможного темпа деятельности, адекватного отношения к эмоциональным перепадам.

Прогноз дальнейшего развития ребенка, в большинстве случаев в целом менее благоприятен, чем при локально поврежденном развитии, но чрезвычайно разнообразен, и зависит об огромного числа факторов, в том числе и компенсаторных возможностей ребенка. Поэтому возможна как практически полная компенсация повреждения, так и, в наиболее тяжелых случаях, «выход» в органическую (в том числе, эпилептическую) деменцию.

В связи с разнообразием тяжести состояния и прогноза развития ребенка, как в неврологическом, так и в психолого-педагогическом плане ведущим специалистом остается медицинский работник (профильный специалист) и педагог-дефектолог. Психолог чаще всего является вспомогательным специалистом, способствующим адаптации ребенка и семьи, в целом.

Выбор программы для данной категории детей определяется местом (зона мозга) и степенью локализации,повреждения, а также состоянием ребёнка, степенью его обучаемости.

Психическая травма как вид поврежденного психического развития

Особый вид поврежденного психического развития – это психическая травма.

Научных работ, касающихся анализу психической травмы и ее ближайших последствий у ребенка, тем более ребенка дошкольного возраста, пока недостаточно. Небольшая практика позволяет нам говорить на настоящий момент, по крайней мере, о двух вариантах этого вида поврежденного психического развития :

-Психическое развитие после «острой» психической травмы;

- Развитие в условиях хронической психической травмы.

Примером таких ситуаций может быть пожар, стихийное бедствие, автомобильная катастрофа, террористический акт и, естественно акты насилия, направленные на ребенка.

В этих ситуациях нарушена «целостность физических границ». Последствиями мы можем ожидать неожиданно возникающие моменты паники, депрессивные проявления, феномен подавленной ярости и беспомощности.

Ведущим специалистом в коррекции психических травм является психотерапевт или психолог. Наша задача – знать о проблеме ребёнка и грамотно подойти к процессу коррекционно- развивающей работы. Не являясь специалистами в этой области, не имея достаточного количества наблюдений, мы можем лишь привести самые общие соображения и сделать гипотетическое предположение о психических механизмах, лежащих в основе вариантов психической травмы.

Под дефицитарным развитием подразумевается недостаточность сенсорных, опорно-двигательных и иных систем.

В данном случае для этого варианта отклоняющегося развития характерным является возникшая в раннем возрасте (или пренатально) недостаточность отдельных анализаторных систем (или их сочетание, в том числе проприоцептивной анализаторной системы или ее центрального звена (нарушения опорно-двигательного аппарата при детском церебральном параличе). Таким образом, с самого раннего возраста у ребенка наблюдается дефицит (разной степени выраженности) информации, поступающей через соответствующий «дефицитарный» анализатор (зрительный, слуховой). Отсюда формируется своеобразный тип психического развития, специфичный для различных по модальности дефицитарных психофизиологических систем. Такой вариант развития относят к раннедефицитарному развитию.

С точки зрения этого подхода рассматривать нарушения речи в качестве варианта дефицитарного развития означает допускать методологическую ошибку, поскольку нарушения речи не отвечают вышеприведенной закономерности. Нельзя отнести нарушения речи к дефицитарному развитию и по критерию коррекционной работы: во всех случаях дефицитарного развития невозможно полностью (а в большинстве случаев даже частично) именно восстановить дефицитарный анализатор ликвидировать его первичную недостаточность. В то время как при речевом недоразвитии в большинстве случаев соответствующая коррекционная работа позволяет не просто компенсировать, но и полностью восстановить речь.

Случаи позднего повреждения различных анализаторных систем (в том числе и опорно-двигательного аппарата, традиционно рассматриваются в рамках дефицитарного развития, хотя строго по всем критериям они должны быть отнесены к категории поврежденного развития.

Система коррекционно-развивающей работы является специфичной в зависимости от того, какие системы нарушены у ребёнка, но в любом случае учитель-логопед и учитель-дефектолог должны знать не только психолого-педагогические, но и клинические особенности детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигатнельного аппарата и чётко выполнять рекомендации сурдолога, тифлопедагога и невролога.

Для детей данной категории выбираются адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования:

-для детей с нарушениями слуха - для глухих и слабослышащих детей;

- для детей с нарушениями зрения - для слепых, слабовидящих, для детей с амблиопией и косоглазием;

- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата может выть рекомендована как основная образовательная, так и адаптированная основная образовательные программы дошкольного образования.

Публикации по теме:

Консультация для логопедов «Невропатология» Невропатология – раздел медицинской науки, изучающий болезни нервной системы. Раздел является частью неврологии – науки о структуре и функциях.

Консультация для педагогов «Развитие речи»Консультация для педагогов «Развитие речи» нимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются.

Консультация для родителей «Развитие фантазии» Уважаемые родители! Сейчас на прилавках магазинов очень много разных интересных игр,пособий для развития творчества. Есть очень дорогие.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики для детей 2–3 лет» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики для детей 2-3лет» Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности.

Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста»Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста» Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,.

Методические рекомендации для учителей-логопедов по развитию речи детей раннего возраста Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного.

Настенное дидактическое панно для логопедов «Море»Настенное дидактическое панно для логопедов «Море» Общепризнанно, что ребёнка учит то, что его окружает. Именно поэтому вопросу оформления пространства в нашем учреждении уделяется достаточно.

Презентация «Преемственность в коррекционной работе дошкольных и школьных логопедов» Преемственность в коррекционной работе дошкольных и школьных логопедов крайне важна для детей с речевыми проблемами. В презентации раскрываются.

Презентация «Викторина для учителей — логопедов» 14 ноября, в день когда учителя-логопеды, учителя-дефектологи получают поздравления и слова благодарности, вместе с коллегами мы соберёмся.

Консультация «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка, а также развитие его музыкальных способностей в семье» Знакомство с музыкой — один из этапов эстетического воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для логопедов «Повреждённое и дефицитарное развитие»
Опубликовано: 18 января 2019 в 15:05
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для логопедов «Повреждённое и дефицитарное развитие»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Чупина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД