Марина Рощина
Проект для детей дошкольного возраста 4–5 лет «Сказки Александра Сергеевича Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Познакомить детей с творчеством А. С. Пушкина.
2. Обогатить словарный запас детей и познакомить с новыми словами и понятиями.
3. Развивать творческие способности детей средствами разных видов художественно-продуктивной деятельности по сюжетам прочитанных произведений.
4. Привлечь внимание родителей воспитанников к вопросу необходимости знакомства с произведениями русской литературы для детей.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Пушкин А.С. Проекты
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Актуальность:
Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение сказок и стихов А. С. Пушкина неоспоримо. Творчество А. С. Пушкина является образцом высокий культуры речи, дефицит которой особенно остро ощущается в современном мире. Читают ли дети вместе с родителями А. С. Пушкина? Понятен ли детям язык произведений великого классика? Насколько интересны сказки Александра Сергеевича нашим воспитанникам, и как сделать так, чтобы дети знали, понимали и любили произведения гения русской литературы? Такие вопросы поможет решить нам этот проект.
Участники проекта
: дети, родители воспитанников, воспитатели группы.
Длительность:
краткосрочный (1 неделя)
Цель проекта:
Развитие познавательного интереса, эстетического вкуса и творческих способностей ребёнка через знакомство с творчеством А. С. Пушкина.
Задачи проекта:
Дети:
- познакомить с творчеством А. С. Пушкина;
- способствовать накоплению эстетического опыта и новых знаний, читая и обсуждая литературные произведения;
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- обогащать и расширять словарный запас детей.
- развивать артистические способности;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- формировать навыки сотрудничества;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
Воспитатели:
- изучить степень заинтересованности детей и родителей к произведениям А. С. Пушкина.
- пропагандировать важность для современных детей лучших образцов русской литературы среди родителей.
Необходимые материалы:
-сборники сказок А. С. Пушкина;
-иллюстрации к сказкам;
-репродукции картин, рисунков;
-фотографии по биографии А. С. Пушкина;
-аудиозаписи сказок А. С. Пушкина;
-дидактические игры; загадки по сказкам;
словарь в картинках по сказкам Пушкина.
-выставки книг, рисунков, поделок;
-диафильмы и мультфильмы по сказкам Пушкина.
-методическая литература.
Ожидаемый результат:
В ходе реализации данного проекта у детей и родителей повышается интерес к произведениям А. С. Пушкина, активизируется потребность к чтению литературы, узнаванию нового. Обогащается детский эмоциональный и чувственный опыт, словарный запас. Дети получают более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, умение преодолевать трудности в общении. Игра-драматизация на основе литературных произведений становится одним из средств развития детского творчества.
Продукт проекта:
Мини-библиотека книг А. С. Пушкина.
Поделки по сказкам А. С. Пушкина.
Участие в муниципальной выставке «Бумажная фантазия» по сказкам А. С. Пушкина.
Основные этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный. Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.
-Анкетирование родителей.
-Консультация для родителей: «Мы читаем сказки А. С. Пушкина»
-Акция для родителей: Пополнение библиотеки группы произведениями А. С. Пушкина. -Оформление книжной выставки. Размещение портрета А. С. Пушкина
-Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, викторин; материала для ручного труда
2 этап - творческий. Формирование знаний, умений, навыков.
-Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям А. С. Пушкина. Беседы.
-Чтение и разучивание стихотворений А. С. Пушкина об осени.
-Чтение сказок А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане», «Золотая рыбка», «Сказка о золотом петушке»
-Словарная работа,
-Викторина «Путешествие по сказкам Пушкина»
-Выполнение рисунков и изготовление поделок родителями и детьми по сказкам А. С. Пушкина
-Разучивание подвижной игры «Золотая Рыбка», использование раскрасок по сказкам, с целью закрепления полученных знаний.
3 этап – результативный. Самореализация всех участников проекта.
-Презентация проекта.
-Презентация лучших работ на муниципальной выставке по сказкам А. С. Пушкина «Бумажная фантазия»
ИТОГ:
Расширены знания детей, повышен уровень нравственно-эстетической воспитанности детей. Обогащена предметно-развивающая среды группы, улучшены взаимоотношения между взрослыми и детьми, детьми между собой.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Анкета для родителей
«Сказки А. С. Пушкина»
1. Какая сказка А. С. Пушкина Ваша любимая?
___
2. Читаете ли Вы своему ребенку сказки А. С. Пушкина? Какие?
___
3. Интересны ли Вашему ребенку сказки А. С. Пушкина?
Да потому что
___
Нет, потому что
___
4. Понятен ли язык А. С. Пушкина современному ребенку?
___
5. Нужно ли читать и изучать сказки А. С. Пушкина в детском саду?
Почему?___
Какие?___
Спасибо за Ваши ответы!
СЛОВАРЬ
Устаревшие слова из сказок
Александра Сергеевича Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Бояре- богатые люди, которые служили царю.
Белена- ядовитое растение
Ветхая- очень старая Взашеи- выгонять, толкая в шею
Вороты- (старинное выражение) – воротами.
Душегрейка-тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади. Современный синоним- жилет. Это слово исчезло полностью.
Землянка - дом, одна часть которого находится в земле, а другая, построена из брёвен и крытая соломой, над поверхностью земли.
Кичка,кика-старинный женский головной убор. Современный синоним-
Шапка (боярка). Это слово исчезло полностью.
Корыто- продолговатый деревянный сосуд для стирки белья.
Корысть-Выгода, польза
Невод-большая рыболовная сеть.
Невежа- грубый невоспитанный человек.
Откуп- плата за освобождение себя от чего- то.
Пряник печатный-пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или буквами. Современный синоним - Тульский пряник. Это слово исчезло полностью.
Простофиля-глупый
Старче-так обращались к старому человеку или отцу, выражая ему особое почтение, уважение.
Сварливая- устраивающая ссору
Светёлка- ветлая комната, отделённая сенями от кухни
Столбовая дворянка-дворянка старинного и знатного рода.
Терем- деревянный дом в виде башни, высокий и прочно срубленный.
Чупрун- чуб, хохол. Современный синоним-чёлка. Это слово исчезло полностью
ЗАГАДКИ ПО СКАЗКАМ А. С. Пушкина
Он в землянке жил тридцать три года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто
За разбитое, негодное корыто.
Он с владычицею морской вёл беседу,
И исполнила она три желания деда.
А когда рассердилась, взбунтовалась —
Море синее почернело, взволновалось.
Назови мне скорей с улыбкой!
— Это сказка о…
(Рыбаке и рыбке)
***
Рыбка в сказке есть у нас,
Золотой ее окрас.
Кто желанье загадает,
Все вмиг от нее получает.
(Золотая)
***
Вот под ясным синим небом
В море кто закинул невод?
Злату рыбку изловил,
Пожалел и отпустил?
(Старик)
***
Тридцать три года — такие дела —
Старуха у моря все пряжу пряла.
А дед неудачной рыбалкою жил.
Что за жилье у них было, скажи?
(Землянка)
***
Сказки Пушкина читал?
Сетью той старик поймал
В море рыбку золотую.
Знаешь, братец, снасть такую?
(Невод)
***
Пару раз старик невод кинул,
Но поймал лишь траву да тину.
Кто, скажите, на раз на третий
Вдруг случайно попался в сети?
(Рыбка)
***
Я вопрос тебе припас.
Подскажи: что в первый раз
Стал у рыбки дед просить,
Чтоб старухе угодить?
(Корыто)
***
Сказка — ложь! Да в ней намек,
Лютой жадности упрек.
В то старуха слезы льет,
В чем стирать нельзя белье.
(Корыто)
***
Хвостиком виляет
Желанье исполняет.
(Рыбка)
***
Стало мало ей корыта.
И избы уже ей мало.
Ну-ка, быстро подскажите,
Кем затем старуха стала?
(Дворянка)
Чьи это слова?
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки! ….»
(Старуха)
***
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь»
(Золотая рыбка)
***
Воротился старик нынче с моря,
Рассказал мне великое чудо:
Что поймал сегодня он рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась, чем только пожелает!
Не посмел он взять с неё выкуп!
Так пустил её в синее море!
Дурачина, такой простофиля!
Не сумел он взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял он с неё корыто,
Наше – не корыто, разруха!
Догадались, кто я? …
(Старуха)