Маргарита Кучамбердиева
Проект «Чудо-свекла»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: средней продолжительности (1 месяц)
Участники проекта: дети старшей группы комбинированной направленности «Улыбка», воспитатели, родители воспитанников
Актуальность: Среди множества разнообразных факторов, постоянно действующих на развитие детского организма и его здоровье,важнейшая роль принадлежит питанию. Характер питания в раннем детстве накладывает отпечаток и влияет на дальнейшее развитие ребенка и его состояние здоровья не только в детско-подростковом возрасте, но и во взрослой жизни.
Публикация «Проект „Чудо-свекла“» размещена в разделах
Рациональное полноценное питание детей дошкольного возраста обеспечивается, как и у взрослого человека, широким ассортиментом продуктов животного и растительного происхождения. Чем шире и разнообразнее набор продуктов, используемых при приготовлении пищи, тем полноценнее питание ребенка.
Проблема: в меню детского сада предусмотрен салат из свеклы, однако воспитанники группы едят его очень плохо, а некоторые совсем не притрагиваются. Как заинтересовать детей есть блюда из свеклы?
Цель проекта: сформировать у детей представление о пользе свеклы для правильного здорового питания.
Задачи:
1. Расширить представление детей о свекле, ее полезных свойствах; об истории и традициях использования для питания и оздоровления.
2. Развивать творческие способности детей.
3. Организовать сотрудничество детского сада и семей воспитанников по вопросам формирования полезных привычек здорового питания.
Структура проекта
Этапы проекта:
1.Целеполагание
Деятельность взрослых: формулировка проблемы, цели и задач
Деятельность детей: Присвоение проблемы на личном уровне, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи
2.Разработка проекта
Деятельность взрослых: составление плана мероприятий отдельных этапов проекта;
подбор литературы по теме;
определение необходимого оборудования
Деятельность детей:участие в планировании мероприятий
3.Исполнительский
Деятельность взрослых: беседа с воспитанниками «Что мы знаем о свекле»;
чтение: «Сказка о Свекле и Розе», «Три свеклы»;
анкетирование родителей;
исследовательская деятельность;
совместная с детьми деятельность;
изготовление книжек-малышек;
совместное с детьми родительское собрание
Деятельность детей: участие в беседе;
участие в обсуждении сказки;
совместно с родителями подбор пословиц, поговорок о свекле;
участие в исследовательской деятельности;
художественная деятельность детей:
- лепка свеклы
-рисование свеклы в разных техниках;
совместно с родителями составление книжек-малышек;
-Инсценировка стихотворения Ю. Тувима «Овощи»
-Представление своих рисунков
-Представление своих книжек-малышек
-Представление блюд из свеклы
Итоговый
Деятельность взрослых: оформление мультимедийной презентации
Деятельность детей: участие в представлении проекта
Беседа о свекле
1. Откуда к нам пришла свекла
2. Какая бывает свекла
3. Для чего используется кормовая свекла
4. Для чего используется сахарная свекла
5. Для чего используется столовая свекла
6. Какие блюда можно приготовить из столовой свеклы
7. Чем еще полезна свекла
8. Как можно еще использовать свеклу
Как и многие растения, свекла у нас появилась благодаря торговцам, которые привезли семена дикой свеклы с Востока и Индии в IX-X веках. Началом ее пути была Киевская Русь, затем она распространилась в нижегородской и московской области. К XVI веку ее сажали уже по всей Руси. Изначально ели только листья овоща, а корни использовали для приготовления лекарств. На Руси свеклу запекали в печи и подавали к чаю. Согласно легендам, этот овощ весьма ценили богатыри, так как считали, что он придает силу и помогает бороться с разными недугами. Красавицы использовали в косметических целях - румянили щеки.
Свекла бывает трех видов: обыкновенная (столовая, сахарная и кормовая.
Это интересно:
- Свекла растет на всех континентах, кроме Антарктиды.
- Древние греки приносили свеклу в жертву богу Аполлону.
- На Руси свеклу запекали в печи и подавали к чаю.
- Древние персы считали, что свекла - символ сплетен, ссор и раздора.
- Слово «свекла» произошло от греческого «сеуклон», что значит «царственная».
- Свекла используется в косметологии для ухода за кожей лица и волосами. Из этого овоща делают питательные маски, считается, что он помогает избавиться и от веснушек и перхоти.
- В Восточной Европе считали, что употребление свеклы поможет уберечься от чумы.
- Существует поверье: если мужчина и женщина вместе съедят одну свеклу, то они полюбят друг друга.
- У свеклы съедобен не только корнеплод, но и листья, богатые витаминами А, С и железом.
Свеклу употребляли в пищу с древних времен. В I-II тысячелетии до н. э. в Средиземноморье ее выращивали как лекарственное растение. Первоначально употребляли в пищу только её листья, а корни использовались в лечебных целях.
В начале нашей эры появились первые культурные сорта этого корнеплода. Первые упоминание о свекле на Руси относят к X-XI векам. Широкое распространение она получила в XIV столетии, а в XVII произошло разделение на кормовые и пищевые сорта.
Кормовая свёкла была выведена в Германии, интересно что от обыкновенной свеклы она отличается только большим содержанием клетчатки.
Народы Балкан и Восточной Европы употребляли свеклу, чтобы уберечься от чумы. Свекольный сок использовали в своих рецептах лекарств многие лекари древности: Авиценна, Гиппократ, Парацельс.
Древние греки настолько ценили этот овощ, что подарки в знак благодарности делали в форме серебряной свеклы. Блюдами из него украшали столы богатых и знатных людей. Древние персы относились к свекле несколько предубежденно: хотя и употребляли ее в пищу, но при этом считали, что свекла – символ сплетен, ссор и раздора. Наверное, в этом случае решающую роль сыграл цвет овоща, напоминающий темную густую кровь. Если один из соседей злился на другого, то ночью тайно подбрасывал в его дом большой корнеплод, сообщая, таким образом, о своей неприязни.
Свекла также являлась атрибутом процесса венчания: желанного ухажера в доме невесты угощали киселем, а нежеланного – вареной свеклой.
На Руси свеклу запекали в печи и подавали к чаю. Согласно легендам, этот овощ весьма ценили богатыри, так как считали, что он придает силу и помогает бороться с различными недугами. Красавицы использовали свеклу в косметических целях – румянили ее щеки.
Сахарная свекла появилась после ряда селекций только в 1747 году, и содержание сахара в ней достигало 20 процентов. С ХVIII века сахар в России стали делать из сахарной свеклы, полностью отказавшись от привозного сахарного тростника.
В XX веке все виды свёклы распространились на все континенты, кроме Антарктиды.
Анкетирование родителей
Цель: уточнить представления родителей о полезных свойствах свеклы, об ее использовании в семейных меню.
Родителям предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Что такое свекла?
2. Откуда она появилась?
3. Какие полезные свойства свеклы вы знаете?
4. Как часто в семье употребляете свеклу?
5. Какие блюда готовите?
6. Укажите интересный способ использования свеклы.
Анализ анкет показал, что родители не осведомлены о происхождении свеклы, о времени и путях ее появления в России.
Из полезных качеств многим хорошо знакомы ее целебные свойства, такие, как помощь при лечении насморка, туберкулеза, заболеваний крови, используется как противовоспалительное и слабительное.
Многие родители признались, что употребляют свеклу дома нечасто. Предпочтение отдается таким блюдам, как: борщ, салат из свеклы с чесноком, винегрет, селедка под шубой.
Кроме использования в пищу, родители указали возможность использовать свеклу как грим, краску для пасхальных яиц, пищевой краситель, маску для лица, материал для поделок.
Поговорки, пословицы
•Красна свёкла, хоть и в черной земле растёт.
•Свёкла — красная девица, да с зелёною косицей, на столе она царица, для здоровья пригодится.
•Барыня-свёкла под дождём намокла, хороша – не блёкла.
•Где свекла да борщи, там и нас ищи.
•Без свёклы борща не ищи.
•Свёкла — не морошка, хоть и в лукошке, да растёт в земле.
•Ты уж, свёкла, помолчи, из капусты варят щи.
•Без борща обед – не обед, а без свёклы борща нет.
•Полезна свёколка для нас, её мы держим про запас.
•Барыня-свёкла собою не блекла, лежит на гряде, поглядывает везде.
Загадки
1. Если хочешь винегрет -
В огород за ней сходи,
У неё красивый цвет
И снаружи, и внутри!
2. Вверху зелено, внизу красно,
В землю вросло.
3. Над землей трава,
Под землей бордовая голова.
4. Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я?.
5. Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло.
6. Над землей трава, под землей алая голова.
7. Красные сапожки
В земельке лежат.
Исследовательская деятельность
Тема: «Чем отличается вареная свекла от сырой?»
Цель: выяснить, как меняются свойства свеклы в процессе варки.
Материалы и оборудование: тарелки, терка, разделочная доска, вилки, салфетки, чашка, сито.
Ход экспериментирования
Дети рассматривают вареную и сырую свеклу, проверяют на плотность.
Делают вывод о твердости вареной и сырой свеклы.
Нарезать кусочки вареной и сырой свеклы. Предложить детям сравнить их по цвету, по сочности. Попросить детей подумать, из какой свеклы будет больше сока?
Провести опыт. Натереть на терке одинаковые кусочки вареной и сырой свеклы. Пропустить через сито. Сравнить сколько сока получилось из натертой сырой свеклы, сколько - из вареной.
Вывод. Сырая свекла тверже вареной. Вареная свекла темнее, чем сырая, менее сочная. Из вареной свеклы получается меньше сока.
Тема «Выращивание свеклы из семян»
Цель: познакомить с особенностями почвы для выращивания семян.
Материалы и оборудование: 2 баночки, чернозем, опилки.
Ход экспериментирования
Рассматривание семян свеклы. Беседа с детьми: «Что надо сделать, чтобы вырастить свеклу из семян? Какая почва для этого нужна?» Предложить подумать, взойдет ли свекла в черноземе? В опилках? Предложить посадить семена свеклы в чернозем, в опилки. Наполнить один стаканчик черноземом, другой опилками. Обильно полить. Поставить на свет. Поливать оба стаканчика. Фиксировать наблюдения за всхожестью семян.
Вывод: в черноземе свекла всходит быстрее, прорастает большее количество семян.
Овощи
Ю. Тувим
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох.
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох.
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох.
И суп овощной оказался не плох!
Родительское собрание
Тема: «Здоровье и питание»
1. Чтобы расти и интенсивно развиваться, детям необходимо постоянно восполнять запасы энергии. Нехватка любых пищевых веществ может вызвать задержку роста, физического и умственного развития, а также нарушение формирования костного скелета и зубов. В особенности это касается детей дошкольного возраста.
Сегодня много говорится о приобщении детей к здоровому образу жизни, и в частности сбалансированному питанию. Однако изобилие вредной еды в красивых упаковках искушает детей, отодвигая на второй план те продукты, которые действительно полезны.
Сейчас хочется коротко рассказать о пользе овощей для здоровья (демонстрация слайдов).
2. Наши дети приготовили инсценировку стихотворенияЮ. Тувима «Овощи» (инсценировка детьми стихотворения).
3. Но почему именно свекла? В детском саду часто дают салат из свеклы. Его дети едят очень плохо, некоторые даже не притрагиваются. Поэтому мы решили познакомиться со свеклой поближе. Узнали, откуда она к нам пришла, какая бывает. В каком виде ее употребляют в пищу (сыром, тушеном, печеном, вареном). Какая от нее польза. Читали сказки про свеклу, пословицы и поговорки. И решили поэкспериментировать (слайды, иллюстрирующие этапы исследовательской деятельности).
4. Вместе с вашей помощью дети нарисовали свеклу (дети представляют свои рисунки).
5. Вы помогли детям составить книжки-малышки (знакомят присутствующих со своими книжками).
6. Вы готовили дома вкусные блюда из свеклы (представление).
7. Семья Кадочниковых при участии родителей группы покажет инсценировку «Сказки про свеклу».
8. Подведение итогов. Семьям раздаются модели свеклы, на которых просят написать продолжение предложения «Я буду есть свеклу, потому что….»