Мария Коледова
Проект для детей второй младшей группы на тему «Обитатели морей и океанов»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей второй младшей группы на тему
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Сертоловский ДСКВ № 2»
«Обитатели морей и океанов»
Разработчики:
Коледова М. Ю.
Писковатская Ю. А.
Пинчук С. А.
г. Сертолово 2019г.
Проектная деятельность на тему : «Обитатели морей и океанов»
Он взрослых изводил вопросом "Почему?"
Его прозвали "Маленький философ".
Публикация «Проект для детей второй младшей группы на тему „Обитатели морей и океанов“» размещена в разделах
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов "Почему?".
С. Я. Маршак
Тип проекта : познавательно - творческий
Участники: дети младшей группы № 2 «Одуванчики», родители, воспитатели.
Срок реализации проекта : 1 неделя
Проблема: «Какие бывают обитатели моря»
Игровая мотивация: «Путешествие в подводное царство»
Актуальность:
На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте. Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. Хотелось бы детей познакомить с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. Чувство любви к природе. Желание беречь и охранять её. Участие детей в проекте «Обитатели моря» позволит максимально обогатить знания и представления о жизни рыб и обитателей морей и океанов, развить связную речь, творческие способности детей.
Цель проекта :
Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации информационно-творческого проекта «Обитатели морей и океанов».
Задачи:
- расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение логически размышлять на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений; делать выводы и заключения;
- развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое; вслушиваться в звуки природы;
-прививать навыки к сбережению окружающей среды;
Ожидаемые результаты проекта :
-дети владеют понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»; имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки;
- имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды, об экологических проблемах;
- дети получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми;
Материалы и оборудование: иллюстрации морских обитателей, фотоматериалы, видеоролики, книги, художественные произведения, фотоаппарат, компьютер, инструменты и материал для художественно- эстетической деятельности, ракушки разных размеров и формы.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный.
- постановка проблемы;
- разработка плана проекта;
- создание соответствующей развивающей среды в группе;
- сбор и накопление материала по проблеме;
- информирование и ознакомление родителей с темой проекта.
2. Основной.
- постановка перед детьми проблемы «Какие бывают обитатели моря?»;
- привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана;
- создание условий для взаимодействия взрослых и детей, при достижении результата.
3. Продуктивный.
- Открытое занятие с родителями «Морское путешествие»;
- Коллективная художественная работа «На дне морском».
-Аппликация «Аквариум».
- Лепка «Осьминог»
Реализация проекта.
- поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели», «Море»; 3Д конструктор, кубики и разрезные картинки с изображением морских обитателей, балансир, кинетический песок, аквариум с фигурками морских обитателей, тематические раскраски, дидактические игры по теме.
- знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира» чтение стихов И. Сударевой «На дне морском»,А. Барто «Раковина», И. Такмаковой «Где спит рыбка», короткие сказки о море и её обитателях и чтение Сказка о маленькой одинокой Рыбке и об огромном синем Море.
- разучивание стихов Ю. Дулепины «Осьминог», Н. Доброта «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Рыбки», загадывание загадок, физкультминутка «Морское царство»
- прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; звуков дельфина, кита.
- просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Осьминожки»
Беседа: «По морям по волнам!», «Подводный мир океанов».
Речевое развитие: НОД «Путешествие в подводное царство».
НОД по художественному творчеству - аппликация «Аквариум».
НОД познавательное развитие «На морском дне. Морская арифметика».
Дидактические игры: «Найди отличия», «Сосчитай сколько крабов на картинке»
Словесные игры: «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Чьи детки?», «Найди предмет по описанию», «Назови одним словом».
Подвижные игры: «Удочка», «Море волнуется раз», «Рыбаки и рыбки», «Водолаз».
Сюжетно-ролевая игра: «Я капитан».
Открытое занятие с родителями «Путешествие в подводное царство» .
Сотрудничество с родителями:
- консультация «Как научить ребенка пользоваться ножницами»;
- совместный просмотр мультфильмов;
- помощь при подготовке совместного развлечения.
Вывод:
Детям очень понравились наши занятия, они с нетерпением ждали каждый день, чтобы узнать, что-то новое об обитателях подводного мира.
Дети с интересом рассматривали предложенные нами фотографии обитателей моря, с какими-то они уже были знакомы, а каких-то видели впервые и с удовольствием узнавали новое.
Нам удалось заинтересовать и удивить детей, мы увидели, насколько хорошо у детей развита память,фантазия.
В заключении было проведено открытое занятие, на которое были приглашены родители, выполнена коллективная аппликация с родителями «Медузы на морском дне», где дети смогли показать свои накопленные знания за неделю.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Используемые интернет-ресурсы:
Приложение:
Что за странный осьминог?
Ручек нет, а восемь ног.
Он ногами кушает,
Без ушей, а слушает.
Строит замки под водой,
В цвет покрасится любой.
У него присосок много,
Не дразните осьминога!
Ю. Дулепина Дельфин
Он самый умный из зверей
На море и на суше.
Спасает тонущих людей.
Он в этом деле лучший.
Дельфин – спасатель лучший!
Н. Доброта
Раковина
Я раковину эту
В коробке берегу.
Она лежала раньше
В песке на берегу.
Мой дедушка
С Кавказа
Привёз её с собой.
Её приложишь к уху -
А в ней шумит прибой
И ветер гонит волны.
И в комнате у нас
Мы можем слушать море,
Как будто здесь Кавказ.
А. Барто Где спит рыбка?
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий — к конуре.
Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин — к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
И. Токмакова
Загадки
Мы увидели вчера
По воде плывет гора.
Из горы вода летит-оказалось это. кит.
Не скачет этот конь, не ржет, ведь под водою он живет, а ну ка, отгадай, дружок, да кто же он? – Морской конек.
Прыгнул над водой, акробат морской, это из глубин вынырнул дельфин.
В море все ее боятся, с нею лучше не встречаться. Всех вокруг, как ветром сдуло, если проплыла акула.
Он живет на дне морском, ползает всегда бочком. 2 клешни, 3 пары лап. Догадались? – это краб.
Это что за озорница, целый день в воде резвится. хвостиком вильнула гибко, догадались? –Это рыбка.
Ты со мной не знаком? Я живу на дне морском, голова и восемь ног, вот и весь я – осьминог.
Плавает прозрачный зонтик. «Обожкгу» - грозит, - «Не троньте!». Лапки у нее и пузо. Как зовут ее? – Медуза.
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Три маленьких рыбки
Играли в реке. (Руки волнообразно плывут навстречу друг другу)
Лежало большое бревно на песке (Руки прижаты друг к другу, переворачиваем их с боку на бок)
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими «ныряющие движения»
Вторая сказала : «Ведь здесь глубоко!» (Погрозить пальчиком)
А третья сказала : «Здесь крокодил! Плывите скорей, чтобы не проглотил!» (Спрятать руки за спину)
Физкультминутка «Морское царство».
Море очень широко (Дети широко разводят руки в сторону)
Море очень глубоко (Приседают, Коснувшись руками пола)
Рыбки там живут, друзья (Выполняют движение «Рыбка»)
А вот воду пить-нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи)
А над морем чайки кружат
Полетим за ними дружно
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем мы с тобою (машут руками).
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай и дельфинов догоняй (плавательные движения руками).
Пословицы и поговорки
В море раз побудешь, век не забудешь.
Море шутить не любит.
Море кого любит, а кого губит.
Море любит смелых, да умелых.
Время и морской прилив никого не ждут.
Не обязательно выпить все море, чтобы узнать, что вода соленая.
То пропало, что в море упало.
Акул бояться — в море не ходить.
Кто не любит море, того и море не любит.
Моряком на суше не станешь.
Учись, матрос,— капитаном будешь.
Подвижные игры
«Водолаз»
Дети свободно гуляют по площадке. После слов воспитателя изображают названного обитателя моря, а когда «водолаз» старается их поймать, убегают в домики. Тот, кого водолаз успел поймать, сам становится водящим.
Воспитатель. В синем море мы бывали,
Осьминога там видали.
Пять, четыре, три, два. раз -
Покажи его сейчас!
Дети изображают осьминога. Вместо осьминога воспитатель может называть любую морскую рыбу или животное: акулу, ската, медузу, тюленя, моржа.
Воспитате ль.
Но проворный водолаз
Увидал его тотчас.
Он его поймать решил,
В море быстро поспешил.
«Рыбаки и рыбки»
Для этой игры нужна скакалка. Воспитатель становится в центр круга, образованного остальными участниками. Диаметр такого круга – по длине скакалки или чуть меньше. Воспитатель- «рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Дети-«рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком».
Короткие сказки о море и её обитателях.
Почему у краба нет головы.
(Африканская народная сказка).
Богиня Нзамби сотворила всех животных. Она начала создавать Краба, перед тем как пришла пора ложиться спать, и у нее не хватило времени, чтобы закончить его. «Приходи завтра, я дам тебе голову,»-сказала она. «Нзамби нужно два дня чтобы сделать меня, потому что я очень важная персона»,-хвастался Краб перед другими животными.
Нзамби услышала о хвастовстве краба и решила не давать ему головы.
Краб от стыда спрятался под скалу. По сей день он высовывает свои глаза прямо из-под раковины, так как у него все еще нет головы.
Тиддалик вызывает наводнение.
(Австралийская народная сказка).
Тиддалик был самой большой на свете лягушкой. Однажды он выпил воду из всех прудов, озер и рек мира. Осталась только вода в морях. Но животные не могли пить соленую воду, поэтому они должны были умереть от жажды. К счастью, у Угря появилась идея. Он начал забавный танец, который заставил Тиддалика засмеяться. Когда его рот раскрылся, вода хлынула в пруды, озера и реки, и животные были спасены.
Волшебная рыба.
(Скандинавская народная сказка).
Однажды бедный рыбак поймал волшебную рыбу. «Отпусти меня, и я исполню все, что ты пожелаешь»,- сказала рыба. Рыбак захотел большой дом, и его желание исполнилось.
Он ловил волшебную рыбу снова и снова и загадывал все больше желаний. И каждое его желание исполнялось. Но когда рыбак потребовал Луну и звезды, рыба решила, что он слишком жаден, и забрала все свои дары. И рыбак снова стал бедным.
Конспект НОД по Развитию речи во второй младшей группе.
Тема: «Путешествие в подводное царство»
Цель:
Закрепление и обобщение представлений о морских обитателях, на основе систематизации ранее сформированных представлений.
Задачи занятия: Образовательные:
Актуализация и активизация словаря по теме «Морские обитатели».
Совершенствование навыка рассматривания картины. Формирование целостного впечатления об увиденном на иллюстрациях и картинках.
Упражнять детей в образовании слов по аналогии, в использовании антонимов.
Учить понимать и правильно использовать в речи предлоги: в, на, за, из-за
Развивающие:
Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, мелкой моторики.
Воспитательные:
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, навыков сотрудничества.
Прививание стремления оказывать помощь другим.
Методы и приё мы:
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, беседа, использование дидактических пособий, наглядного материала, рассматривание картины, проведение физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств.
Развивающая среда:
Интерактивная доска; мольберт; коробка с письмом; игрушки – морские животные; картины с изображением морских животных, проведение д/ игры «Поймай рыбку», интерактивные игры по теме; аудиозапись с шумом моря, спокойной музыкой; коллективная работа – панно подводного мира.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций из серии «Обитатели моря», беседа о морских обитателях, коллективная работа - изготовление морского дна, проведение опытов экспериментов с водой.
Ход непосредственной образовательной деятельности
1. Организационный момент (Дети стоят в кругу с воспитателем.)
Психологический настрой:
Для начала встанем в круг
Я твой друг и ты мой друг!
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу пришла необычная посылка, давайте посмотрим, что в ней. (Открывает посылку, достает письмо)
Воспитатель: здесь послание, давайте прочтем.
- «Мы – жители волшебного подводного царства. Просим о помощи. Нас заколдовало морское чудище, и теперь нас никто не видит. Расколдовать нас можно, только выполнив все его задания».
- Бедные подводные жители, как мне жаль их, а вам? Ребята, как вы думаете, смогут ли они обойтись без посторонней помощи? А мы с вами можем им помочь? А что мы должны для этого сделать?
Да, для этого нам нужно отправиться на морское дно, в морское царство! А каким образом мы можем туда попасть? Нам помогут в этом волшебные слова.
Быстро, быстро кружимся,
С волшебством подружимся,
Хлопни в ладоши и остановись,
На дне теплого, синего моря очутись (воспитатели приглашают детей занять места в «подводной лодке» под звуки морских волн)
2. Основная часть
Вот мы и на морском дне. Ребята, посмотрите сюда.
Море огромное, море прекрасное, море синее. Но, что это? Ребята, смотрите, морских жителей, в самом деле, заколдовали, от них остались только одни тени (обращает внимание детей на панно подводного мира).
Вы готовы выполнять задания, чтобы помочь морским обитателям?
Смотрим в воображаемые бинокли.
- Вот первое задание: Отгадайте загадки.
- А теперь отгадайте загадки о морских обитателях (интерактивная игра) :
Мы увидели вчера
По воде плывет гора.
Из горы вода летит-оказалось это. кит.
Не скачет этот конь, не ржет, ведь под водою он живет, а ну ка, отгадай, дружок, да кто же он? – Морской конек.
Прыгнул над водой, акробат морской, это из глубин вынырнул дельфин.
В море все ее боятся, с нею лучше не встречаться. Всех вокруг, как ветром сдуло, если проплыла акула.
Он живет на дне морском, ползает всегда бочком. 2 клешни, 3 пары лап. Догадались? – это краб.
Это что за озорница, целый день в воде резвится. хвостиком вильнула гибко, догадались? –Это рыбка.
Ты со мной не знаком? Я живу на дне морском, голова и восемь ног, вот и весь я – осьминог.
Плавает прозрачный зонтик. «Обожкгу» - грозит, - «Не троньте!». Лапки у нее и пузо. Как зовут ее? – Медуза.
- Правильно! А как мы можем назвать их всех вместе? (Морские обитатели)
Если дети затрудняются, то воспитатель, с помощью наводящих вопросов, выясняет, где они живут-обитают. Они обитают в море. Значит, они морские обитатели.
Второе задание : интерактивная игра «Кто лишний на морском дне».
Третье задание: «Сосчитай, сколько крабов на картинке»…
Четвертое задание:
Ребята, посмотрите внимательно на картинку и скажите: «Где у нас находится морской конек?
Дети: За водорослями.
- А где лежит морская звезда? Дети: На дне.
- Где плавает медуза? Над китом.
- Откуда выглядывает краб? Из-за водорослей.
Пятое задание. «Куда плывет рыбка, направо или налево?».
Шестое задание. «Скажи наоборот».
Кит большой, а креветка- маленькая.
Рыба игла узкая, а скат – широкий.
У медузы тело мягкое, а у черепахи панцирь твердый.
Морской еж колючий, а дельфин гладкий.
Дельфин добрый, а акула злая.
- Молодцы, и с этим заданиями справились. Предлагаю немного подвигаться. (Дети выходят из "подводной лодки"
Физкультминутка «Морское царство».
Море очень широко (Дети широко разводят руки в сторону)
Море очень глубоко (Приседают, Коснувшись руками пола)
Рыбки там живут, друзья (Выполняют движение «Рыбка»)
А вот воду пить-нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи)
А над морем чайки кружат
Полетим за ними дружно
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем мы с тобою (машут руками).
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай и дельфинов догоняй (плавательные движения руками).
(Все слова сопровождаются движениями, которые показывает воспитатель, а дети повторяют.)
Воспитатель: Молодцы! А впереди у нас - новые задания. Наше путешествие продолжается.
Ребята, теперь мы с вами поиграем в игру. Но сперва, чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми, выполним гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Три маленьких рыбки
Играли в реке. (Руки волнообразно плывут навстречу друг другу)
Лежало большое бревно на песке (Руки прижаты друг к другу, переворачиваем их с боку на бок)
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими «ныряющие движения»
Вторая сказала : «Ведь здесь глубоко!» (Погрозить пальчиком)
А третья сказала : «Здесь крокодил! Плывите скорей, чтобы не проглотил!» (Спрятать руки за спину)
(разделить детей на группы, «Поймай рыбку» или собери картинки.
- Ребята, вы посмотрите, а вот и наши морские обитатели нашлись.
Воспитатель: Мы сегодня так много узнали. Вам понравилось? Мы замечательно погуляли по морскому дну и увидели много разных морских обитателей! Но нам, ребята пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:
Мы вокруг себя покружимся,
С волшебством подружимся,
Раз, два, три в детский сад,
Всех нас верни!
Вот мы с вами и в детском саду.
Итог: Ребята, вы сегодня молодцы, нам понравилось, как вы справлялись со всеми заданиями. А теперь, давайте вместе с нашими мамами доделаем коллективную работу «Подводный мир», заселим наше морское дно вот такими замечательными медузами. Ребята уже знают, что в нашем подводном мире живут не только самые разные животные и рыбы, но и разные растения. А как они называются?
Дети: Водоросли
- А какие здесь красивые кораллы. На что они похожи?
Дети: На деревья, на цветы, кустарники.
Родители совместно с детьми делают аппликации.
Конспект НОД аппликация «Аквариум».
Интеграция: коммуникация, художественное творчество, познание, социализация.
Цель:
- продолжать учить детей аккуратно наклеивать изображение на заданную плоскость листа (аквариум)
- познакомить детей со значением слова «аквариум
- развивать мелкую моторику кистей рук
- воспитывать умение понимать учебную задачу
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Методы и приемы:
Словесные:
Сюрпризный момент, вопросы к детям, развивающий диалог, словесные указания, загадки, физкультминутка, пальчиковая игра, напоминание приема работы с клеем и кистью, поощрение.
Практические:
Наглядный показ наклеивания рыбки.
Предварительная работа:
Рассматривание картинок с изображением аквариумных рыбок, беседы о рыбках, составление фигур рыб.
Оборудование и материалы: картинки с изображениями рыб, магнитофон. Запись шума воды.
Материалы: листы бумаги в виде аквариума, рыбки, водоросли, камни. Клей, кисть клеевая, салфетки, клеенки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети под музыку с записью плеска воды становятся в круг для выполнения физминутки.
2. Физкультминутка «В море»
Дети в кругу выполняют движения согласно тексту:
А в море высокая ходит волна.
Вверх до небес и вниз до дна,
Качает вода соленая
Водоросли зеленые:
Вправо качает и влево качает,
Откинет назад и вперед наклоняет.
А в морской водице
Плывет рыбок вереница –
Мелькнут хвостом туда – сюда,
Подпрыгнут – лишь бурлит вода.
3. Сюрпризный момент.
Ребята, у нас в группе необычные гости, а кто это вы узнаете, как только угадаете мою загадку?
У родителей и деток
Вся одежда из монеток (рыбка)
4. Беседа.
В: Давайте посмотрим. У рыбок все тело покрыто чешуей. А они словно маленькие монетки. А что помогает рыбке двигаться. Плавать?
Д: Плавники, хвост.
В: Правильно ребята, рыбки действительно плавают двигая хвостом и плавниками.
А где живут рыбки?
Д: В речке, в море.
В: А еще в квартирах есть стеклянный пруд. Скажите. Как он называется?
Д: Аквариум
В: Что находится в аквариуме?
Д: Песок. Камешки. Водоросли.
В: Хотели бы вы иметь дома свою частичку подводного мира?
Д: да
В: Приглашаю детей сесть за столы.
Дети вместе с воспитателем рассматривают образец, называют: что находится в аквариуме.
Размещают на силуэте аквариума детали которые нужно будет приклеить. Наклеивают детали в следующем порядке: Воспитатель показывает прием наклеивания водорослей, камней и рыбки.
А теперь будем наклеивать мажем на клеенке кисточкой, обмакнув в клей, прикладываем к аквариуму и прижимаем салфеткой.
Пальчиковая гимнастика.
Рыбки.
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся.
То зароются в песке.
5. Самостоятельная работа детей.
Дети выполняют аппликацию. Наклеивают детали.
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
6. Итог.
Ну вот, ребята, мы с вами рыбок поместили в аквариумы. Рыбкам хорошо плавать в аквариумах, просторно и уютно. Рассматриваем рыбок, любуемся, какие красивые они получились. Обращаем внимание на аккуратность в выполнении работ. Молодцы, все постарались.