Наталья Можнова
Проект «Что я знаю о времени» в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
«Что я знаю о времени»
Пояснительная записка
Актуальность проекта.
Ко всем требованиям, которые предъявит ребенку школа, его надо готовить еще в дошкольном возрасте. Время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с I класса. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков и развития мышления. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные представления. Буквально с первых уроков в классе дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в отведенное время, уметь управлять своими действиями во времени (не опаз-дывать на занятия, начинать вовремя приготовление уроков дома, все успевать).
Публикация «Проект „Что я знаю о времени“ в 1 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты, проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
В процессе организации образовательной деятельности в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.). Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток. Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребенка.
Недостаточны, так же, знания старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными.
Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что в ходе образовательной деятельности, где детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.
Для того, чтобы развивать у детей умение определять и чувствовать определенные отрезки времени, необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных временных интервалов, показать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.
Цель проекта – формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Задачи проекта :
Образовательные:
Познакомить детей с часами, их устройством, видами и историей их возникновения.
Закреплять знания о прицепе работы часов и значении их в жизни человека.
Формировать и обогащать знания о времени, его периодичности, сменяемости и в то же время необратимости в играх.
Создавать благоприятные условия для совместной деятельности с родителями.
Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Создать условия для свободной, самостоятельной, активной инициативы в деятельности и в общении.
Повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки.
Разработать подборку игр и упражнений, направленных на развитие временных представлений детей.
Способствовать формированию умения применять знания в повседневной жизни.
Развивающие:
Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих силах
Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности.
Развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, логического мышления, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные: Воспитывать чувство удовлетворения от умения правильно планировать по времени деятельность.
Воспитывать интерес к образовательной деятельности, любознательность, взаимопомощь, активность, инициативность, самостоятельность, желание трудиться.
Формировать навыки сотрудничества в игровой деятельности, мотивационной готовности к школьному обучению.
Срок реализации проекта : 1 месяц.
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители.
Этапы реализации проекта :
1этап подготовительный:
Совместное определение детьми и воспитателями цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
Подбор методической литературы, наглядно – дидактических материалов и оборудования по данной теме.
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Разработка дидактических игр, направленных на развитие математических представлений и мышления детей.
2 этап – практический.
Беседы: «Какие часы были давным-давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «По часовой стрелке и против часовой стрелки», «Какие бывают часы?», «Что такое время?».
Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Часы без стрелок (песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»
Чтение художественной литературы:» А. Прохоров «Весёлые часики»,
М. Манакова «Мой день», Стихи о человеке и его часах. (С. Баруздин, Анофриев «Тик-Так», Берестов «Без четверти шесть», «Песочные часы», Мирошникова И. «Стихи про часы и о времени», И. Фомичёва «Солнечные часы», С. Маршак «Мы в часы мячом попали», Н. Чупрунова «Всю ночь часы стучат», Ю. Мориц «Шли часы через дорогу», сборник Т. Вишняковой «Часы-будильник», О. Подтуркина «Часы», Рассматривание энциклопедий о часах, Рассматривание иллюстраций часов.
Лепка «Что нас будит по утрам?» (лепка будильников).
Дидактические игры: «Успей вовремя», «Поможем Элли вернуться домой», «Назови предыдущее и последущее число», «Назови сутки», «Мои первые часы», «Мой день», «Время», «Учим время», «Четвёртый лишний», «Какие часы сломались?», «Когда это бывает?», «Найди пару».
Работа с родителями:
организация выставки рисунков «Веселые часики»,
изготовление машины времени для проведения образовательной деятельности с детьми.
Организация выставки «Какие разные часы».
Консультации для родителей: «Знакомимся со временем», «Прочитайте детям», «Мои первые часы», «Формирование чувства времени у детей старшего дошкольного возраста».
3 этап – заключительный
Создание презентации по итогам реализации проекта.
Проведение развлечения «Путешествие на машине времени».
Ожидаемые результаты:
Пополнение в группе математического уголка атрибутами и пособиями математического содержания о времени и часах.
Расширение математических знаний и умений при помощи дидактических игр, направленных на развитие временных представлений детей.
Оформление разработок игровых упражнений, которые педагоги могли бы использовать в индивидуальной работе с детьми при изучении временных представлений.
Полученные результаты:
В ходе реализации проекта расширились представления детей о времени, часах, часовом механизме, повысилась их заинтересованность к доступным объектам окружающего мира. Развивались личностные качества, необходимые для дальнейшего обучения в школе: самостоятельность, любознательность, активность, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Проект «Что я знаю о времени» сформировал у детей умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Включение в образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений проектной деятельности внесло разнообразие и повысило интерес к обучению. Участие в проектной деятельности позволяет детям самостоятельно искать ответы на интересующие их вопросы, тем самым тренируя мышление и воображение.
В результате проектной деятельности у воспитанников повысилась мотивация к изучению математики, повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности, что на данном этапе способствует развитию творческой инициативы. В результате работы у дошкольников идет развитие навыков сотрудничества.
Привлечение родителей к проектной деятельности способствовало формированию у них интереса к изучению математики совместно с детьми.