Елена Клишева
Педагогический проект «Рождественское чудо»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Рождественское чудо».
Вид проекта : познавательно – творческий, ролево – игровой, краткосрочный.
Продолжительность проекта : с 11 января 2016 по 17 января 2016 года.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Этапы проекта.
Публикация «Педагогический проект „Рождественское чудо“» размещена в разделах
1. Организационно-подготовительный: Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов, методических разработок, сценария спектаклей; обсуждение с педагогами вопросов, связанных с проведением проекта; составление тематического планирования мероприятий; предполагаемые итоги реализации проекта;
2. Аналитический: Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа педагогического коллектива в режиме проектной деятельности.
3. Заключительный: Обобщение результатов работы; анализ проведённой работы; вывод. Определение задач для нового проекта.
1. Организационно – подготовительный этап.
Актуальность:
Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси православных праздников, так же, как встарь, радоваться Рождеству и Святкам, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Так было всегда, даже в очень далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда, переодевшись ряжеными, ходили по дворам славить Спасителя, прославляли хозяев, желая им доброго здравия и хлебов обильных, когда устраивали веселые игрища и забавы. Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, которыми могут стать традиции наших предков, связанные с главными православными праздниками, земледельческим народным календарём, обычаями русского народа.
Поэтому в детском саду пройдёт не только развлекательно – игровая часть святочной недели, но и подготовка к этому веселью. Ребята будут ждать день Рождения Иисуса – младенца. Готовить ему свои дары: (послушание, дружелюбие, трудолюбие и т. д., изготавливать подарки для своих родных и близких и готовиться к Святкам.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что устное народное творчество, народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Колядки, игровые программы, встреча гостей, театрализованные представления, ждут ребят и взрослых на святочной недели, к которой надо готовиться и которую надо ждать.
Цель проекта : Формирование представления о Рождестве, рождественских святках, колядках
Задачи проекта по ОО
Познавательное развитие:
1. Формирование знаний об истории возникновения праздника Рождества Христова.
2. Знакомство с художественными произведениями о зиме и традициях празднования Рождества (поэзия, музыка, живопись, сказки, рассказы).
Речевое развитие:
1. Активизировать речь через устное народное творчество: колядки, стихи, загадки
2. Развивать связную речь, обогащать словарь (святки, колядки, гадание).
Социально-коммуникативное развитие:
1. Воспитывать чувства причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
2. Воспитывать у детей доброту, милосердие, сострадание ко всему живому на земле.
Художественно-эстетическое развитие:
1. Развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления и изготовления предметов (подарков - декоративно-прикладного искусства).
2. Активизировать проявление эстетического отношения к окружающему миру – социальным явлениям, предметам быта.
Физическое развитие:
1. Развивать творчество в двигательной деятельности;
2. Воспитывать стремление организовывать и проводить народные игры со сверстниками.
Литература:
1. Гаврилова И. Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду». СПб. : Детство-Пресс, 2008.
2. Доронова Т. Н. А «Играем в театр». М. : Просвещние, 2005.
3. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. «Народные праздники в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2008
4. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Т. А. Бударина, О. А. Маркеева
5. «Народная культура и традиции» В. Н. Косарева
6. Истомин С. В. Энциклопедия «Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи». М. : АСТ: Астрель: Хранитель, 2007
Методические приемы и формы организации деятельности:
Беседы, коллективно – творческая деятельность детей, подвижные игры, игры – эстафеты, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, работа с родителями.
Ресурсное обеспечение:
- Энциклопедии;
- Дидактический материал к играм;
- Иллюстрации;
- Плакаты.
-Цифровой фотоаппарат;
-Художественная литература;
Участники проекта :
Дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Предполагаемые результаты:
• Появление у детей и взрослых интереса к православным праздникам и Библейской истории.
• Введение участников проекта в русские традиции, расширение кругозора детей, активизация творческих способностей.
• Привлечение к участию в проекте родителей воспитанников.
2. Аналитический этап.
Комплексно - тематическое планирование:
а. Познавательно-речевое направление:
- Чтение стихотворения Б. Пастернака «Рождественская звезда», А. Веретенникова. «Светлый праздник – Рождество Христово» и др.
Чтение и заучивание стихотворений, песенок, колядок,
Просмотр мультфильмов. «Рождественская история», «Двенадцать месяцев», «Снежная королева», «Метель» и др.
- Книжный уголок: книги для чтения и рассматривания: И Токмакова, «Самая красивая звезда», Н. Чеснокова «Свет Вифлеемской звезды», Л. Пальмин «Рождественская баллада», В. Берестов «Перед Рождеством», А. Фет «Стихи о Рождестве» и др.
б. Социально-личностное направление
Социальные контакты:
- украшение рождественской ёлки.
- посещение городской ёлки, катание на горках.
Игровая деятельность.
- Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.
- Дидактические игры: “Времена года”, “Когда это бывает”, “Сложи картинку”, “Такая красивая елочка – опиши ее”.
- Аудиозаписи с русским песенным творчеством, русских народных сказок.
- Русские народные подвижные и хороводные игры.
Игры-спутники: «День рождения», «Подарок».
- Театрализованные игры: «Рождество», «Христославы»,
- Центр строительно-конструктивных игр: создание «вертепа»; постройка храма, оригами, трафареты : «ангел», «звёздочка», «свеча»
в. Художественно-эстетическое направление:
Продуктивная деятельность:
-изготовление рождественских подарков;
-изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры, поделок, оригами;
-праздничное оформление группы, музыкального зала, изготовление праздничных открыток, создание коллажа на тему праздника;
-аппликация «Ангел», «Рождественская ёлочка»;
- рисование: «Открытка к празднику», «Рождественская звезда».
Совместное изготовление стенда для родителей «На пороге Рождества» (стихи о празднике, тематические фотографии, информация о самом празднике; творчество детей – рисунки, аппликации и т. д.)
- подборка праздничных открыток для коллажа, материалов и инструментов для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.
Подготовка к Святкам: разучивание колядок, танцев, инсценировок.
г. Физкультурно – оздоровительное направление:
- Русские народные подвижные игры, игры-хороводы.
- Развлекательно-игровая программа на воздухе.
д. Работа с родителями:
-информационный стенд на тему: «Знакомим детей и родителей с народными рождественскими играми»
- Совместное изготовление поделок для выставки в группе.
3. Заключительный этап.
Презентация проекта :
Фольклорный праздник «Пришла Коляда, отворяй ворота»
• Обобщение и систематизация знаний детей о празднике Рождество;
• Закрепление доступных знаний об истории святочных праздников;
• Проведение итогового мероприятий «Пришла Коляда, отворяй ворота».
Вывод: Наиболее благоприятного периода для духовного развития детей, чем участие их в православном празднике нет. Самое доброе, мудрое, светлое было заложено в души наших воспитанников в период подготовки и проведения рождественских мероприятий. Разнообразные формы работы обогатили впечатления детей яркими красками. Взрослые участники проекта (специалисты и родители, смогли вовлечь детей в совместную творческую деятельность, что дало ребятам ощущение сопричастности их православным и семейным традициям. Масса впечатлений, удивлений и радости принесло Рождество воспитанникам, родителям и сотрудникам детского сада.