Екатерина Митрофанова
Проект на тему «Лэпбук как средство развития речи детей дошкольного возраста» для детей 3–4 лет второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему: «Лэпбук как средство развития речи детей дошкольного возраста
Воспитатели: Митрофанова Е. А.
Продолжительность проекта: короткосрочный.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Возраст детей: 3-4 года.
Публикация «Проект на тему „Лэпбук как средство развития речи детей дошкольного возраста“ для детей 3–4 лет второй младшей группы» размещена в разделах
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Проблема: дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи.
Актуальность проблемы: речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие. Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Цель: активизация и развитие речи детей 3-4 лет; закрепление и систематизация знаний и умений детей
Задачи:
Формировать правильный речевой выдох;
Развивать связную речь.
целенаправленно обогащать словарь детей;
развивать грамматический строй речи, связную речь;
формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;
воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;
Развивать артикуляционную моторику;
Закреплять умение правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного
формировать умение образовывать относительные прилагательные;
Расширять и обогащать словарь признаков;
Формировать и закреплять правильное произношение звуков русского языка;
повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей;
В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска может стать тематическая папка или лэпбук.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проектов. Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная папка» (lap – колени, book – книга, или как его еще называют тематическая папка. Это такая небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.
Лэпбук обычно выглядит как интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, с вынимающимися и разворачивающимися листочками, с кармашками, дверками, подвижными деталями, маленькими книжками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации познавательного процесса.
Эффективно использовать Лэпбук можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.
Этапы реализации проекта
1 этап
Организационный
1. Изучение литературы по вопросу изготовления лэпбуков.
2. Составление плана - схемы проекта.
3 Подбор необходимых материалов для изготовления лэпбука
2 этап
Реализационный -практический
1. Диагностирование речи дошкольников.
2. Проведение ОД, игровой деятельности с детьми
3. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию лэпбука
4. Чтение русских народных сказок.
Содержание лэпбука№1 «Теремок»:
В лэпбуке подобраны игры по сказки теремок. За исключением «входа» в теремок. Перед занятием с лепбуком сделаем артикуляционную и дыхательную гимнастику.
Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звука.
Упражнения:
* «Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы, удерживать в таком положении губы под счет от 2 до 5-10.
* «Блинчик» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу;
* «Чашечка» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу, приподнять все края языка вверх, удерживать 5-10 секунд;
* «Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону;
* «Качели» - рот приоткрыть, кончиком языка упираться поочерёдно то в верхние, то в нижние зубы;
* «Чистим зубки» - открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону;
* «Лошадка» - улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка;
2. «Дыхательная гимнастика»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у дете, развитие плавного, длительного выдоха, тренировать силу вдоха и выдоха, укреплять физиологическое дыхание у детей.
3. Д\И «Собери картинку»
Цель: поможет в развитии мышления, памяти, учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета,действовать путём прикладывания
4. «Загадки»
цель: приучать детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству; развивает способность к анализу, обобщению; помочь увидеть вторичные значения слов.
5. «Театр на палочках»
цель :развитие речи младших дошкольников, пополнение и обогащение словарного запаса детей; формирование представления детей о героях русско-народных сказок; развивать художественно-эстетическое восприятие детей; создание необходимой творческой атмосферы в коллективе: взаимопонимание, доверия, уважения друг к другу.
6. «Книжка –малышка»
цель : чтение детям русской народной сказки теремок, беседа по прочитанному, формирование представления детей о героях русско-народных сказок.
7. «Чистоговорки»
Цель: автоматизировать звуки в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию, память, контроль над звукопроизношением.
8. «Что за чем?»
Цель:
Учить составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь; научиться систематизировать полученные знания.
Содержание лэпбука№2 «Играем с колобком»:
В лэбуке №2 подобраны игры для развития речи детей 3-4 лет. Мотивация игр «играем с Колобком» Колобок катится по дорожке и играет с разными животными и с детьми в различные речевые игры.
Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звука.
2. «Один-много»
ЦЕЛЬ:закрепить название домашних животных и птиц,их детёнышей,в единственном и множественном числе;закрепить понятия "один-много. "
Развивать внимание,память,мышление,наблюдательность.
Воспитывать познавательный интерес.
3. «Звукоподражание»
Цель:Учить детей различать и называть домашних животных. Развивать речь, голосовой аппарат. Совершенствовать звукопроизношение. Формировать слуховое восприятие. Воспитывать интерес к занятиям, любовь к животным.
4.«Дифференциация звуков»
Цель: автоматизировать звуки в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию, память, контроль над звукопроизношением.
5.«Противоположности»
Цель: Обогащать и активизировать словарный запас ребенка.
Развивать внимание, память. Учить детей находить подсказки (чем отличаются карточки, чем похожи.
Расширять представления детей об окружающем мире.
6.«Чья тень»
Развивать познавательную деятельность. Развивать у детей зрительное восприятие, внимание, мышление. Развивать приемы зрительного наложения. Развивать внимательность, наблюдательность, память и усидчивость. Правильно называть кто изображен на картинке.
3 этап
Рефлексия
Обобщение материалов лэпбука, совершенствование навыка работы с ним
Использование созданных лэпбуков в самостоятельной деятельности детей
Итоговая диагностика
Дальнейшее развитие проекта.
По окончании проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена в следующих возрастных группах. В планах намечено знакомство родителей с лэпбуком как формой совместной деятельности с ребенком.