Татьяна Волощук
Проект «Чудо-снежок»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание работы:Предлагаю Вам проект для детей 3-4 лет. Проект направлен на изучение свойств снега. В ходе проекта дети учатся проводить опыты, наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Тема проекта: «Чудо - снежок».
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: групповой, исследовательский.
Автор проекта: Волощук Татьяна Валерьевна
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель группы, родители.
Публикация «Проект „Чудо-снежок“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Продолжительность: среднесрочный; декабрь, январь, февраль 2017-2018гг.
Объект исследования: Снег.
Социальная значимость проекта:
Мир, большой огромный мир, не дает ребенку покоя. Он хочет удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотою. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают «открытия», загадки и вопросы.
Не легко постигать этот огромный, полный тайн и хитростей мир. Но растущий человечек не сдается, он всегда готов к познанию, ему хочется понять все, что его окружает. Не теряя времени зря, ребенок действует, радуясь всему новому и необычному.
Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за насекомыми на прогулке, разбирать игрушки, изучая их устройство.
В три года ребенок владеет достаточно широким кругом представлений и знаний об окружающей его действительности. Малыш хорошо ориентируется в своей группе и на участке детского сада, знает наименования окружающих его предметов и объектов (кто? что, некоторые их качества и свойства (какой, а также функциональные возможности многих из них (зачем).
Однако накопленные представления о мире еще не прочно закреплены в сознании трехлетнего малыша. Он недостаточно разбирается в отношениях и связях между наблюдаемыми предметами, объектами и явлениями нашего мира.
Ребенок знакомится с миром прежде всего посредством личных ощущений и переживаний. Нужно понимать, что исследовательская, равно как и творческая, деятельность ребенка дошкольного возраста во многом будет зависеть от накопленного им в ходе изучения окружающего мира знаний. Иными словами, познавательное развитие детей дошкольного возраста - это не что иное, как получение опыта и знаний об окружающем мире.
Методы работы: наблюдения, беседы, эксперименты, продуктивные виды деятельности.
Место проведения: МБДОУ «Детский сад №17», групповое помещение.
Материалы: Снег, снежные постройки, лед, вода, стаканчики, ложка, гуашь, кисточки.
Цель проекта: Ознакомление со свойствами снега путем развития творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
-Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов со снегом;
-Уточнить и расширить представления о снеге и, помочь понять изменение их свойств;
- Формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе;
-Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование;
-Формировать умения детей делать выводы и умозаключения, а потом на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности;
- Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения);
-Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания;
- Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта;
-Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
Актуальность проекта:
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, снег и град. Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях образовательного процесса в детском саду расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о снеге.
Познакомить с элементарными опытами со снегом и водой с целью развития интереса к экспериментированию из природного материала. В 3-4 года ребенок лучше воспринимает полученную информацию, если задействованы все органы чувств. Он должен не только видеть, но и потрогать, понюхать, попробовать на вкус, поиграть, сделать что-то своими руками.
Предметы и явления неживой природы входят в эх жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры.
Проблема проекта:
Однажды, после снегопада, засыпавшего весь участок толстым слоем снега, дети вышли на прогулку. Они были в восторге от пушистых хлопьев снега. Ребята ловили снег руками и ртом. Лепили из снега снежки, делали на снегу «снежных ангелов», но большинство детей отправляли снег в рот. И были очень удивлены, узнав, что снег есть нельзя. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о снеге очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Что такое снег?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о снеге.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа:
I этап — подготовительный.
1. Обсуждение цели, задачи с детьми.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта.
3. Перспективное планирование проекта.
II этап — исследовательский.
Реализация проекта путем решения поставленных задач
III этап — заключительный.
1. Оформление результата проекта.
2. Презентация проекта «Чудо-снежок».
Предполагаемый результат:
-Расширение представления о снеге.
- Расширение словарного запаса.
- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.
- Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.
- Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
1. Знакомим родителей с идеей проекта:
- Обсуждаем цели и задачи проекта;
- Формируем интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта:
- постройка тоннеля, замка из снега, лепка снеговика.
2. Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о снеге.
3. Подборка иллюстративного и демонстрационного материала о снеге.
4. Консультация для родителей «Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной».
8. Консультация для родителей «Игры со снегом»
9. Просвещать родителей по данной теме.
10. Создать условия для реализации проекта «Чудо-снежок»: составление плана основного этапа, определение цели и задач проектной деятельности.
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ.
1. Беседа «Почему кругом бело?»
Цель: Уточнить представления детей о снеге.
Содержание:
- Чтение стихотворения «Ветер веет, веет, веет. Белым снегом сеет, сеет, сеет».
- Беседа по содержанию стихотворения.
- Рассматривание иллюстрации по теме.
- Физ. минутка «Как под горкой снег».
2. Беседа «Зимние забавы».
Цель: уточнить представление детей о зимних играх и забавах, учить играть в разнообразные зимние игры.
Содержание:
- Рассматривание иллюстрации «Зимние забавы».
- Беседа по картине.
- Подвижные игры: «Снежки», «Мороз - красный нос».
3. Беседа «Почему снег есть нельзя?».
Цель: формирование основ безопасного поведения и здорового образа жизни.
4. Целенаправленные наблюдения на прогулке.
- Наблюдение и исследование свойств снега (белый, холодный, лепится – не лепится).
- Наблюдение зимних явлений в природе.
- Наблюдение снегопада, исследование снега (легкий, пушистый).
- Хруст снега.
- Чистота снега
5. Что быстрее тает снег или лед (наблюдение с родителями в раздевалке).
6. Элементарные опыты: «Откуда взялась вода», «Куда спрятался снег», «Определение чистоты снега», «Сравнение снега и льда», «Лепится-не лепится», «Снега много-воды мало».
7. Подвижные игры: «Снеговик», «Лыжники», «Метель», «По снежочку мы пойдем», «Вот зима, кругом бело», «Снежки», «След в след», «Перепрыгни через сугроб»;
- Речь с движением «Со снежком мы поиграем», «Как под горкой снежок», «Снеговик».
- Самостоятельные игры со снегом: «Чей ком больше», «Попади в цель», «Чья горка выше», «Снежный дом», «Снежный салют».
8. Беседа на тему: «Если хочешь быть здоров…», «Опасный лед»; «Почему нельзя есть снег».
9. Чтение художественной литературы: Е. Благина «Снег, А. Дэви «Зима», «Снежинка», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», М. Лесна-Раунио «Мы снежинки, мы пушинки»; О. Высотская «На санках», В. Берестов «Гололедица», М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Сосульки», Н. Мигунова «Снежинки», А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»; сказки: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк»; «Снегурочка»
10. Разучивание детских песен о снеге.
11. Коллективное рассматривание творческих работ, индивидуальные беседы с детьми по творческой работе.
12. Работа с родителями:
Совместное с детьми изготовление снежных построек на участке группы.
Совместное с детьми наблюдение в раздевалке группы «Что тает быстрее снег или лед».
5. Просмотр мультфильмов: «Умка»; «Зимняя сказка»; «Снеговик-почтовик»; «Зима в Простоквашино»; Лунтик и его друзья «Первый снег».
Консультации: «Если ребенок ест снег».
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Обогащение развивающей среды:
- Оформление творческого уголка.
- Изготовление украшений для снежной постройки.
- Создание презентации «Чудо-снежок».
2. Работа с родителями:
- Беседа родителей с детьми, совместное рассматривание творческого уголка.
- Оформление рекомендаций для родителей «Экспериментирование со снегом», «Домашние игры со снегом».
Вывод: в ходе исследовательской деятельности дети получили знания о свойствах снега. Научились проводить опыты, делать выводы. Дети обогатили словарь новыми словами. Появился интерес узнавать новое о предметах. Ребята узнали, что в природе все взаимосвязано, что снег является одним из состояний воды, из которой, при замораживании получается лед.
Работа по проекту предоставила возможность узнать много интересного, и увлекательного, пополнить знания дошкольников удивительными фактами о снеге. Самым занимательным и увлекательным были опыты со снегом и водой.
Заключение:
Экспериментальная деятельность позволила объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развила наблюдательность стремление к познанию мира, все познавательные способности для создания творческой личности.
Исследовательская деятельность вызывала огромный интерес у детей, предоставила ребенку возможность, самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». В процессе экспериментирования дети получили возможность почувствовать себя ученым, исследователем. Дети научились ставить цель, решать проблемы, проверять их опытным путем, делать выводы. В процессе экспериментирования у детей сформировались не только интеллектуальные впечатления, но и умения работать в коллективе и самостоятельно.
Исследования - огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.