Зинаида Пьянкова
Проект «Часы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Делу время – потехе час"
Проект «Часы» в подготовительной группе
Руководитель: Пьянкова Зинаида Петровна
Тип проекта: познавательно-игровой, групповой.
Проект: краткосрочный (ноябрь-декабрь 2018 г.).
Участники проекта: Дети, воспитатель, родители.
Публикация «Проект „Часы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Часы, время. Проекты
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Актуальность темы: С понятием «время», «часы» мы сталкиваемся ежедневно. Часы! Какая всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно: срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Часто встречаются выражения: «Подожди минуточку», «Который час», «Сию минуту», «Через минуту». Мы взрослые должны донести до сознания детей, что в окружающем нас его мире жизненно необходимо знать время, так как все события в жизни человека протекают во времени. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем, детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различения. Поэтому необходимо формировать у детей знания о часах, времени.
Проблема: Дети испытывают затруднения в изучении по разделу «Формирование элементарных математических представлений» - блок: ориентировка во времени, отсутствуют знания о разновидностях часов, недостаточный интерес к коллекционированию.
Цель: В доступной и привлекательной форме познакомить детей с увлекательным миром часов.
Задачи:
Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда).
Стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме «Часы», развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.
Учить устанавливать время на макете часов.
Развивать умения применять знания на практике, полученные на занятиях и вне;
Предмет исследования: Часы.
Гипотеза: Если использовать различные методы и приемы по ознакомлению детей с часами, то они будут знать время и применять эти знания в быту.
Предполагаемый результат:
- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;
- у детей сформируется потребность к познанию истории возникновения часов (что стало причиной их появления, их разновидностям и своего прошлого;
- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что давным-давно были : солнечные, часы- цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Узнают о главных часах страны – Кремлёвских курантах.
-Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.
Срок реализации проекта: ноябрь– декабрь 2018г.
Место реализации: детский сад № 25
Основные направления
Подготовительный этап:
1. Сбор информации по теме проекта, подборка необходимой литературы
и наглядно-информационного материала; Участие в сборе экспонатов.
2. Изучение методической и художественной литературы по данной теме
3. Сбор картинок и иллюстраций.
4. Разучивание стихов и песен о времени, часах.
5. Знакомство с пословицами, поговорками о часах, времени.
6. Подбор загадок, считалок.
7. Просмотр мультфильмов: «Паровозик из Ромашкова», «Ключи от времени», «Путешествие в страну великанов», развивающие мультфильмы для детей в 3D «Тик-так», «Приключение часов», «Математика. Определяем время по часам», «История часов для детей», «Сказка о потерянном времени», «Фиксики-часы».
8. Создание картотеки.
9. Индивидуальные беседы по теме.
10. Проведение консультаций по оформлению альбома «Часы».
Исследовательский этап:
1. Посчитать сколько часов в музее.
2. Сколько кругов можно нарисовать за 1минуту (использовать песочные часы)
3. Проведение исследования с макетами часов (могут ли показывать часы давних времен точное время).
4. Назвать своё имя в такт часов.
5. Посчитать сколько (букв, слогов, звуков) в слове часы.
6. Послушать «разговор» часов.
Основной этап:
• Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С. Баруздин), «Песочные часы» Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени» Часы с боем», «Часы с кукушкой», С. Прокофьевой «Петушок», «Сказка о потерянном времени».
• Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».
• Консультация для родителей: «История возникновения часов», «Восточный календарь» .
• НОД «Путешествие в прошлое часов», «Мы живём по часам»,
• Фитнес – клуб «Найди времечко» (комплекс гимнастик)
• Библиотека «Подружись со временем»
• Игротека «На секундочку» (игры)
• Кафе «Минутка».
• Лавка часового мастера «Тик – так» (мини-музей наручных часов)
• Дидактические игры: «Всё о времени», «Учим часики», «Собери картинку», лото «Часы», «Узнай время», «Времена года», «Время суток».
• Беседы: «История часов, или какие бывают часы?», «Какие часы были давным - давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по-разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что такое сутки?», «Что такое часовые стрелки», «Что я знаю о часах». Беседа об аккуратном обращении с часами. «Чем опасны разбитые часы?», «Времена года и одежда человека» .
• Рисование часов: «Часы с кукушкой», «Наручные часы», «Электроприборы, в которых есть часы» Цель: развитие желания выразить в продуктивной деятельности полученные знания.
• Лепка «Наручные часы», «Напольные часы».
• Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок (песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени» (цветочные часы), «Самые известные часы в мире».
• Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Автобус», «Я - экскурсовод музея часов» «Семья», «Детский сад», «Часовая мастерская».
• Изготовление макетов часов (вместе с родителями).
• Семейный маршрут выходного дня: посещение магазина часов, прогулка по городу «Часы на улицах Тавды»
•. Разучивание утренней гимнастики «Бой часов».
• Заучивание физ. минутки «А часы идут, идут…».
• Раскрашивание раскраски «Подружись со временем».
• Мини - музей «Часики»
• Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
• Рассматривание рисунков и фотографий с разными часами.
• Игровое задание: «Напиши цифры», «Впиши пропущенные числа на циферблат», «Найди форму этих часов»
• Разгадывание кроссворда.
• Слушанье музыки: цикла «Времена года» П. И. Чайковский, А Вивальди
Заключительный этап:
Презентация проекта «Часы» педагогам ДОУ №25
Мини- музей «Часики»
Результат :
У детей сформированы первоначальные знания о часах, времени. Заинтересованность детей темой;
Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в играх, задают вопросы; проявляют творчество и активность;
Участие в совместной деятельности родителей.
По результатам проведенной работы, гипотеза подтвердилась: у детей появилось желание изучать часы и применять полученные знания в быту.
Список литературы:
1. Помораева И. В., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада – М. Мозаика – синтез. 2013 -176 с.
2. Шварц Е. П. «Сказки о потерянном времени», Оникс, 2009 г.
3. Дыбина О. Что было до. – М. : Издательство «Творческий центр», 2001
4. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М. : Издательство «Просвещение».
5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара. : Издательство «Учебная литература», 2000