Юлия Виткова
Проект «Чудо-мастера России»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект
«Чудо-мастера России»
Пояснительная записка
Мы не можем представить культуру России без народного искусства, которое раскрывает исток духовной жизни русского народа. Народное творчество наглядно демонстрирует моральные, эстетические ценности, художественный вкус русского народа и является частью его истории.
Появление творчества народа по своей природе близко к творчеству ребенка, в нем заключается простота, завершенность формы, обобщенность образа. Именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.
Публикация «Проект „Чудо-мастера России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Россия. Поделки, конструирование
- Россия. Творчество, ИЗО, поделки, рисование
- Темочки
Трудно переоценить значения народного декоративно-прикладного искусства в воспитании творческой, эмоционально развитой личности. Проблема эмоционального развития детей путем народного декоративно-прикладного искусства была и остается достаточно актуальной.
Наблюдения показывают, как разнообразны чувства детей по отношению к произведениям народного декоративно-прикладного искусства, как эмоционально они отзываются на красоту народных игрушек, какую оценку они дают народной росписи и кружевоплетению.
Как отмечал советский психолог Борис Михайлович Теплов, восприятие красоты включает в себя оценочный момент. Народное декоративно-прикладное искусство дает дошкольникам возможность развивать свои эмоциональные навыки, умение давать эмоциональную оценку народному искусству, оперировать эмоционально-оценочными суждениями.
Народное декоративно-прикладное творчество должно войти в быт сада, радуя детей, расширяя их понятия, воспитывая художественный вкус.
Данный проект рассчитан на старший возраст и включает в себя три группы методов – наглядный, практический.
Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством необходимо осуществлять, прежде всего, на подлинных предметах, изделиях народных мастеров, но можно использовать для этого и художественные альбомы – тетради по народному искусству.
В ходе проекта проведена работа с родителями в виде анкетирования, семинара, совместного создания коллажа.
Реализация краткосрочного проекта «Чудо-мастера России» дает возможность более углубленно знакомить детей с народным творчеством в различных игровых, информационных, художественно - творческих формах детской деятельности.
Тип проекта:
Познавательно – практический.
Цель проекта: Формировать представления детей о России, о культуре и творчестве русского народа, а так же изучить народные промыслы России.
Задачи:
Для детей:
Формировать представления детей о народных промыслах своей страны.
Формировать умение обобщать, различать виды прикладного искусства, устанавливать сходства и различия.
Воспитывать уважительное отношение к народному декоративно – прикладному искусству; уважать и ценить труд мастеров – ремесленников.
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному декоративно – прикладному творчеству.
Развивать творческий потенциал, творческое восприятие, воображение. Вызывать у детей интерес к декоративному рисованию.
Для родителей:
Стимулировать творческую активность родителей через участие в мероприятиях, досугах, организации вставок.
Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
Установление дружеских связей с родителями, обмен знаниям и интересным материалом о народных промыслах России.
Для педагогов
Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей.
Создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта.
Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Чудо-мастера России».
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Срок реализации: 2 недели с 13.09.2021 – 24.09.21 года.
Методы работы: Просмотр видеофильмов, презентаций. Беседы, рассуждения, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, рассматривание, дидактические игры; индивидуальная и дифференцированная работа.
Формы работы: ООД, выставки, конкурсы, викторины; консультации для родителей, буклеты в родительском уголке.
Материально-техническое обеспечение: Видеофильмы «Искусство росписи Гжель», «История Дымковской игрушки», «Городецкая роспись», «Ремесло – Хохлома». Предметы народных промыслов. Пособия для рассматривания (альбомы, плакаты). Художественная литература. Художественные материалы в уголке творчества (готовые формы для рисования, шаблоны, трафареты, кисти разные, краски гуашь, акрил, раскраски).
Презентация проекта: Веселая викторина «Народные промыслы России». Выставка изделий художественных промыслов совместно с работами детей в этой тематике: «Ярмарка веселая».
Предполагаемый результат:
Дети:
У детей сформированы знания о художественно декоративно-прикладных промыслах России (Хохлома, Гжель, Дымка, Городец).
У детей сформированы художественно-эстетические, патриотические чувства в процессе реализации проекта.
Заинтересованность детей темой о народных промыслах, проявление их познавательной активности.
Проявляют интерес к самостоятельному художественно-декоративному рисованию и лепке.
Возможность участия в игровой праздничной Викторине, где дети смогут применить свои имеющиеся знания о промыслах, поучаствовать в конкурсах, представить свои творческие работы.
Родители:
Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
Становление партнерских взаимоотношений родителей и педагогов в совместной реализации проекта.
Педагоги:
Систематизация и повышение качества работы с детьми по теме «Художественные декоративно-прикладные промыслы России», через различные виды деятельности.
Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проекта).
Повышение педагогического уровня в разработке и подготовке наглядно – дидактического материала по теме проекта.
Этапы реализации проекта:
1 – этап подготовительный
Цель:
-Выявление уровня и качества знаний старших дошкольников о народных промыслах, видах, особенностях.
-Определение уровня сформированности знаний у родителей по теме;
-Выявление состояния развивающей предметно – пространственной среды для осуществления работы по данному проекту
-Разработка проекта
Содержание:
- Мониторинг уровня знаний воспитанников по теме.
- Анкетирование родителей.
- Информация для родителей о предстоящей деятельности.
- Подбор видеоматериалов, подготовка презентаций, литературы, наглядности, музыкального материала.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды.
2 этап – деятельностный
Цель:
Ознакомление и расширение у старших дошкольников в соответствующей форме с народными промыслами (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец, историей возникновения, технологией приготовления, особенностями цветового и орнаментального решения.
Содержание:
- Реализация проекта.
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
- Контроль над реализацией проекта
Формы взаимодействия с семьей:
- Помощь родителей в организации выставки изделий народных промыслов
-Оформление и размещение информации по теме в родительском уголке.
- Участие родителей в анкетировании.
Формы работы по проекту
-Творческая мастерская
-Кинозал
-Игротека «Хочу все знать»
Интеграция образовательных областей
1. “Художественно-эстетическое развитие”:
Рассматривание альбомов, плакатов, иллюстраций о народных промыслах
Декоративное рисование:
«Золотая хохлома», «Дымковская барышня», «Городецкие доски»
Итоговое мероприятие. Презентация результатов детской деятельности "Ярмарка веселая"
Задачи:
- развивать творческую продуктивную деятельность
- вызывать интерес к декоративной росписи, желание узнавать новое, интересное о каждом промысле
2. “Познавательное развитие”:
Просмотр цикла видеофильмов о промыслах: «Чудо Хохломы», «История дымковской игрушки», «Городецкая роспись», «Гжель».
Рассматривание альбомов по народным промыслам из серии «Учимся рисовать»
Рассматривание фотографий, картонок и составление с детьми альбомов по каждому промыслу.
Организация выставки изделий народных промыслов (собираем с родителями) и детских работ «Изделия расписные – сердцу дорогие»
Просмотр презентации «Народные промыслы России»
Лэпбук «Народные промыслы»
Лото – раскраска «Народные промыслы России»
Дидактическая игра «Народные промыслы»
Задачи:
- Обогащать знания и представления о промыслах (назначения предметов, технология изготовления, особенности узоров и цветовых решений)
- Формировать представления о ремесленниках, народных умельцах – мастерах
- Воспитывать художественно-эстетическое восприятие, эстетический вкус
3. “Речевое развитие”:
Дидактические игры: игра-лото «Дымка», «Гжель», «Собери декоративный поднос», «Узнай и опиши», «Назови элементы»
Знакомство с художественной литературой:
Чтение: Л. Яхнин «Веселое слово Хохлома», В. Крупин «Дымка», А. Дьякова «Веселая дымка». Л. Гулага «Пестрый хоровод», П. Саянский «Хохломская роспись», отрывок Н. Бедник «Хохлома»
Разучивание: Е. А. Никонова «Узоры гжели», «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома».
Лэпбук «Народные промыслы» (загадки, стихи, пословицы, поговорки, схемы-подсказки для описательного рассказа).
Конкурс чтецов стихов о промыслах, пословиц и поговорок о труде и ремесленниках «Мастера российские».
Задачи:
- развивать связную речь;
- активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: обжиг, керамика, токарь, завиток и др.
- формировать умение составлять рассказ о промысле по схеме и самостоятельно по предмету или картинке.
4. “Социально-коммуникативное развитие”:
Коммуникативные игры: «Помоги мастеру», «Ярмарка»
Сюжетно – ролевые игры: «Город мастеров», «Чаепитие у самовара», «Магазин».
Итоговое мероприятие «Праздничная викторина. Народные промыслы России».
Задачи:
- развивать игровую деятельность детей;
- побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с творческой деятельностью ремесленников;
- формировать умение у детей творчески развивать сюжет игры, используя предметы заместители;
- формировать умение детей реализовывать замысел сюжета;
- использовать в играх атрибуты самостоятельно приготовленные детьми
5 “Физическое развитие”:
Спортивное упражнение по мотивам русской народной игры «Горшки» и «Краски»
Русские народные игры «Вьюн», «Заря - заряница», «На золотом крыльце сидели»
Задачи:
- Развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры
3 этап – итоговый
Цель
Выявление уровня и качества знаний старших дошкольников, полученных в ходе реализации проекта, проанализировать развивающую предметно-пространственную среду, уровень заинтересованности родителей в проектной деятельности.
Содержание
1. Организация выставки творчества воспитанников по теме «Народные промыслы России» в музыкальном зале, по четырем промыслам.
2. Организация и проведение праздничной викторины, совместно с родителями.
3. Оценка эффективности реализации проекта.
4. Обобщение педагогического опыта.
5. Определение перспектив работы.
Заключение
В результате реализации проекта «Чудо-мастера России» по приобщению детей к народному декоративно-прикладному искусству были достигнуты поставленные мной цели и задачи. На мой взгляд, у детей появилось желание больше узнать о народном творчестве. Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс обеспечило у детей развитие любознательности, стремление изучать традиции русского народа, уважение к труду русских мастеров, расширение кругозора. Анализируя работу над проектом, я заметила, что дети с большим удовольствием и интересом включались в работу.
Знакомство с произведениями народных мастеров и с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа, а также способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности.