Елена Романюк
Проект «Цветок дождя» по развитию любознательности у детей 5–7 лет посредством экспериментирования
▼ Скачать
Тема: «Цветок дождя»
2. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Срок реализации: долгосрочный (октябрь 2023 г. - март 2024 г.)
Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги
3. Актуальность:
Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Публикация «Проект „Цветок дождя“ по развитию любознательности у детей 5–7 лет посредством экспериментирования» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Погода и природные явления
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2024
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, любознательность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней.
4. Практическая значимость:
Главное достоинство применения метода экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента :
• дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
• идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
• развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
5. Ключевые понятия:
1. Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей с другой стороны. (Н. Н. Поддьяков)
2. Познавательная деятельность – сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний. (А. А. Реан)
3. Любознательность - особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. (С. Л. Рубинштейн)
6. Цель: Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста при помощи экспериментальной деятельности
Задачи:
1. Расширять представления детей о луковичных растениях;
2. Продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой природы их свойств и качеств;
3. Развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его простейших зависимостях;
4. Поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности.
7. Релевантные исследования
Экспериментальная деятельность как метод развития любознательности у детей дошкольного возраста. (Федотова Л. В., Козлова Н. А.)
В статье раскрываются основные принципы, по которым строится экспериментальная деятельность педагогов дошкольных образовательных учреждений и детей дошкольного возраста. Даются определения основных компонентов экспериментальной деятельности. Делается вывод, что в дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом развития и обучения ребенка, который пробуждает в детях любопытство и развивает любознательность.
8. Релевантные исследования
Развитие любознательности дошкольников в процессе детского экспериментирования (Суланова Н. А.)
Теоретико-практические исследования показывают, что развитию любознательности детей дошкольного возраста способствует детское экспериментирование, создавая благоприятную среду для формирования познавательного интереса детей, что обуславливает актуальность темы исследования: «Развитие любознательности дошкольников в процессе детского экспериментирования».
9. Релевантные исследования
Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (Черкашина Е. Д.)
Любознательность является сложным личностным качеством, отражающим активность ребенка в процессе познания, реакцию на новизну, стремление устанавливать причинно-следственные связи, углублять понимание окружающего мира. Развитие любознательности дошкольников наиболее эффективно может осуществляться в деятельности, сущность которой состоит в познании - экспериментировании. В статье представлены результаты изучения возможностей развития любознательности в экспериментировании.
Этапы
10. Проблемно-поисковый этап - октябрь 2023г.
1. Формулирование проблемы проекта
2. Постановка цели и задач
3. Поиск информации
4. Анализ информации
5. Разработка концепции проекта
11. Процессуально-деятельностный этап - Ноябрь 2023 – Февраль 2024
1. Проведение констатирующей диагностики
2. Экспериментирование в группе ДОО
12. Констатирующий и контрольный этап диагностики
Методика «Дерево желаний» (В. С. Юркевич)
Цель: определение уровня любознательности детей старшего дошкольного возраста
Для изучения уровня любознательности детей : есть ли стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, насколько отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
Ход работы: Используются словесные ситуации, на каждую отводится определённое количество времени. Ответы детей фиксируются в протоколе. Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.
Обработка данных. Из ответов выбираются ответы познавательного характера (ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей).
Уровень познавательной потребности:
высокий – 9 ответов и выше;
средний – от 3 до 8 ответов;
низкий – 2 и меньше ответов.
Качественный анализ.
высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру;
средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная;
низкий уровень – ребенок удовлетворяется односложной информацией.
13. Корпоративно-рефлексивный этап - март 2024
1. Проведение контрольной диагностики
2. Чистовое описание проектного продукта
3. Рефлексия и оценка проекта.
(Позволяют определить соответствие полученного продукта первоначальному замыслу; при необходимости нужно внести коррективы.
Рефлексия включает в себя оценку не только продуктного, но и человеческого результата проекта.)
14. Ресурсы проекта
• Информационные (список лит-ры, релевантные исследования)
• Материально-технические (ИКТ-оборудование, цветы, втор. сырьё)
15. Риски
Низкая начальная мотивация участников
Недостаточное обеспечение проекта материально – техническим оборудованием
Отсутствие выраженных результатов