Воронова Карина Ивановна
Проект для детей средней группы «Натюрморт»
Проект для детей средней группы «Натюрморт»
Вид проекта : творческий
Срок реализации проекта : Краткосрочный
Тип проекта : познавательно - творческий
Актуальность: Любой ребенок, осваивая и познавая мир, основывается на своем практическом опыте. В этом смысле изображения предметов с натуры- натюрморт, является благодатной почвой. Малыш может рассмотреть, потрогать, понюхать, ощутить на вкус и сравнить с другими предметами те, которые он будет рисовать.
Публикация «Проект для детей средней группы „Натюрморт“» размещена в разделах
Цель: Познакомить с видом изобразительного искусства – натюрморт.
Задачи: Познакомить с натюрмортом., развивать умение рассматривать картины, описывать, называть предметы, нарисованные на картине, объединять их в одно родовое понятие.
Развивать умение составлять композицию из цветов. Формировать умение использовать нетрадиционную технику рисования при написании натюрмортов. Воспитывать эстетическое восприятие, умение видеть красоту картин.
Участники проекта : дети средней группы.
Ожидаемый результат: ребенок знает и называет вид изобразительного искусства – натюрморт, умеет составлять композицию.
Этапы реализации проекта.
1 этап- целеполагание
Создать развивающую среду и соответствующую материальную базу
-изучение литературы
-подбор материала (теоретическое обоснование, разработка консультации для родителей)
-составление перспективного плана
2 этап-планирование
1. Дидактическая игра "СОСТАВЬ НАТЮРМОРТ"
2. Непосредственная образовательная деятельность «Познание» на тему «Знакомство с натюрмортом»
3. Беседа «Погружение в натюрморт»
4. Непосредственная образовательная деятельность «Художественно - эстетическое развитие»
на тему «Натюрморт»
5. Подвижная игра «Овощи»
6. Свободная детская деятельность: рисунок «Составляем натюрморт»
3 этап-осуществление проекта :
1. Дидактическая игра "Составь натюрморт"
Цель: расширение интереса к созданию композиций на тему «Натюрморт».
Задачи:
- знакомство с понятиями "натюрморт", "композиция";
- формирование умения намечать композицию натюрморта, выбирать подходящие фон и предметы;
- формирование умения придумывать название композиции;
- развитие чувства ритма, формы, цветовых сочетаний.
Материал: карточки с изображением различных фонов, силуэты цветов, посуды, овощей, фруктов.
Этапы игры: - знакомство с игрой, рассматривание, разбор правил; - совместное составление композиций; - самостоятельное составление композиций, придумывание названия композиции; - зарисовка композиции
Планируемый результат: 1. Воспитанники соблюдают правила: - форма предметов для композиции натюрморта должна соответствовать форме фона; - в композиции существует центр, который выделяется размером, цветом. 2. Воспитанники умеют зарисовывать композицию.
2. Конспект НОД «Знакомство с натюрмортом»
Цель: формирование начальных представлений о натюрморте, как о жанре изобразительного искусства.
Детская цель: знакомство с новым жанром живописи.
Задачи:
Образовательные:
- Знакомить детей с жанром живописи – натюрмортом.
-Учить детей в составлении композиции из разных предметов, закрашивании составленного натюрморта.
- Дать детям представление о том, как художник придумывает композицию для своей картины.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к жанру живописи - натюрморт, к творчеству известных художников;
- Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, желание доводить начатое дело до конца.
Развивающие:
-Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков предметов;
- Развивать воображение, фантазию и эстетический вкус.
Речевые: Активизировать в речи детей слова : натюрморт, жанр живописи, живопись. Обогащать словарный запас детей.
Образовательная область: познание, художественное творчество
Материал: Муляжи фруктов, кувшин, цветы, иллюстрации картин известных художников, красивая коробка, кисточка, палитра, карандаши, мольберт.
1. Создание проблемной ситуации.
(Воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком:
- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди)
(влетает шарик, ни нитке письмо)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?
-Дети предлагают варианты действия. Кто мог его нам написать? (Давайте посмотрим).
Воспитатель: Здесь что– то написано:
Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки
Интересную загадку.
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
Дети: Кисточка.
Воспитатель: какие слова вам помогли догадаться?
Дети: кисточка, альбом и т. д.
2. Целевая установка.
Воспитатель: Правильно это кисточка. (достою «Королеву кисточку»)
Кукла:(воспитатель) Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – «Королева кисточка» - самая главная над всеми кисточками.
Воспитатель: Кисточка, а что это ты такая сегодня грустная?
Кукла: Я хотела вам подарить 2 красивые картины, но кода я шла к вам в детский сад на меня напала злая волшебница и превратила мои картины в простую бумагу. (показывает на мольберт, где картины перевёрнуты белой стороной). Что мне теперь делать? Как вернуть картины?
3. Мотивация к деятельности.
Воспитатель: Дети, как мы можем помочь кисточке? (ответы детей)
Воспитатель: Да, дети, давайте попробуем договориться с колдуньей. Но как?
4. Проектирование решения проблемной ситуации.
Дети, вы знаете, когда я утром пришла в группу, то у дверей нашла вот эту посылку (красивую коробку) и конверт. Да это от злой колдуньи. Она пишет, чтобы картины вернуть, нужно выполнить задания которые она приготовила. С какого задания начнём? С 1,2. или 3?
5. Выполнение действий.
Сначала отгадайте загадку:
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще мольберт-треножник,
Потому, что я ….(художник) ( По очереди из посылки воспитатель достает предметы: лист бумаги, кисть, карандаши, краски, палитру, дети называют их)
Воспитатель: Как вы догадались?
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали! Расскажите пожалуйста, кто же такой художник? (Человек, который рисует картины).
Воспитатель: Для кого нужны все эти предметы? (для художника)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, где показывают художники свои картины? (в музее, картинных галереях)
Воспитатель: Правильно, в музее потом делают выставки картин. Туда можно прийти и посмотреть на них.
Воспитатель: Слушаем следующую загадку:
В нарисованной картине
Это главное лицо.
Может папа или мама,
Может дедушка и я
Нарисованы в картине
Может вся моя семья.
Догадаться тут несложно,
Неуверенности нет,
Что красивая картина
Называется …. (портрет)
Воспитатель: Правильно. Какие слова вам помогли? Портрет – это такая картина, на которой художник рисует лицо человека или изображает его во весь рост. Художник передает черты человека, его характер.
Воспитатель: Следующая загадка.
Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется (пейзаж).
Воспитатель: Правильно. А какие слова вам помогли, как вы догадались? (ответы детей)
Пейзаж – это такая картина, на которой художник рисует природу или изображает природные явления.
С первым заданием мы справились. Следующее задание: на столе лежат картины, вам необходимо взять по одной картине. Рассмотреть, затем у кого пейзаж подо идти к этому мольберту (показываю, а у кого портрет сюда (показываю).
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Дети, посмотрите друг на друга, правильно ли выполнили задание.
(если есть ошибки исправляем вместе с детьми). Ребята, почему Ваня, Ульяна, Женя стоят в сторонке? (ответы детей) Правильно, их картины не относятся ни к портрету, ни пейзажу. Что изображено на их картинах?
Дети: яблоки, ваза, цветы и т. д. А может кто-нибудь знает как называются эти картины? (ответы детей)
Картины, на которых изображены цветы, ягоды, фрукты, овощи, предметы быта называются натюрмортом.
Натюрморт.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или море в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это – натюрморт.
Воспитатель: Какие краски использовал художник? Яркие, теплые или холодные?
Мы с вами видели разные картины. На них изображены цветы, овощи, грибы, книги, краски, посуда и т. д. В жизни иногда замечаешь красоту предметов, а художники – очень внимательные люди. Их радует, удивляет нарядность предметов, их формы, необычность, цвета. Когда предмет изображен на полотне он особенно красив. Сорванные цветы, фрукты, ягоды люди съедают, а нарисованные художником будут жить вечно, радовать нас.
Воспитатель: Умнички, хорошо справились с заданием, но картины не вернулись.
Колдунья приготовила ещё одно задание. Вот одно из них:
«Из чего состоит Натюрморт» (дети должны выбрать предметы которые относятся к натюрморту).Но это задание будут выполнять те кого выберет «Королева кисточка» : (называю 4 детей, а мы будем смотреть правильно ли они выполняют. Идёт выполнение задания. Молодцы!
А сейчас «Королева кисточка» предлагает сделать разминку.
Физминутка
Вот так яблоко, оно соку сладкого полно (Ходьба на месте)
Руку протяните, яблоко сорвите (Поочередно поднимают левую (правую) руку вверх)
Стал ветер веточку качать (Качание руками над головой)
И трудно яблоко достать
Подпрыгну, руку протяну (прыжки на двух ногах одновременно поднимая то левую)
И быстро яблоко сорву (то правую руку)
Вот так яблоко оно,
Соку сладкого полно. (Ходьба на месте)
Воспитатель: Отдохнули, продолжаем выполнять следующее задание:
«Назови что это?»
(показываю картины, дети называют портрет, пейзаж и т. д).
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы. Справились со всеми заданиями злой колдуньи. Посмотри «Королева кисточка» твои картины приняли свой вид. Ребята, а как называются эти картины?
Дети: Натюрморт.
Кукла:(воспитатель) : Правильно, это натюрморт. Эти картины написал
(называю имя художника).
6. Анализ результатов деятельности.
Кукла-воспитатель: Мне так у вас понравилась, что я решила остаться в вашей группе. А ещё я приготовила для вас смайлики, если вам понравилось выполнять задания, то возьмите весёлый смайлик, а если что-то не получалось, возьмите грустный.
Воспитатель: Оставайся кисточка, тебе у нас будет интересно.
7. Подведение итогов.
Воспитатель: Молодцы! Вы были сегодня замечательными художниками.
Ребята, кому мы сегодня с вами помогали? С каким новым жанром живописи мы сегодня познакомились? Мы со всеми заданиями справились? А что вам больше всего запомнилось? Спасибо всем за работу.
3. Беседа «ПОГРУЖЕНИЕ В НАТЮРМОРТ»
Цель: - вызвать у детей интерес, удовольствие и эмоциональный отклик на узнанные в изображении знакомые им предметы, радость от встречи с прекрасным, желание любоваться картиной, рассматривать её внимательно; - развивать речь детей с помощью поисковых вопросов, пополнять активный словарный запас прилагательными; - учить создавать натюрморт, познакомить с основами композиции; - развивать творческую активность и самостоятельность.
Вопросы для беседы:
- Что натюрморт может рассказать о характере художника?
- Если бы вам надо было нарисовать натюрморт для мамы (папы, бабушки, дедушки, что вы на нем изобразили бы?
- Может ли натюрморт быть интереснее портрета или пейзажа? Что должно быть изображено на натюрморте, чтобы его невозможно было забыть?
- Какой натюрморт вы написали бы для человека, который тяжело болен?
4. Конспект НОД (рисование) «Натюрморт»
Цель: знакомить детей с натюрмортом, учить детей рисовать с натуры различные овощи подбирая нужные цвета, совершенствовать навыки работы акварелью, развивать самостоятельность и художественно- творческие способности.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить детей рисовать с натуры различные овощи;
- учить подбирать нужные цвета для изображения овощей,
создавать нужные оттенки путём смешивания красок;
-учить красиво располагать изображение на листе.
Развивающие:
- развивать чувство ритма, эстетическое восприятие;
- развивать навыки рисования с натуры;
- развивать чувство композиции.
Воспитательные:
- воспитывать навыки коллективной работы;
- воспитывать интерес к изобразительной деятельности, желание доводить начатое дело
до конца.
Предварительная работа:
- беседа «Как овощи и фрукты попадают на прилавки магазинов»;
-чтение худож. лит-ры Н. Носов «Огурцы»
Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок»
Ю. Тувим «Овощи»
Я. Тайц «Послушный дождик»
Русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Мужик и медведь»
-игра «Магазин «Овощи - фрукты»»;
- рассказ воспитателя об овощах и фруктах.
Оборудование НОД:
Репродукции картин И. Репина «Яблоки», Хруцкого, бумага для рисования, акварельные краски, кисти, банки с водой, подставки для кистей, муляжи овощей, вазы разной формы, кувшины.
Интеграция образовательных областей:
Познание –рассказ об овощах, разгадывание загадок.
Физическая культура – физкультминутка.
Художественное творчество - продуктивная деятельность – (рисование).
Музыка - музыкальное сопровождение во время выполнения работы.
Коммуникация – на протяжении всей деятельности.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель : -Ребята, сегодня мы отправляемся с вами на необычную прогулку. Закройте глазки и представьте, что вокруг нас.
Конец лета
Вся овощ огородная
Поспела: дети носятся
Кто с репой,кто с морковкою,
Подсолнух лущат,
А бабы свёклу дёргают,
Такая свёкла добрая.
Точь-в-точь сапожки красные
Лежат на полосе.
(Н. Некрасов)
Воспитатель : -Так, где же мы с вами оказались (На огороде)
-Правильно! Огород - это дом для всех овощей и фруктов. А какие овощи и фрукты, знаете вы (Ответы детей).А кто на огороде хозяин? Кто следит за всем? Верно! Человек! Много работы у него и посадить, и полить, и жуков собрать, и огород прополоть! А когда придёт Осень - работы ещё больше. Надо собрать все овощи и фрукты. Сделать запасы на зиму. (Демонстрация иллюстраций).
Воспитатель : -А кто из вас помогал на огороде?-Что вы делали (Достаю корзину с муляжами овощей).Вот посмотрите, какой подарок преподнесла нам Осень. Давайте посмотрим,что здесь (Достаю по очереди овощи).Ребята, что это (ответы детей).
ЗАГАДКИ
За зелёный хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус,как сахар,сладкая.
(Морковь)
Сидит дед
Во сто шуб одет
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
(Лук)
Воспитатель : -Какие хорошие овощи. Давайте,с вами нарисуем свой собственный «огород».
2. Физкультминутка («Был у зайки огород»)
Был у зайки огород-
Ровненьких две грядки.
Там играл зимой в снежки,
Ну, а летом - в прятки.
А весною в огород
Зайка с радостью идет. Но сначала все вскопает,
А потом все разровняет,
Семена посеет ловко
И пойдёт сажать морковку.
Ямка – семя, ямка – семя.
Закопает, разровняет,и глядишь –на грядке вновь
Вырастут горох, морковь.
А как осень подойдёт,
Урожай свой соберёт.
Частичный показ. Объяснение.
Воспитатель: -А теперь начнём рисовать. Сначала вы должны решить, как вам расположить лист бумаги, чтобы на нем разместилась вся композиция.
-Посмотрите, на что похож ПОМИДОР (круг);ОГУРЕЦ (овал);МОРКОВЬ (овал, заострённый с одного конца).Теперь нарисуем хвостик и листочки.
(При рисовании красками воспитатель обращает внимание детей на оттенки, напоминает о
том, как получить нужный оттенок, смешивая краски на палитре. Можно подсказать детям, как изобразить блики солнца на поверхности плодов и посуды. Воспитатель в процессе рисования помогает детям советом.)
Пальчиковая гимнастика:
У зверей 4 лапы (поднимаем и опускаем 4 пальца на руках)
Когти могут поцарапать (изображаем коготки)
Не лицо у них, а морда (пальцы соединить в шар, приблизить к лицу)
Хвост, усы, а носик мокрый («волна», усы показать, носик обвести)
И, конечно, ушки! (трем уши)
Только на макушке (показать руками)
Самостоятельная практическая работа детей.
Дети приступают к работе.
В процессе занятия направлять детей, поощрять инициативу, задавать наводящие вопросы, обращать внимание на схемы смешения цветов и изображения животных.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, все ли вам было понятно?
-Давайте теперь посмотрим несколько картин наших ребят.
Воспитатель вызывает конкретного ребенка и он показывает свою работу. Хвалим ребенка и задаем вопрос.
Воспитатель: -Что понравилось больше?
-Что запомнилось?
– Молодцы, все картины получились красивыми.
- А что бы все дети смогли посмотреть работы друг друга мы повесим их в нашу галерею.
5. Подвижная игра «Овощи»
Ход игры:
(Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга — водящий с завязанными глазами.)
Как-то вечером на грядке
Репа, свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
(Останавливаются, крутят водящего.)
Прячься лучше, прячься глубже,
Ну а ты иди искать.
(Разбегаются, приседают, водящий ищет.)
6. Свободная детская деятельность: рисунок «Составляем натюрморт»
Попросите детей принести из дома какие-либо необычные вещи: компас, раковину, старинную кружку и т. д. Поделите детей на группы по четыре-пять человек. раскладывают свои предметы. Дети должны разложить на столе свои предметы и подумать, какие из них лучше всего сочетаются друг с другом по форме, цветовой гамме и характеру. Затем дети придумывают, о чем их предметы могут рассказать людям и рисуют натюрморт из этих предметов.
4 этап-презентация проекта
Открытие выставки «Натюрморт»
5 этап- анализ результатов
Беседа-анализ с участниками проекта с целью определения эффективности проектной деятельности :
1. С каким изобразительным жанром мы с вами познакомились?
2. Что нового узнали?
3. Что вам понравилось больше всего: играть, рисовать, беседовать?