Анна Кузьминская
Проект «Деревья, которые нас окружают»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение дет-ский сад комбинированного вида № 15 города Ейска
муниципального образования Ейский район
Познавательно - исследовательский проект
«Деревья, которые нас ок-ружают»
Автор: педагог
Кузьминская А. В
2022
Паспорт проекта :
Тема проекта : «Деревья, которые нас окружают»
Основной разработчик: педагог МБДОУ ДСКВ № 15 г. Ейска
Кузьминская Анна Вячеславовна
Публикация «Проект „Деревья, которые нас окружают“» размещена в разделах
Тип проекта : познавательно-исследовательский, взросло-детский.
Участники проекта : дети, родители, педагог
Возраст детей: подготовительная группа
Сроки реализации проект : долгосрочный, с 01.02 2022 по 01.11.2022
Введение
Познавательно-исследовательский проект «Деревья, которые нас окружают» предназначен для занятий с детьми подготовительной группы.
В содержании проекта представлена деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой, необходимость бережного отношения к ним. Расширяет знания о видах деревьев, их строении и особенностях жизни, способов определения возраста.
Проект «Деревья, которые нас окружают» развивает интерес к представителям растительного мира: деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формируют разные виды отношений детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
В различных видах детской деятельности (изобразительной, игровой, умственной, художественно-продуктивной) отражаются знания, полученные опытным путем, развивается воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
В ходе реализации проекта большое внимание уделяется развитию исследовательской деятельности дошкольников, развитию инициативы, реализации регионального компонента, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Реализация проекта способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе, умению обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности, бережного отношения к деревьям растущих не только на территории детского сада, но и за его пределами, изучению взаимодействие дерева с окружающим миром, выявлению пользы и вреда флоры и фауны экосистемы, исследованию функциональных особенностей систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года.
Данная тема актуальна, так как дети не очень хорошо знают названия деревьев нашего края и их особенности. Путают декоративные и фруктовые виды. Не знают способов ухода в различные времена года
Период дошкольного детства – благодатная почва для формирования основ нравственного поведения, культурных эталонов в обществе, любви к родине.
Научим ребенка с любовью относится к деревьям, которые он видит ежедневно, а завтра эту любовь он перенесет на всю природу в целом.
Творческая работа объединила всех: дошкольников, родителей, педагогов.
Идея проекта : помочь ребенку сформировать основы активной жиз-ненной позиции; осознать экологическую ценность дерева – как часть природы в ее единстве с человеком; воспитывать умение сопереживать всему живому, что в дальнейшем трансформируется в сочувствие.
Цель проекта : актуализировать знания ребенка о видах, свойствах различных видов деревьев, исследовать особенности древесины и возможности использования его в быту.
Задачи.
1. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; искать ответы на вопросы, высказывать до-гадки и предложения, эстетические суждения;
2. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных на-блюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы; обогащать словарный запас.
3. Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе.
4. Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.
5. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за растениями участка детского сада.
6. Воспитывать основы экологического сознания, гуманно – ценностного отношения к природе через понимание ценности природы.
7. Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева.
8. Разработать ряд дидактических пособий для обогащения представле-ний детей о природе родного края.
Гипотеза: Воспитанники группы, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, будут бережнее к ним относиться.
Методы исследования:
1. Чтение познавательной литературы: энциклопедии и журналы.
2. Спросить, обсудить полученную информацию с родителями и воспитателями.
3. Совместная со взрослыми и самостоятельная экспериментальная и исследовательская деятельность.
4. Собрать коллекцию предметов из дерева, мини выставка деревьев, цветов деревьев, насекомых, изделий из дерева.
5. Создать макет «Моя малая родина», где систематизировать интересный материал и познавательные задания на тему «Деревья и что из него производят».
Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с ис-пользованием модели «трёх вопросов».
Что мы знаем о деревьях? Что мы хотим узнать?
Как нам найти ответы на свои вопросы?
Дети ответили на во-просы:
Дима М.
- Дерево, нас спасает от жары, от холода и т. д.
Аня Н.
- Деревья это дом для мелких животных, на-секомых.
Лера К.
- Деревья бывают раз-ные – белоствольная береза, раскидистый клен и т. д.
Как питается дерево?
Почему кора дерева корич-невая?
Почему лист желтеет?
Какие деревья растут на юге, а какие на севере? На вопрос как найти ответ дети делились своими идеями и предложениями.
Дима Н. предложил спросить у мамы, папы, дедушки, бабушки
Никита С. спросить у воспитателя.
Вася П. спросить у се-стры или брата.
Олег Ф. спросить у друзей.
Саша К. предположила, что можно узнать в книгах, в энциклопедиях.
Даша К. предложила посмотреть познава-тельные мультфильмы.
Гирай Д. посещение библиотеки и спросить у тех, кто работает в музее
План реализации проекта
№
п/п Мероприятия с детьми Мероприятия с ро-дителями Ответст-венный Сроки
Организационный
1. Сбор литературы о деревьях : стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки Подбор иллюстраций, открыток, фотогра-фий о деревьях Крас-нодарского края и Ейского района. Воспитатель группы, родители 01.02.
2. Изготовление и приобретение не-обходимого оборудования
3. Родители и дети по желанию вы-бирают дерево, о котором они бу-дут собирать информацию, рисо-вать, засушивать листок для герба-рия Родители
4. Прогулки по экологической тропе детского сада Воспитатель группы
5. Прогулки по осеннему городу, в парк, сквер Родители
6. Разучивание с детьми стихов, за-гадок, песен о деревьях. Воспитатель группы
Продуктивный
1. Рассматривание иллюстрации «Мудрое дерево» и чтение А. Ло-патина «Мудрость дерева». Задачи. Формировать представление об уникальности дерева : рассмотреть ствол, переплетение веток, корней. Воспитывать бережное отношение, уважение и любовь к деревьям.
Опытно-экспериментальная дея-тельность: «Условия, необходимые для жизни дерева», проращивание семян в разных условиях.
Компьютерная презентация «Рост и развитие дерева» Консультация:
«Играя, познаем природу»
Воспитатель
группы 16.02
2. • Решение проблемной ситуации «Что было бы, если бы не было де-ревьев»
• П/и «К названному дереву беги», «Листопад»
Рекомендации
«Правила поведения в природе» Воспитатель
группы
3. Беседа и просмотр компьютерной презентации «Царство деревьев»
Предложить для рассматривания альбом «Деревья Краснодарского края». Задачи. Расширять представления детей о деревьях родного края, их жизнедеятельности, значении для всего живого. Воспитывать любовь к природе родного края.
Трудовая деятельность: «Сбор опавшей листвы» Воспитатель
группы
4. • Беседа и рассматривание видео альбома «Деревья нашего города»
• Д/ игры: «Узнай дерево по описанию», «Лесник»
Наблюдение: деревья в октябре. Задачи: Учить детей узнавать дере-вья по описанию, рассказывать об изменениях, которые произошли с ними осенью. Оформление коллажа «Такие разные деревья» Воспитатель
группы, ро-дители
5. • Рисование разных видов деревьев (береза, клен, тополь, рябина и т. д.)
• Д/ игры: «Подбери листок к дереву», «Какое дерево лишнее и почему» Воспитатель
группы
6. Экскурсии по экологической тропе.
Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев в разное время года. Рассматривание картин: И. Левитан «Березовая роща», «Золотая осень», «Зимой в лесу», «Март»; А. Саврасов «Грачи прилетели»; «И. Остроухов «Первая зелень» и др. Оформление альбома с рисунками и рассказами детей
«Наши деревья» Воспитатель
группы
7. • Д/ игры: «Найди, что опишу», «С какого дерева листок»
Опытно-экспериментальная дея-тельность: Изучаем листья: «Сколько на дереве листьев?»; «Исследуй листья»; «Почему листья желтеют и падают?» Воспитатель
группы
8. • Трудовая деятельность: «Сбор листьев для гербария»
• Сюжетно-ролевая игра «Прогулка по парку» Воспитатель группы
9. Сочинение сказок, загадок, рас-сказов о деревьях.
• Лепка деревьев способом «пластилинография и барельеф». «Путешествие в осенний парк». Задачи. Совершенствовать умения детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – пластилинография (рисование пластилином, ис-пользовать его свойства при рас-плющивании, сплющивании созда-вая изображение в полуобъёме, размазывании). Учить детей рабо-тать в коллективе. Выпуск листовок: «Берегите лес»
Воспитатель
группы
10. • Настольно-печатная игра «Стань другом природы»
Чтение худ. лит-ры А. Лопати-на «Липкины дары». Задачи. Объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства. Воспитатель
группы, ро-дители
11. Опытно-экспериментальная дея-тельность: Изучаем кору дерева : «Чем покрыт ствол?»; «Что такое кора, для чего она служит, какая она»; «Чем пахнет кора, (ствол) в разное время года?».
Трудовая деятельность: «Окапывание деревьев и кустарников» Консультация по те-ме: «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»
Воспитатель
группы
12. Аппликация. «Чудо-дерево». За-дачи. Познакомить детей с засуши-ванием листвы деревьев, изменени-ем ее свойств, возможностью ис-пользования сухой листвы как ма-териала для аппликации. Воспиты-вать желание работать сообща. Родители
13. Чтение. И. Токмакова «Ива», «Сосны».
Воспитатель
Группы
14. Оформление гербария деревьев в детском саду.
Коллекция насекомых, которые опыляют деревья.
15. Выпуск плаката в защиту деревьев.
Заключительный этап
1. Оформление альбома детских работ
«Деревья в детском саду»
Создание презентации «Наши деревья» Воспитатель
Группы, ро-дители
2. Изготовление альбомов: «Деревья нашего участка», «Деревья нашего города», «Деревья нашего края» Воспитатель
Группы, ро-дители
3. Оформление плаката в защиту де-ревьев. Изготовления макета с мо-бильной средой. Воспитатель
группы, ро-дители
4. Проведение КВНа «Знатоки деревьев» (дети) Воспитатель
группы, де-ти
Заключение
Изучая эту тему, мы узнали, что дерево - это важно для природы и человека, которое нуждается в уходе и бережном отношении.
Теперь мы знаем, что такое дерево, его свойства, отличия разных по-род, их особенности, кто помогает им в природе и кто вредит.
Изучая эту тему мы обнаружили, что нас окружает масса разнообразных деревьев, облегчают и украшает нашу жизнь (изделия из дерева, мебель, посуда, дома и др, используют в медицине.
Весь добытый материал воспитатель обобщил в макет. С этим мате-риалом может познакомиться каждый ребенок, выполняя игровые задания.
Список литературы:
1. Аникина В. М. «Русские пословицы и поговорки» - М. : Художествен-ная литература, 1988.
2. Бондаренко Т. М, «Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002. – 159с.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7лет. / Т. М. Бон-даренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
4. Виноградова Н. В Умственное воспитание детей в процессе ознаком-ления с природой
5. Воронкевич О. А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008
6. Горщенко Е. «Природа и люди» - М. : Просвещение, 1976.
7. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. :. Вако, 2008. – 240 с.
8. Грехова Л. И В союзе с природой. «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002
9. Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» : Пособие для воспитателя дет. Сада. – М. : Просвещение, 1981. – 80с., ил.
10. Елкина Н. В, Мариничева О. В Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «Академия Развития», 1997
11. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
12. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
13. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 2004. – 320 с.
14. Николаева С. Н. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112с.
15. Организация деятельности детей на прогулке. Т. Г Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011.- 329 с.
16. Петров В. В. «Растительный мир нашей родины». – М. : Просвещение, 1991.
17. Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 336С
18. Рыжова Н. А. Проект «Наше дерево». Москва, 1997
19. Саморукова П. Г Как знакомить дошкольников с природой М. Просвещение, 1983
20. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» : Методическое пособие. – СПБ. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
21. Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 96с.