Белолюбская Анисия
Проект «Чистые руки» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Чистые руки»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Вид проекта : Исследовательско-творческий.
Продолжительность проекта : 2 дня
Возрастная группа : старшая
Воспитатель: Грошева Валентина Леонидовна
Краткая аннотация проекта
Проект «Чистые руки» направлен на формирование культурно-гигиенических навыков.
Материалы могут быть полезны педагогам дошкольных учреждений и родителям.
Предполагаемый результат
Публикация «Проект „Чистые руки“ (старшая группа)» размещена в разделах
Дети умеют правильно мыть руки, знают о последствиях «грязных рук»; умеют представлять продукт проектной деятельности младшим дошкольникам.
Сведения о проекте
Основные формы реализации проекта : занятие, работа с родителями, фоторепортаж.
Продукт проектной деятельности : коллекция иллюстраций с микробами, выставка детских рисунков «Микробы – стоп!», консультации для родителей с рекомендациями.
Особенность проекта : основные участники – дети старшей группы
Целью проекта является обоснование необходимости правильно мыть руки и последствиях занесения микробов в организм человека.
Задачи:
1. Развивать навыки гигиены рук; вызвать интерес к продуктивной деятельности;
2. Расширять знания о необходимости мыть руки и последствиях приема пищи грязными руками;
3. Воспитывать культуру гигиенических навыков, внимательного отношение к своему здоровью.
На сегодняшний день мытье рук занимает одно из ведущих мест в нашей повседневной гигиене. Мы моем руки перед едой, после посещения туалета, после пребывания в общественном транспорте, на улице и т. д. Зачем мы это делаем?
Сегодня, как и раньше, лозунги «Мойте руки перед едой!» и «Чистота рук – залог здоровья!» актуальны.
И, несмотря на то, что эти правила давно и всем нам известны, выполняют их далеко не все.
Из систематического педагогического наблюдения за детьми во время гигиенической процедуры рук и за последовательностью выполнения были сделаны выводы, что 59% детей не умеют мыть руки правильно.
План проведения проекта
Деятельность педагога и детей в работе над проектом :
1. Организованная деятельность с детьми «Чистые ручки». (Приложение 1).
Цель занятия: Познакомить с понятием «микробы» и «бактерии». Расширить знания о необходимости мыть руки. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
2. Консультирование у медицинской сестры детского сада, первичная отработка последовательности правильного мытья рук (дети, педагог, медицинская сестра).
3. Фотографирование последовательности правильного мытья рук (дети под руководством педагога). (Приложение 2).
4. Сбор иллюстраций с изображение микробов (педагог, дети, родители, медсестра). (Приложение 3).
5. Поиск мультфильмов и книг о микробах и последствия неправильно вымытых рук (педагог, родители, дети).
6. Просмотр детьми мультфильма:
Смешарики «Азбука здоровья. Скажи микробам нет»
7. Досуг «В гостях у Мойдодыра». (Приложение 4).
8. Подготовка памятки для родителей «Чистота – залог здоровья!» (педагог). (Приложение 5).
9. Выставка рисунков на тему: «Микробам – стоп!» (Приложение 6).
Приложение 1
Организованная деятельность с детьми «Чистые ручки»
Цель занятия: Познакомить с понятием «микробы» и «бактерии». Расширить знания о необходимости мыть руки. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями; расширять кругозор детей о предметах личной гигиены.
Развивающие:
Закрепить и уточить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни.
Подвести детей к понятию – «Чистота – залог здоровья»
Воспитательные:
Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Воспитывать умение слушать друг друга, общаться, быть терпеливыми, уважать мнение товарища.
Создавать положительный эмоциональный настрой.
Материалы к занятию:
• Кусочки туалетного мыла по количеству детей;
• Красивая коробочка;
• Киоск, мыло туалетное, хозяйственное, банное, жидкое, подарочное;
• Для опытов: баночки с водой, стружки мыла, трубочки для коктейля;
• Мыльные пузыри.
Ход занятия
Воспитатель вносит в группу красивую коробочку, в которой находятся кусочки мыла (по количеству детей) разного цвета и запаха.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую красивую посылку принесли к нам в группу, и мы пока не знаем, что в ней. Чтобы узнать, надо отгадать загадку.
Это наш хороший друг
Терпеть не может грязных рук.
На грязь оно сердится,
В руках оно вертится,
Запенится вода
И грязь исчезнет без следа.
А руки станут чистыми,
Душистыми, душистыми.
Узнали без труда!
Воспитатель: Правильно, это мыло! Теперь мы можем открыть и посмотреть, что в посылке. Действительно, ребята, здесь мыло. Его много, много, на всех здесь хватит. Возьмите в руки по кусочку.
Скажите, какое оно?
Дети обследуют мыло (гладкое, скользкое, душистое, розовое, белое, теплое)
Воспитатель (обобщает ответы детей). Мыло имеет цвет, форму, запах. Какое мыло нравится вам?
Воспитатель: Для чего нужно мыло? Разве нельзя вымыть руки и лицо обыкновенной водой? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи. Мыло, которым моют руки, называют туалетным.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам совершить небольшую экскурсию в киоск, где продается мыло. Оказывается, мыло бывает не только туалетным.
Дети проходят в киоск, где на полочках лежит разное мыло: туалетное, хозяйственное, банное, жидкое, подарочное.
Воспитатель рассказывает детям о разных видах мыла, где и как оно применяется, привлекая к высказыванию детей.
Воспитатель: Теперь, дети, вы, придя в киоск, без труда выберете себе необходимое мыло.
Воспитатель: Ребята, вы познакомились с разными видами мыла: хозяйственным, банным, туалетным, подарочным, жидким (показать).
Давайте проведем с ним опыты.
Опыт № 1. В баночки с чистой водой насыпать стружки мыла. Понаблюдать, как мыло растворяется в воде, при взбалтывании пенится.
Опыт № 2. С помощью трубочки для коктейля выдувать воздух в воду с растворенным мылом, до образования пены.
Игра «У кого пена выше и пышнее»
Воспитатель: Любое мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
У мыла есть забота.
Мыло ходит на работу;
Детей моет, отмывает,
Часто в гости приглашает.
Воспитатель: Для чего люди моются, стирают белье, убирают в доме?
Ответы детей: чтобы в доме было чисто, уютно, не было микробов. Все были чистыми, аккуратными, опрятными, а главное здоровыми.
Воспитатель: Правильно, ребята. Чистота – залог здоровья! Чтобы быть здоровым, сильным, мой лицо и руки мылом.
Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Полезные и вредные привычки».
Игра «Полезные и вредные привычки»
Приложение 4
Досуг «В гостях у Мойдодыра»
Цель:
Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни
Доставить детям радость
Организация воспитанников, настрой на работу
Сценарий досуга
Воспитатель:
– Ребята, давайте посмотрим друг на друга улыбнемся и скажем «Здравствуйте».
– Скажите ребята, что мы пожелали друг другу? (Ответы детей)
– Да, мы пожелали друг другу доброго здоровья.
– Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
– А ещё нужно соблюдать правила личной гигиены.
– Что это за правила такие?
– Ребята, а что произойдет, если мы не будем соблюдать правила личной гигиены?
– Мы будем с вами грязнулями, и получится как в сказке, которую вы все знаете. Вспомните, как она называется? (Мойдодыр)
Я хочу пригласить вас вступить в общество «Здоровячки». В него могут вступить все дети, которые дружат с мылом и мочалкой, зубной щёткой и пастой, физкультурой и спортом. А для всех желающих приготовлены вот такие интересные задания.
Вопросы:
Почему надо умываться?
Как надо умываться?
Почему необходима утренняя гимнастика?
Зачем надо регулярно стричь ногти?
Для чего необходимо чистить зубы?
А как называется врач, который лечит зубы?
Чтобы зубы не болели, что нужно делать? (чистить зубы 2 раза в день; полоскать рот после еды и конечно же – есть полезные продукты, какие полезные и вредные продукты).
А зубы есть только у человека?
Всем нужны зубы, чтобы кусать, грызть, жевать пищу. Поэтому, зубы – самая твёрдая часть организма, и покрыты они слоем эмали.
Посмотрите на этот шарик. ( Дети пробуют шарик на прочность: сжимают его, стучат об стол).
Такие же прочные у нас зубы. Давайте вместе постучим зубами. Дети «щёлкают» зубами.
Ребята, когда вы встаете утром чистите зубы, умываетесь, смотрите в зеркало какие зубки чистые и белые.
Раздается звонок и входит Мойдодыр:
Мойдодыр: Здравствуйте, ребята! Вот я и пришёл к вам в гости.
Я – Великий умывальник!
Знаменитый Мойдодыр!
Умывальников начальник
И мочалок командир!
Мойдодыр: Я вот стоял и слушал, как вы отвечали на вопросы. Молодцы, ребята! «У человека много помощников для того, чтобы быть опрятным и здоровым». Их вам нужно будет отгадать!
– Первый друг Мойдодыра – это…
Волосистою головкой
В рот она влезает ловко,
И считает зубы нам
По утрам и вечерам. (Зубная щетка).
Воспитатель: Мойдодыр, хочешь поиграть с ребятами в очень интересную игру? А вы ребята хотите?
Слушайте правила: если я скажу правильное утверждение, то вы должны хлопнуть в ладоши:
Можно грызть зубами грецкие орехи.
Надо полоскать зубы после еды.
Не надо чистить зубы 2 раза в день.
Посещай зубного врача только когда заболит зуб.
Нельзя пользоваться чужой зубной щеткой.
Не надо менять зубную щётку.
Надо есть много конфет.
Сразу видно, что вы настоящие друзья и помощники Мойдодыра.
Воспитатель: Мойдодыр видишь, какие умные ребята здесь собрались!
– Второй друг Мойдодыра…
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло).
Воспитатель: Ребята, а давайте пригласим Мойдодыра поучаствовать в конкурсе.
Проводится конкурс «Передай мыло». Задание: пронести мыло на голове.
Воспитатель: а еще у тебя есть друзья?
– Угадайте следующего друга Мойдодыра -
Лег в карман и караулит
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утрет потоки слез,
Не забудет и про нос. (Носовой платок)
Воспитатель: Для чего он нужен? Взяли мы один носовой платок и хватит, правда ребята?
– Всегда надо иметь при себе носовой платок, нельзя пользоваться чужим.
– Почему нельзя пользоваться чужим носовым платком? (ответы детей).
Мойдодыр: А вот еще загадка:
Как купаться мы идем,
Так его с собой берем.
Вафельное, льняное, махровое,
Вытрет ваше тельце,
А называют его … (полотенце).
КОНКУРС «Знаете ли вы друг друга?»
Несколько пар (мама и ребенок) стоят спиной один к другому. Воспитатель задает вопросы. Сначала отвечает ребенок кивком головы, а мама вслух.
Вопросы:
1. Любит ли ваш ребенок кашу?
2. Любит ли ваш ребенок чистить зубы?
3. Ложится ли спать ваш ребенок в 9 часов?
4. Застилает ли ваш ребенок постель по утрам?
5. Любит ли читать книжки?
6. Нравиться ли вашему ребенку ходить в детский сад?
Побеждает та пара, которая ответит правильно на все вопросы.
Четвертый друг Мойдодыра.
Целых двадцать пять зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком (расческа).
Конкурс «Парикмахерская»
С помощью набора резинок, заколок каждая команда должна соорудить своему добровольцу (родителю) причёску. Обязательное условие – использовать все ленточки. Критерием выбора команды-победителя является зрелищность получившегося шедевра парикмахерского искусства.
Воспитатель: Ребята скажите, чем вы пользовались при работе: расческой, резинкой, заколкой.
Ну что, Мойдодыр, мы еще не всех друзей назвали, давай уж нам подарки, когда же ты их нам будешь дарить?
Мойдодыр: Нет, ребята остался самый главный друг Мойдодыра –
Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Чтобы не было беды.
Жить нельзя нам без … (воды).
Воспитатель: Я знаю, что вы очень любите играть. Давайте поиграем в игру «Совершенно верно».
На каждый «если» в стихотворении, я расскажу о полезных вещах, вы отвечаете «правильно, правильно, совершенно верно. Если нет, то молчите.
Если хочешь стройным быть,
Надо сладкое любить.
Ешь конфеты, жуй ирис,
Строен стань, как кипарис (дети молчат).
Чтобы правильно питаться,
Вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом,
Рыбу, мед и винегрет (дети отвечают).
Не забудь перед обедом
Пирожком перекусить.
Кушай много, чтоб побольше
Свой желудок загрузить (дети молчат).
Если хочешь быть, здоровым
Правильно питайся,
Ешь побольше витаминов
С болезнями не знайся! (дети отвечают).
Нет полезнее продуктов
Вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине –
Всем полезны витамины (дети отвечают).
Воспитатель: Какие вы молодцы! Вы все знаете. На все вопросы ответили.
Воспитатель: Мойдодыр, мы с ребятами приготовили для тебя частушки о здоровье.
Частушки
Руки с мылом надо мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
Чтоб микробам жизнь не дать,
Руки в рот не надо брать.
Ты зарядкой занимайся,
Если хочешь быть здоров!
Водой холодной обливайся –
Позабудешь докторов.
Любим спортом заниматься:
Бегать, прыгать, кувыркаться.
А зима настанет –
Все на лыжи встанем.
Воспитатель: Давайте ребятки вспомним, каких друзей Мойдодыра мы сегодня называли. Мойдодыр, тебе понравилось, как ребята сегодня отвечали на вопросы?
Мойдодыр: Да, ребята, не зря я пришел, мне все очень понравилось. Я уверен, что вы достойны стать членами общества «Здоровячки» (вручаются медали). Молодцы, вы хорошо знаете друзей чистоты и гигиены. И за это я приготовил вам подарки. Мойдодыр дарит всем детям в подарок зубные щетки.
Дети: Спасибо!
ПОЖЕЛАНИЯ МОЙДОДЫРА
Я, конечно очень рад
таких ребят.
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам-
Стыд и срам! Стыд и срам!юю
Всем спасибо
е 5
Памятка для родителей и детей
«Чистота – залог здоровья»
• Мойся каждый день теплой водой с туалетным мылом. Помни: если кожа долго останется грязной, на ней появляются прыщи.
• Каждый день надевай чистое белье, носки. Если белье запачкается в течение дня, поменяй его.
• Если у тебя очень сухая кожа, попроси маму, чтобы она дала тебе крем или мазь.
• Если кожа у тебя чешется, старайся удержаться и не расчесывать зудящее место. От расчесывания зуд не станет меньше а, наоборот, усилится.
• Ешь больше овощей и фруктов, пей много молока. Твоя кожа будет чистой и гладкой.
• Ежедневно умывайся утром и принимай душ перед сном.
• Чисти зубы два раза в день – утром