Елена Шипина
Проект для детей раннего возраста «Полезный лучок»
▼ Скачать +Заказ
Проект «Полезный лучок»
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта: один месяц
Участники проекта: дети группы раннего возраста, родители воспитанников, педагог группы.
Проблема, актуальность проекта: с раннего возраста детям необходимо прививать навык употребления лука в пищу, а малыши неохотно кушают лук из-за его специфических качеств.
Публикация «Проект для детей раннего возраста „Полезный лучок“» размещена в разделах
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цель проекта: научить воспитанников заботиться о своём здоровье, употребляя лук в пищу для профилактики простудных заболеваний
Задачи:
-Познакомить с внешним видом овоща и с его характерными особенностями.
-Обогатить и активизировать словарь по теме.
-Воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым в уходе за луковицами.
-Учить заботится о своем здоровье, употребляя зелёный лук в пищу.
-Познакомить со стихами и загадками о луке.
Предполагаемый результат:
-У детей сформирован интерес к луку
-укреплять желание детей употреблять лук во время обеда
-дети знают правила ухода за овощной культурой и умеют ими пользоваться
-привлечение родителей воспитанников и обеспечение преемственности в организации питания детей в дошкольном учреждении и дома
Пояснительная записка
Весной люди чаще болеют простудными и инфекционными заболеваниями, так как в этот период организму человека не хватает витаминов. Основным витамином, отвечающим за наше весеннее здоровье, является витамин С (аскорбиновая кислота). В этом случае врачи советуют включать в рацион больше свежих фруктов, овощей и зелени (киви, апельсины, лимонный сок, сладкий перец, квашенная капуста, лук и т. д.) Из всех перечисленных продуктов питания более всего нас заинтересовал лук, точнее зеленое перо репчатого лука, так как его можно довольно просто вырастить в условиях детского сада. Выращивание и последующее употребление в пищу зеленого лука в ДОУ поможет детскому организму справиться с сезонным авитаминозом и снизить показатель заболеваемости в группе. Представленный материал предполагает практический интерес, а доступность предмета исследования обеспечивает его дальнейшее использование как в условиях ДОУ, так и в домашних условиях.
Этапы проекта:
1 этап подготовительный
-Сбор информации по теме проекта, подборка загадок, стихотворений о луке и о его пользе.
-Оформление информационной папки для родителей «Самые интересные факты о луке», «Витаминные салаты из зелёного лука»
-Беседа «К нам гость – Лучок».
-Подготовка пластиковой прозрачной тары (стаканчики, контейнера для высадки луковиц.
-Мультфильм «Лунтик. Лук»
-Подбор дидактических игр «Лото. Овощи.», «Чудесный мешочек», «Назови ласково»
-Предложить родителям принести луковицы, пластиковые стаканы.
2 этап практический (основной):
-Наблюдение за посадкой лука педагогом и привлечение детей.
-Ежедневные наблюдения за ростом лука.
-Работа в образовательной области «художественное творчество» по рисованию «Нарисуем наш лучок – зелёный пучок», по лепке- «Лучок»
-Употребление зелёного лука в пищу во время обедов в детском саду.
3 этап заключительный :
-Оформление фотоотчёта по проекту
- Оформление выставки детских рисунков «Нарисуем наш лучок»; работ по лепке, связанных с темой проекта
Приложение № 1.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим
в первой младшей группе «Наш друг-лучок»
Цель: расширить знания детей о луке, о полезных свойствах лука
Задачи:
-закрепить знания детей о некоторых овощах (огурец, помидор, капуста, морковь)
- воспитание бережного отношения к растениям как к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях;
- закрепление представления о луке, особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями и верхушку;
- формирование представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).
- выработка навыков посадки лука на землю и в стакан с водой;
- выявление, сравнение изменений и различий, которые произошли с луковицами во время его роста;
- способствование возникновению интереса к процессу роста и пользе лука.
Материалы: корзина с муляжами овощей: морковь, капуста, помидор, огурец, лук; луковица; зелёный лук и кусочки репчатого лука; картинки с изображением моркови, капусты, помидора, огурца, лука
Ход деятельности:
Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, что у нас в корзине.
(воспитатель по очереди достаёт из корзины овощи, дети называют их и соотносят с картинками)
Воспитатель: Скажите, как одним словом назвать – морковь, капуста, помидор, огурец? (Овощи).
Воспитатель: Правильно, все это овощи. Где растут овощи? (в огороде, на грядке)
-Ребята, эти овощи полезные, в них много витаминов.
-Посмотрите, что-то ещё здесь лежит в корзине. Что это? (это лук)
-Правильно. Это тоже овощ и тоже очень полезный. Послушайте стихи про лук:
Хоть он горький – но полезный!
Защищает от болезней!
Микробам разным он не друг-
Потому что это лук!
У меня есть друг,
Он – от семи недуг!
Это - вкусный и полезный,
Желто - золотистый лук!
- Скажите, какого цвета лук? (Ответы детей).
- Какой он формы? (Ответы детей).
- Потрогайте его и скажите: лук твердый или мягкий? (Ответы детей).
-Сейчас я разрежу луковицу. Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? (Ответы детей).
-А ещё лук щиплет глаза и заставляет нас плакать.
- Лук горький, но очень полезный. В нём много витаминов. А витамины нужны, чтобы не болеть.
- Это луковица, если ее посадить, то из нее вырастут листики. Вот такие! (показ воспитателем перьев лука). Это зелёный лук!
- У лука есть верх (показывает его, вот отсюда растет зелёный лук). А вот низ у луковицы – донце (показывает). Давайте скажем все вместе – ДОНЦЕ.
-А вы, дети, хотите, чтобы у нас в группе вырос свежий, зелёный лучок?
-На следующем занятии мы с вами посадим лук в землю, а некоторые луковицы поставим в стаканчики с водой. Будем ухаживать за ним, наблюдать, а потом добавим зелёный лучок в суп, есть его и не будем болеть.
Приложение № 2.
Дидактические игры про овощи
«Лото. Овощи»
Цель: научить детей соотносить слова с изображением на картинке.
Ход. Взрослый раздаёт детям игровые карты, которые поделены на несколько сегментов с изображением какого-то конкретного предмета в каждом, а сам показывает маленькие карточки, называя данное изображение. Если у ребёнка в игровой карте есть этот предмет, то он называет его и забирает карточку у ведущего. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.
«Чудесный мешочек»
Цель: закрепить названия овощей, их цвета.
Оборудование: натуральные овощи или муляжи, мешочек.
Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.
Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец – огурчик, репа – репка, морковь – морковочка, лук – лучок, картошка – картошечка).
Приложение № 3.
Интересные факты
о зелёном луке
Лук - это старейшее культурное растение, родина которого неизвестна. Разведением его занимались народы стран Средиземноморья, Индии, Персии и Восточной Азии. Древние египтяне, греки и римляне знали лук-порей как пищевое растение. У последних он и вовсе считался едой богачей.
• В основном зелёный лук используют в свежем виде или для приготовления начинки, кроме того, зелёный лук можно консервировать.
• Зелёный лук является, конечно, продуктом скоропортящимся: он быстро теряет влагу и вянет, но, если хранить его при 0 градусов Цельсия, то он сохраняет свои свойства в течение 10 дней.
• Лук служит в качестве обезболивающего при укусе ос. Для этого в место укуса необходимо сразу втереть луковый сок.
• При воспалении ушей лук также можно использовать для снятия боли: 3 раза в день на полчаса накладывать на ухо компресс из подогретого на пару мелко нарезанного лука, завернутого в марлю. Такие компрессы применяют и при нарывах, воспалениях, долго заживающих ранах.
• Свежий луковый сок – прекрасное средство против ревматических болей, отеков, лишая. Для этого надо натереть им проблемное место.
• Лук является популярным косметическим средством во многих странах мира. Соком лука рекомендуют смазывать волосистую часть головы для укрепления корней волос. При этом волосы становятся шелковистыми, мягкими и блестящими, а кожа не шелушится, не образуется перхоть.
• От луковичного сока бледнеют веснушки; приём лука внутрь, а также луковые маски (из смеси кашицы лука с мёдом) предупреждают появление морщин, кожа лица становится свежее.
• Замечено, что люди, работающие в теплице, где выращивается зелёный лук, не болеют гриппом даже во время самых жестоких эпидемий. Полезность зелёного лука - это, в первую очередь, уникальное сочетание большого количества полезных веществ и хлорофилла.
• Кстати, усваиваемость полезных веществ, содержащихся в зелёном луке, усиливается, если его кушать с растительным маслом.
Приложение № 4.
Витаминные салаты с зелёным луком
Зелёный лук — пожалуй, самый известный поставщик витаминов. В зелёном луке содержатся витамины: C, В1, В2. Наличие минеральных солей, сахаров и фитонцидов делают его уникальным продуктом. Именно за эти свойства его ценят весной. Однако и летом, и осенью, и зимой с зелёным луком можно приготовить множество вкусных блюд. Предлагаем Вам некоторые из них:
Салат с зелёным луком и солёными огурцами.
Нам понадобятся:
Зелёный лук — 2 пучка;
Яйца — 2 шт;
Солёные огурцы — 1-2 шт;
Растительное масло — 5 ст. ложек;
Уксус — 2 ст. ложки;
Горчица — 2 ч. ложки;
Соль — по вкусу.
Готовим так:
Очищаем зелёный лук, моем и крупно рубим, добавляем мелко нарезанные солёные огурцы. Варим яйца вкрутую, нарезаем кружочками и аккуратно вынимаем желтки. Белки оставляем для украшения, а из желтков, растительного масла, уксуса, горчицы и соли делаем майонез. Заправляем им салат и украшаем белками от яиц.
Салат с зелёным луком и орехами.
Нам понадобятся:
Зелёный лук — 1 пучок;
Грецкие орехи — 10 шт;
Майонез — 4 ст. ложки;
Растительное масло — 1 ст. ложка.
Готовим так:
Моем зелёный лук и мелко нарезаем. Добавляем измельчённые ядра грецких орехов. Всё хорошо перемешиваем и заправляем салат смесью растительного масла с майонезом.
Салат с зелёным луком и петрушкой.
Нам понадобятся:
Зелёный лук — 1 пучок;
Петрушка — 2 пучка;
Лимон — 1 шт;
Растительное масло — 2 ст. ложки;
Соль — по вкусу.
Готовим так:
Зелёный лук и петрушку моем, мелко нарезаем, солим и оставляем на 10 минут. Очищаем лимон и нарезаем маленькими кубиками. Лимонные кубики смешиваем с луком и петрушкой, заправляем растительным маслом и хорошо перемешиваем.
Салат из зелёного лука с редисом.
Нам понадобятся:
Зелёный лук — 1 пучок;
Редис — 2 пучка;
Сметана — 0,5 стакана;
Соль и перец — по вкусу.
Готовим так:
Моем зелёный лук и мелко его нарезаем. Добавляем к нему натёртый на крупной тёрке редис. Солим и приправляем перцем, заправляем сметаной.
Приложение № 5.
Загадки про лук.
В десять одёжек плотно одет,
Часто приходит к на обед,
Но лишь за стол ты его позовёшь,
Сам не заметишь, как слёзы прольёшь. (лук)
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь – слезы льешь.
(Лук)
Наш огород в образцовом порядке,
Как на параде построены грядки.
Словно живая ограда вокруг –
Пики зелёные выставил лук. (лук)
И зелен, и густ
На грядке вырос куст. (лук)