Букова Наталья Владимировна
Проект «Чудо-ложечка»
▼ Скачать + Заказать документы
Наименование проекта. Чудо - ложечка.
Вид проекта. информационно – познавательный, творческий.
Автор проекта. Наталья Владимировна Букова.
Цель и задачи проекта.
Цель:
-познакомить дошкольников с историей появления ложки;
-формировать чувство патриотизма и уважения к самобытной русской культуре.
Задачи:
- способствовать формированию нравственности, патриотизма;
-способствовать формированию интереса к изучению исторических данных появления ложек;
Публикация «Проект „Чудо-ложечка“» размещена в разделах
-уточнять представления о традициях и обычаях русского народа, самобытной культуре;
-обобщать представления детей о ложке, как о музыкальном инструменте;
-способствовать развитию творческих способностей детей и творческой инициативы.
Сроки реализации проекта. Январь 2018
Этапы проекта. 1 этап. Подготовительный.
Подбор литературы, разработка НОД, подбор и изготовление атрибутов.
2 этап. Основной.
Реализация проекта, НОД.
3 этап. Заключительный.
Работа с родителями проведение выставки детских работ по теме «Чудо - ложечка».
Участники проекта. Дети средней группы, воспитатели, родители.
Ожидаемые результаты. - Ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры; использует народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми;
-Ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира, искусства, литературного народного, музыкального творчества;
- Ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники получения информации для удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного общения;
- Ребенок любознательный, активный проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, стремление к знакомству с их культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, экспериментирование, детское коллекционирование.
Пояснительная записка.
Данный проект играет большую роль в нравственном воспитании дошкольников на примерах традиций русского народа. Работа над проектом направлена на развитие познавательных интересов дошкольников развития их кругозора.
«Дорога ложка к обеду» - так гласит русская пословица. И не зря в этой пословице упоминается именно ложка, ведь ложка – это самый практичный предмет из всех столовых предметов.
Нам стало интересно узнать, когда появились первые деревянные ложки и как использовались в быту русского народа. В пользу работы над проектом нашлось немало доводов:
• развитие и воспитание у детей творчества и фантазии;
• развитие познавательных навыков у дошкольников;
• формирование у дошкольников исследовательских умений;
• повышение у дошкольников мотивации к получению знаний;
• развитие логического, образного, творческого, креативного мышления;
• привлечение родителей к совместной деятельности.
Актуальность проекта :
Актуальность заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению. Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.
Реализация проекта через :
Непосредственно образовательную деятельность;
Совместную деятельность педагогов и детей;
Работу педагогов с родителями;
Создание предметно – развивающей среды.
Совместную свободную деятельность детей и родителей.
Ожидаемые результаты:
- Ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры; использует народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми;
-Ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира, искусства, литературного народного, музыкального творчества;
- Ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники получения информации для удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного общения;
- Ребенок любознательный, активный проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, стремление к знакомству с их культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, экспериментирование, детское коллекционирование.
Этапы работы:
Подготовительный:
Подбор художественной литературы для чтения.
Подбор ложек, картинок и иллюстраций для рассматривания с детьми.
Подбор музыкальных произведений (плюс, минус фонограмм) для разучивания песен и танцев.
Подбор для слушания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении ложкарей.
Подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом, с промыслами.
Составление рекомендаций для родителей по изготовлению кукольно-ложечного театра.
Основной (практический) :
Чтение художественной литературы: Кристиан Пино «История деревянной ложки» в сокращении, сказка «Жихарка»; пальчиковые игры, загадки, пословицы и поговорки о ложке.
Дидактические игры:
«Накормим куколку»;
«Что нужно для чаепития?»;
«У медвежонка заболело горлышко»;
«Из чего сделано?»;
«Чем похожи и чем отличаются?»;
«Что лишнее?».
Дидактические игры на классификацию:
«Какая бывает посуда»;
«Ложки разные бывают» (по размеру);
«Из чего ложечка?» (материал);
«Для чего и почему?» (по назначению).
Сюжетно-ролевая игра:
«Магазин посуды»;
«Завтрак в семье»;
«День рождение».
Игры-забавы: «Пронеси – не урони!».
«Антошка, готовь к варенью ложку!»
Театральная деятельность:
театр на ложках «Репка»;
«Три медведя».
Дидактические упражнения: «Держу ложку правильно», «Сервировка стола».
Разучивание логоритмических упражнений «Ложкари».
Подготовка танца по песне Железновой «Ложки деревенские».
Лепка: «Ложка для Антошки».
Рисование «Красивая ложечка».
Изготовление кукольного театра (Родители вместе с детьми).
Подбор экспонатов для мини-музея «Ложка», оформление экспозиции.
Заключительный:
Проведение выставки детских работ по теме «Чудо-ложечка».
Этапы реализации:
23.01.2018.
Познание. (Формирование целостной картины мира).
Художественное творчество (рисование).
Тема. «Из чего ложечка?». Рисование. «Ложечка столовая и ложечка десертная».
Интеграция образовательных областей:
1. Коммуникативная. Повторение названий посуды.
2. Познавательно – исследовательская:
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных ложек (столовая, десертная)
• Ознакомление с признаками материала
• Художественное оформление
3. Игровая. Дидактические игры: «Принимайся за обед»; «Кукла Катя обедает»
4. Продуктивная. Рисование карандашами ложечки столовой и ложечки десертной «Ложечки для куклы Кати».
Виды детской деятельности
Коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, продуктивная
Цели:
Расширять словарный запас по теме «Посуда»; познакомить с различными видами ложек (десертная, столовая); обогатить представления детей о разных материалах, из которых изготавливают ложки; раскрытие детям внешней красоты ложки. Учить рисовать ложку из двух частей.
Материал и оборудование: детская посуда, ложки разной величины и разного материала (деревянная, металлическая, пластмассовая, карандаши, бумага на каждого ребёнка, иллюстрации различных ложек.
Содержание организованной деятельности детей
1. Повторение названий посуды.
- Ранее мы с вами говорили, что нужно беречь деревья, леса. Что можно изготовить из дерева? (Ответы детей.) Из дерева делают посуду, например деревянные ложки. А ещё какую посуду вы знаете? (Дети называют.)
2. Показ иллюстраций с изображением различных ложек.
(Показ ложек из различных материалов и разной величины – десертная, столовая; деревянная, металлическая, пластмассовая.)
Дети рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы воспитателя.
Вопросы:
- Какие бывают ложки?
- Для чего нужны человеку ложки?
- Где изготавливают ложки?
- Из каких частей состоит ложка?
- Из каких материалов изготавливают ложки?
3. Дидактические игры
Тема: «Принимайся за обед»
Цель: Закрепление названий и назначений посуды для столовой. Формирование основ внимательного отношения друг к другу.
Тема: «Четвёртый лишний».
Цель: Развитие логического мышления, обучение рассуждению и умению делать выводы.
4. Ознакомление с признаками материала, из которого изготовлена посуда.
Рассматривание ложек, изготовленных из различных материалов (металлическая, пластмассовая, деревянная).
Беседа о том, какие первыми появились ложки (деревянные, почему?
Первые ложки из дерева вырезал человек. В давние времена ещё не было заводов и люди не знали о металле. Последними появились пластмассовые ложки.
5. Рисование. «Ложечки для куклы Кати».
Дети рассматривают ложки. Называют, из каких частей состоит ложка.
Показ образца рисования ложечки большой и маленькой.
Дети приступают к работе. Индивидуальная помощь каждому ребёнку.
Рассматривание рисунков. Похвалить каждого ребёнка. Предложить подарить ложечки кукле Кати.
6 Рефлексия.
- Какие ложечки вы сегодня видели?
- Из чего изготавливают ложки?
- Какие ложки появились первыми?
- Для чего человеку нужна ложка?
24.01.2018.
В гостях у бабушки Рассказушки.
Тема: Чтение русской народной сказки «Жихарка»
Цель: Продолжать обучение детей внимательному слушанию произведения, выделять из общего текста описание разных ложек и любимую ложечку Жихарки.
Содержание организованной деятельности детей
1. Слушание русской народной сказки «Жихарка».
2. Вопросы:
- О какой ложечке говорится в этой сказке?
- Из какого материала изготовлена эта ложечка?
- Как вы думаете, кто её мог изготовить?
- Почему она стала любимой ложечкой Жихарки?
3. Любование ложками
Цель. Раскрытие детям внешней красоты ложки.
4. Дидактическая игра «Для чего и почему?»
Цель: Знать и уметь применять разные виды ложек (чайная, десертная, столовая, их названия. Формирование познавательного интереса к окружающим видам посуды.
5. Театральная деятельность:
5. Рефлексия.
- Какую сказку вы сегодня слушали?
- О чём говорится в этой сказке?
- О какой ложечке говорится в этой сказке?
25.01.2018.
Коммуникация. Художественное творчество (лепка).
Тема: «Описание ложек». Лепка «Ложка для Жихарки»
Интеграция образовательных областей:
Коммуникативная:
• повторение названий посуды;
• описание ложек на картинках.
Познавательно – речевая:
• Сравнение ложек по форме, величине, составные части;
• Определение из каких материалов они изготовлены.
Игровая:
Дидактическая игра «Угадай предмет по детали»
Цель: Закрепление особенностей внешнего вида ложки, её составные части, уметь по части назвать какая ложка.
Продуктивная: Лепка ложки из пластилина.
Виды детской деятельности:
Коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, продуктивная.
Цели: Упражнять в употреблении существительных в именительном и родительном падежах множественного числа, учить сравнивать ложки, называть составные части, описывать ложку, знакомить с приёмами вдавливания середины шара для получения полой формы.
Материал и оборудование: ложки изготовленные из разных материалов, пластилин на каждого ребёнка, салфетки, клеёнки.
Содержание организованной деятельности детей:
1. Повторение названий посуды.
Картинки с изображением посуды лежат на столе перевёрнутые. Дети берут по одной картинке и называют посуду.
2. Загадки.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник).
Новая посуда,
А вся в дырах. (Сито.)
Всех кормлю с охотой я,
А сама безротая. (Ложка.)
3. Дидактическая игра. «Угадай предмет по детали»
Цель: закрепление особенностей внешнего вида ложек, их составные части, уметь по части назвать ложку, из какого материала она изготовлена.
4. Чтение стихотворения «Ложка» К. Нефёдовой (отрывок)
Я ложкой люблю, есть пирожное.
Варенье, повидло, мороженое,
Рассольник и кашу, бульон и окрошку.
Вот сколько всего можно вычерпать ложкой.
- Дети, для чего нам нужна ложка? (кушать кашу, суп и т. д.)
- А эти ложечки одинаковые? ( разные: большая, поменьше и маленькая).
- А нужна ли нам эта ложка? (чтобы раскладывать еду по тарелкам, кушать суп и кашу, класть сахар в чай).
- Вам нравится большая ложка? Почему? (она большая, блестящая, красивая, украшена цветами и узорами).
- Эта ложка красивая? Что у неё красивое? Да, у неё красивая ручка, золотистого цвета и она гладкая, на конце крючок. Чтоб можно было повесить. Её приятно держать в руке. А главная часть ложки – черпачок, он украшен красивым узором, внутри и снаружи – цветочки, а по краю ровная ярко – красная полоска. Такую ложку ещё называют поварёшкой.
На кухне, в гостиной во время застолья.
Есть ложки для сахара, перца и соли,
А суп разливают большой поварёшкой.
Вот только для моря не видел я ложки!
-Вот какие красивые эти ложки!
5. Лепка. «Ложка для Жихарки»
Предложить детям из пластилина вылепить поварёшку для Жихарки.
Показ поварёшки. Рассмотреть поварёшку. Спросить детей, из каких частей состоит поварёшка? Какая она по форме и величине?
Показ приёмов лепки поварёшки по образцу.
Дети рассказывают, как они будут лепить поварёшку, из каких частей.
На сколько частей они разделят комок пластилина. Дети приступают к работе. Индивидуальная помощь детям, затрудняющимся в лепке.
6. Рефлексия.
Дети дарят Жихарке свои поварёшки. Жихарка благодарит детей за подарки, благодарит детей и обещает беречь подарки.
26.01.2018.
Сюжетно – ролевая игра «Магазин посуды»
Цель: Закрепление названий предметов чайной и столовой посуды, её назначение. Воспитание культуры поведения в общественных местах. Развитие творческих способностей детей. Развивать умение играть роль продавца, покупателя, шофёра, грузчика.
Материалы и оборудование: предметы посуды, полочки, прилавок, счёты, упаковочный материал, машина, заправочная станция
1. Мотивация. У куклы Кати новоселье. Кукла пригласила гостей, но посуды у неё пока нет. Посуду нужно купить в магазине.
2. Распределение ролей. Нужен продавец, шофёр, грузчик и остальные дети – покупатели.
3. Кукла Катя даёт поручение (ребёнок играет роль куклы Кати,сходить в магазин за посудой для приготовления угощения одному ребёнку, другого просит купить чайную посуду.
Дети отправляются в магазин за посудой. В магазин шофёр на машине привёз в коробках посуду. Грузчик разгружает коробки. Продавец расставляет посуду на полки. Покупатели покупают посуду. Продавец вежливо общается с покупателями. Упаковывает чайную посуду одному покупателю, другому столовую посуду. А третьему кухонную. Дети уходят. Кукла Катя благодарит детей за покупки, распаковывает посуду, дети принимаются за работу. Готовят праздничный обед. Встречают гостей, угощают. Показывают концерт. Читают знакомые стихи. Новоселье заканчивается. Гости собираются уходить, благодарят куклу Катю за угощение. Кукла Катя их вежливо провожает.
Рефлексия.
- Дети в какую игру мы сегодня играли?
- В какой посуде и что вы готовили?
- Чем вы наливали суп, компот?
- Какой ложкой вы кормили кукол супом, размешивали сахар?
- Какой ложкой вы угощали кукол тортом?
- Понравилась ли вам игра?
29.01.2018.
Чтение художественной литературы.
Тема: Помощь по дому. Чтение и пересказ русской народной сказки «Три медведя».
Интеграция образовательных областей.
1. Коммуникация:
• Повторение названий посуды;
• Беседа по вопросам.
2. Чтение. Повторение русской народной сказки «Три медведя»
Виды деятельности детей: коммуникативная, познавательная.
Цели: Учить детей составлять рассказ на заданную тему. Закреплять знания о названии и назначении посуды. Учить слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по прочитанному.
Материал и оборудование: текст русской народной сказки, иллюстрации к сказке.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Беседа о том, как дети помогают дома маме убирать и мыть посуду. Какую посуду они знают? Какие ложечки есть у них дома?
2. Чтение русской народной сказки «Три медведя».
3. Пересказ сказки «Три медведя» опираясь на иллюстрации к сказке.
4. Внимательное рассматривание Мишутиной ложечки.
5. Рефлексия.
- Какую сказку мы сегодня с вами рассказывали по памяти?
- Как называется сказка?
- Почему она так называется?
30.01.2018.
Познание (Формирование целостной картины мира).
Художественное творчество (рисование).
Тема. «Из чего сделали ложечку?» (Экспериментирование)
Интеграция образовательных областей:
Коммуникативная: повторение названий посуды;
Познавательно – исследовательская: ознакомление с признаками материала.
Продуктивная: рисование «Нарядная ложечка»
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, трудовая, продуктивная.
Цели: Обогащение представлений детей о разных материалах, из которых изготовили ложки (дерево, металл, пластмасса). Учить рисовать ложечку, украшать её рисунком. Развитие творческих способностей.
Материалы и оборудование: Игрушка – мишка, тазик с водой. 3 ложки – железная, деревянная, пластмассовая. Кубик из дерева, кубик из пластмасса, магнит; краски гуашевые, кисти, стаканчики с водой, салфетки на каждого ребёнка.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Загадывание загадки
«Сама не ем, а людей кормлю» (ложка).
2. Слышится стук в дверь.
Воспитатель: -Кто – то к нам пришёл? Заходит мишка – медведь.
Мишка. -Здравствуйте, это я, Мишка!
Дети: - Здравствуй, Миша!
Воспитатель: - А что ты, Мишенька, с собой принёс?
Мишка:-У меня с собой 3 ложки. Мы с моим другом зайкой никак не могли определить, из чего они сделаны? И решили прийти к вам, ребята, чтоб вы нам помогли это узнать. Вы нам поможете?
Дети: - Да, поможем.
Воспитатель: - ребята, а давайте мы это узнаем с помощью воды. У меня есть3 предмета из разного материала (кубик из дерева, кубик из пластмассы и магнит, - кубик из дерева, он какой? (деревянный, кубик из пластмассы, он какой? (пластмассовый) – магнит из железа, он какой? (железный).
Воспитатель: - В таз с водой мы сейчас опустим все эти предметы и посмотрим, что с ними произойдёт?
3. ОПЫТ 1:
Все предметы постепенно опускаются в воду: кубики не тонут, а магнит утонул.
Воспитатель: - что вы видите? (ответы детей)
Мишка: - Да, это здорово! Теперь я даже знаю, что пластмасса легче дерева! А железо самое тяжёлое и оно сразу тонет. – А можно также проверить мои ложки?
Воспитатель и дети: - Конечно!
ОПЫТ 2:
Все ложки (одна за другой) опускают в воду и определяют, что железная – утонула сразу, деревянная плавает в воде, а пластмассовая – на поверхности воды.
Мишка: - как интересно! Спасибо вам. Ребята! Теперь я смогу это доказать своему другу – зайчику. Мне пора, до свидания! (Мишка уходит).
Воспитатель. – Какие мы с вами молодцы, помогли Мишке разобраться.
4. Рефлексия:
- Дети, в чём мы помогли Мишке?
- Дети, какие опыты мы с вами проводили?
- Какой материал самый лёгкий?
- Какой материал самый тяжёлый?
5. Раскрашивание. «Нарядная ложечка»
Рассматривание рисунков на ложках. Какая форма, цвет, величина? Спросить у детей, каким цветами дети хотели - бы разрисовать свою ложечку? Обсуждение фрагментов разрисовывания ложечки. Дети принимаются за работу. Индивидуальная помощь
6. Рефлексия.
- Рассматривание рисунков. Похвалить детей и выложить для проведения выставки для родителей.
Дидактическая игра.
1. «Кукла Катя обедает»
Цель: закрепление знаний о столовой посуде, умственную активность, заботливое отношение к кукле. Активизация словаря: столовая ложка, десертная ложка.
Игры с ложками, как музыкальный инструмент.
31.01.2018.
Познание. Художественное творчество (аппликация)
Тема. Аппликация. «Красивая ложечка»
Интеграция образовательных областей:
Коммуникативная: беседа о красивой ложечке; посещение русской избы, рассматривание деревянных ложек.
Продуктивная: Выполнение аппликации «Красивая ложечка».
Виды детской деятельности: коммуникативная, творческая, продуктивная.
Цели: Обучение детей украшать силуэт ложки готовыми формами, развивать симметрию, эстетическое и творческое восприятие, аккуратность.
Материал и оборудование: Черпачок, костюм бабушки, силуэт черпачка, клей, белый лист бумаги, готовые формы для нанесения на черпачок, клеёнки, салфетки на каждого ребёнка.
Содержание организованной деятельности детей
1. Чтение стихотворения «Ложка» К. Нефёдовой
Не вычерпать ложкой глубокое море!-
С таким утверждением трудно поспорить.
Однако никак не могу я понять:
Зачем же солёную воду хлебать?
Я ложкой люблю, есть пирожное,
Варенье, повидло, мороженое,
Рассольник и кашу, бульон и окрошку.
Вот сколько всего можно вычерпать ложкой!
2. Заходит старушка со сломанным черпачком, грустная, чуть не плачет.
Воспитатель:- Что случилось, бабушка?
Бабушка:- Ой, ребятки! Варила я кашу своим внучатам, да случайно уронила свой черпачок, а глаза мои плохо видят, я сама же встала на него, он и переломился. Ой – ой –ой! (бабушка в расстроенных чувствах садится на стул и начинает дремать).
Воспитатель: - ребята, давайте пожалеем бабушку и поможем ей. Согласны? Мы с вами не просто поможем ей, а ещё и украсим черпачки, и будет у бабушки их много: для супа, каши, компота и для других блюд. И она больше не будет плакать. Пойдёмте на места, и я покажу вам, как мы украсим черпачки для бабушки.
3. Аппликация «Красивая ложечка».
Показ образца. Показ приёмов приклеивания деталей на ложечку для создания узора. Индивидуальная помощь каждому затрудняющемуся ребёнку.
- Вот молодцы, какая красота. Пойдёмте тихонечко, чтобы она не испугалась, ведь она старенькая, разбудим бабушку и скажем ей, что черпачки готовы.
Тихонечко подходят и будят, сообщают ей, что все готово.
Бабушка: - ай – да ребятки, ай –да молодцы! Да как же вы это сделали?
4. Рефлексия.
Дети рассказывают бабушке, как они изготовили красивые ложечки.
Бабушка радостно забирает аппликации и уходит, раскладывает их для выставки родителям.