Лариса Анатольевна Воронова
Познавательно-исследовательский проект «Чудо-магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
(2016/ 17 учебный год)
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«ЧУДО-МАГНИТ»
АВТОР: Воронова Лариса Анатольевна-воспитатель
МЕСТО ВЫПОЛНЕНИЯ:
МБДОУ «Паутовский детский сад «Солнышко»
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Чудо-магнит“» размещена в разделах
Актуальность. Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Дети активно работают с магнитом, не задумываясь о его свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.
В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Тема изучения магнита и его применение стала актуальной. Магнит - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах, его свойствах и использовании. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из магнита. Для этого есть необходимость в обогащении предметно - пространственной среды, воспитывать жизненную активность у детей.
Проблема: Первое знакомство с магнитом произошло тогда, когда дети подходили к магнитной доске и начинали двигать магнитными держателями. Сначала детей занимали сами игры, но потом стало интересно, почему всё так прочно держится.
И так, детям захотелось выяснить, что же такое магнит, какие тайны хранит он в себе.
Гипотеза: Предположим, что магнит – объект, который создаёт магнитное поле, обладает свойством притягивать другие предметы и широко используется в жизни человека.
Цель проекта : Дать представление детям о свойствах магнита. Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами, развивая мыслительную активность, наблюдательность.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Образовательные:
• Знакомство с понятием «магнит».
• Формирование представлений о свойствах магнита (магнетизм, магнитные силы).
• Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
• Развивать любознательность, логическое мышление и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.
• Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
• Воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, чувство коллективизма, взаимопонимание.
Методы проекта : игровой, творческий, проблемно поисковый, опытно –экспериментальный.
ТИП ПРОЕКТА
По доминирующей в проекте деятельности : познавательно - исследовательский.
Участники проекта : дети старшей группы МБДОУ «Паутовский детский сад «Солнышко», воспитатели, родители.
По времени проведения: краткосрочный.
По характеру контактов: в рамках МБДОУ, внутригрупповой.
Стратегия осуществления проекта :
Данный проект осуществляется на базе МБДОУ детский сад «Солнышко» в старшей группе под руководством воспитателя.
Проект реализуется в совместной деятельности детей – педагога - родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.
Ожидаемый результат:
Активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности, выстраивать игровое действие, сопровождая его речью. Уметь самостоятельно работать в коллективе, стремиться к познанию, размышлению, логическому мышлению, обосновывать свой ответ.
.
Содержание проектной деятельности.
Этапы и сроки реализации.
1этап. Подготовительный;
2этап. Практический;
3этап. Заключительный.
1 этап. Подготовительный
Мы знакомились с темой, выделили ее актуальность, спланировали деятельность.
• Подбор методической, художественной и детской литературы.
• Пополнение развивающей среды:
дидактические, развивающие игры «Магнитная азбука», «Магнитная мозаика».
• Разработка факультативного занятия «Чудо-магнит».
• Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
• Подборка рассказов, иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование с магнитом»
• Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
2 этап. Практический
Практический этап работы складывается из ряда направлений:
• Работа воспитателя с детьми
• Чтение сказки «Мечты одного магнита». Легенды о магнитах.
• Просмотр мультфильма «Фиксики» («Магнит», «Компас»).
• Факультативное занятие «Чудо-магнит» (опыты с магнитами).
• Игры с магнитной азбукой, мозаикой.
3 этап. Заключительный
• Пополнение развивающей среды играми на магнитах.
• Определение результативности проекта;
• Презентация «Чудо-магнит»;
• Создание магнитного театра «Колобок».
• Домашнее задание: изготовление героев сказок для театра на магнитах.
Методическое обеспечение проекта.
• Большая книга экспериментов для детей/ Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э. И. Мотылевой. – М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
• Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 7 – Москва, 1994.
• dic.academic.ru›dic.nsf/enc_colier/5789/МАГНИТЫ
• Кумсковская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. – М., 2003.
• Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом. – М., 2001.
• Киселева А. С., Данилина Т. А., Ладога Т. С., Зуйкова М. Б. проектный метод в деятельности дошкольного образования. – М., 2004.
• Большая книга «почему» / под редакцией А. В. Веселовой. Изд-во: ЗАО «РОСМЭН» 2014.
Приложение
Познавательно – исследовательская деятельность.
КОНСПЕКТ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ТЕМА: “ЧУДО - МАГНИТ”.
Цели:
• развивать мыслительные операции, умение делать выводы;
• активизировать словарь детей;
• закреплять представления о магните и его свойстве притягивать предметы.
Задачи:
• развивать способность детей вести целенаправленную деятельность – отыскивать предметы, свойства которых отвечают предметным требованиям (притягиваются к магниту);
• расширять средства познания и естественнонаучный опыт детей, связанный с познанием свойств материалов, из которых сделаны предметы.
Ход занятия
- Я хочу рассказать вам одну интересную легенду: В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой – притягивать к себе некоторые предметы.
Неподалеку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей.
Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был – возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает…
Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется.
Но как ни был Магнитолик силен и отважен, гора все равно притянула его к себе.
Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.
- Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?
- Какой способ нашел Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы? (снял доспехи, сделанные из железа).
Магнит – это камень, который умеет притягивать металлические предметы. У магнита есть северный и южный полюс. Даже если разломить магнит, у него все равно будет северный и южный полюсы. Магнит притягивает только предметы, сделанные из железа и стали. Область вокруг магнита называется магнитным полем. Это зона, в которой действует сила его притяжения. Силы, которые притягивают предметы, называются магнитными силами.
Чтение стихотворения «Магнит» :
С мамочкой мы мастерицы:
Занимаемся шитьем.
То иголочками, то спицей
Целый день одежду шьем.
А вчера совсем случайно
Потеряли мы иглу.
Целый день ее искали
И придумали игру.
Если мы возьмем магнит-
Он и тянет, и манит.
Отыскали все под лавкой
И колечки, и булавку.
Даже в щелях и в пыли
Гайки папины нашли.
Получился целый праздник.
Вот такой магнит-проказник!
“Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит”.
- Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы?
Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем:
“Важное дело – эксперимент!
В нем интересен нам каждый момент”.
Исследование «Как достать скрепку из воды не намочив руки»
Гипотеза: знакомить детей со свойствами магнита в воде.
Вывод: вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь даже если они разделены с ним водой.
Исследование «Всё ли притягивает магнит?»
Вывод: магниты обладают способностью притягивать предметы из железа или стали, никеля и некоторых других металлов. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит. Способность магнита притягивать предметы, называется магнитным притяжением.
Исследование «Сила магнита»
Гипотеза: можно ли с помощью магнита построить цепочку предметов соединенных между собой?
Вывод: вокруг магнита есть магнитное поле. Металлические предметы, находясь рядом с магнитом, намагнитились и стали магнитами тоже. Они обладают магнитными свойствами незначительное время.
Исследование «Магнитная стрелка».
Гипотеза: может ли с помощью магнита стрелка показывать направление?
Вывод: свободно плавая в воде, иголка повернется в том же направлении, что и магнит.
Исследование «Есть ли у магнита препятствия?»
Наполненная емкость с различными веществами (песок, крупа, камни, вода, на дне которой помещены металлические предметы. Дети опускают магнит в емкость.
Вывод: Магнит может притягивать и вытаскивать предметы из песка, гречи, гороха. Магнит не боится препятствий.
Опыт – игра «Магнитные гонки»
Гипотеза: можно ли с помощью магнита передвигать предметы?
Вывод: магнит образует магнитное притяжение, которое действует через припятствие.
Опыт «Не замочи руки»
В стакан с водой опустим скрепку. А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана. Скрепка следует за движением магнита вверх.
Вывод: Магнитная сила проходит через воду и стекло.
Опыт «Почему иногда два магнита отталкиваются?»
Поднести два магнита друг к другу. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.
Вывод: у каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный — в красный.
В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.
Опыт – эксперимент «Кораблики бумажные»
На кораблике есть скрепки, а они металлические, значит магнит их, притягивает. Интересно сможет ли магнит притянуть кораблики через толстую, деревянную столешницу?
Вывод: Магнит действует сквозь препятствие (стол – это препятствие).
Вот мы и выяснили, почему магнит называют волшебным
Нам осталось выяснить, для чего нужен магнит?
• Медицина
«Применение магнитов в медицине»
Магниты используются во многих медицинских приборах. Для их создания используются постоянные магниты большой мощности, они позволяют добиться однородного магнитного поля, при этом не потребляют электричество. Так же магниты очень часто используются при лечении сложных переломов костей. Широко распространён магнитный метод удаления металлических частиц из глаза. Магнитные браслеты, благотворно влияющие на больных с нарушением кровяного давления.
• В быту:
В аудиосистемах, например, в наушниках, магниты помогают создать мощный звук, в электрических гитарах.
Двери нашего холодильника также имеет внутри магниты, чтобы они лучше прилипали. Именно магниты не дают дверцам холодильника открыться и плотно прижимают Лак для ногтей с магнитными частицами. Для созданий узора необходимо лишь поднести магнит. Магниты используют и для фиксация столовых принадлежностей на кухне.
Магниты применяют в металлоискателях. Военные ищут в земле спрятанные мины и снаряды.
3 этап заключительный
• Театрализация сказки на магнитах «Колобок»
Сказка “Колобок”
Я расскажу вам старую сказку, на новый “магнитный” лад. Называется сказка “Колобок”.
Жили-были старик со старухой. Не было у них детей. Решили они сделать себе помощника. Долго они думали из чего сделать, из бумаги, ткани, дерева…
Да только жили они так бедно, что ничегошеньки у них не нашлось.
Уж мела, мела старуха о амбару, скребла по сусекам, по всей горнице – ничего не нашла. Устала и пошла спать. Помел старик по сараюшке, да намел немного гаечек, болтов и шурупов.
Вздохнул: “Разве из этого что-нибудь сделаешь?” Открыл печь, швырнул туда горсть с железками, да и пошел спать.
Наутро опять встали, собрались печь топить, открывают, чтобы дрова положить, а там “колобок” лежит, да не простой, а железный. Обрадовались старики. И стал он им по хозяйству помогать.
Но колобок оказался любознательный. Попросился он как-то погулять, свет посмотреть. Катится, катится и поет свою песенку:
Я колобок, колобок,
Я железный бок.
Я хочу гулять,
Все на свете знать.
Услышал его песенку заяц. Говорит: “Колобок, железный бок, я тебя съем!” Схватил, да не смог даже от земли оторвать, такой тяжелый был колобок, и слишком твердый по зубам зайцу. Так и остался заяц ни с чем, а колобок покатился дальше.
Катится, катится, а навстречу ему волк: “Колобок, колобок я тебя съем!” Схватил колобка, чуть приподнял, да не удержал, уронил и прямо себе на лапы. Завизжал волк, а колобок в это время покатился дальше.
Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь: “Колобок, колобок, а я тебя съем!” Схватил колобка, в карман положил, идет и думает “сейчас зайду подальше в лесок, сяду на пенек и съем колобка”. Тропинка в лесу вела возле Магнитной горы. Идет медведь, мечтает, как колобка есть будет, и даже не заметил, как Магнитная гора вытянула колобка у него из кармана. Колобок прилип к горе, не может освободиться. А тут мимо горы бежала лиса. Видит – колобок к горе примагнитился. Уж очень ей есть хотелось. Подбежала, хотела оторвать, не получилось. Ходила возле него, и понюхает, и полижет. Только зубы обломала. Постучала по нему – понравился звон, который он издавал. Песенку поет. Эту песенку услышал дедушка, он колобка уже давно искал. Вытащил магнит, поднял к колобку потянул и забрал его домой.
С тех пор стали они вместе жить. Радуются старик со старухой. Вот и сказке конец!
- Герои моей сказки из чего сделаны? (Из бумаги).
- Экран какой? (Бумажный).
В чем секрет моей сказки, почему бумажные герои передвигались по бумажному экрану? (Раскрыть секрет детям)
Домашнее задание: Вырезать любых героев русских народных сказок и с обратной стороны приклеить металлическую пластинку. Будем придумывать, и показывать новые сказки.
В конце занятия всем детям дарю по магниту и предлагаю обследовать группу.