Марина Бажина
Проект воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста «Братья наши меньшие»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт -Петербурга
Проект воспитательно - образовательной работы
с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Братья наши меньшие»
Подготовила: Бажина М. Ю.
Темочки:
Тема (проект) : «Братья наши меньшие»
Тип проекта : краткосрочный, творческий, фронтальный.
Участники деятельности (проекта) : дети, родители, воспитатели, специалисты детского сада.
Продолжительность темы (проекта) : 4 неделя июля.
Цель: Поддерживать у детей интерес к животному миру.
Задачи:
1. Закрепить имеющиеся представления детей о домашних и диких животных; умение выделять признаки сходства и различия; характерные особенности, характер передвижения, место обитания, питания, способы защиты от врагов.
2. Показать детям связь изменений в неживой природе жизни животных.
3. Способствовать развитию у детей ответственности перед животными, формировать бережное отношение и правила осторожного поведения с ними.
Название итогового мероприятия: Викторина «Дикие и домашние животные»; показ младшим детям спектакля «Теремок»
Дата проведения: ___ (поставить точную дату) ФИО ответственного ___Бажина М. Ю___
Итоговый продукт с детьми : «Театр своими руками» (создание игрушек для театра из бросового материала).
Итоговый продукт с родителями: Газета «Мой любимый питомец» (сбор фотографий силами родителей)
Познавательное развитие Познавательно-
исследовательская Экспериментирование: «Как маскируются животные», «Свет и тень» - изображаем животных, «теневой театр»
Исследование объектов окружающего мира (предметный и природный мир) Исследование кусочков меха, кожи. Сравнение кожи и меха.
Проблемные ситуации «Домашняя кошка попала в лес…»; «У лисенка вырос заячий хвост. У зайчонка вырос лисий хвост…»
Моделирование (замещение, составление моделей, деятельность с использованием моделей) Модели животных (строение тела, шерсть, среда обитания – домашние и дикие животные. Особенности пропитания – кость (хищник, трава (травоядный).
Конструирование
Строительный материал, детали конструктора: «Сторожка лесника», «Коровник», «Свинарник», «Конюшня».
Оригами: дикие животные – лиса, медведь; домашние животные – кошка, корова.
Игровая
Дидактические игры: «Разрезанные картинки», «Как избежать неприятностей», «Ребенок один на улице», «Летает – не летает», «Придумай предложение», «Укрась слово» (Кошка – ласковая, добрая. Нежная, «Только на эту букву»(назвать название дикого или домашнего животного на букву, которую показывает ведущий, «Что изменилось?»
Развивающие настольные игры: «Зоологическое лото», «Собери картинку», «Зоологическое домино», «Кто где живет»
Конструктивные игры конструирование из бумаги «Театр на столе. Конструирование животных для сказок из конуса и бросового материала (коробки, пластиковые бутылки, постройки по пооперационным картам конюшни, молокозавода, свинофермы и т. д.
Речевое развитие Коммуникативная Беседа Домашние животные у жилья человека. Дикие животные (белка, заяц – в лесу, в парке.)
Моделирование речевой ситуации «Что было бы, если бы (кошка лаяла, заяц умел летать)», Чтобы ты сделал, если бы увидел брошенного котенка, щенка…».
Освоение компонентов устной речи: ЗКР (гимнастика веселого язычка) скороговорки: От топота копыт пыль по полю летит.
Бежит лиса по шесточку, лизни лиса песочку.
Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
Составление шуток – чистоговорок. Ты собака, где гуляла? (Я за зайчиком бежала).
Грамматический строй речи: подбирать слова близкие и противоположные по смыслу (прилагательные к названиям диких и домашних животных, согласовывать их в роде и числе. Составлять словосочетание с заданными словами.
Связная речь: составлять рассказ по картинке, по мнемотаблицам и моделям рассказа о диких и домашних животных, загадки о животных.
Восприятие художественной литературы и фольклора
Чтение (слушание) Сказки «Лиса и кувшин» (обр. О Капицы, Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоскина», венгерская сказка «Два жадных медвежонка».
Повести и рассказы: «К. Коровин «Белка», В. Золотов «Белка», «Еж», Н. Носов «Живая шляпа», К. Ушинский «Еж и заяц», Е. Чарушин «Медвежонок».
Обсуждение прочитанного произведения (рассуждение) Н. Носов «Живая шляпа.»
Разучивание – Б. Заходер «Мохнатая Азбука»
Малые фольклорные формы «Как у бабушки козел» (русская народная песня, загадки о животных.
Ситуативный разговор «Героями, каких народных сказок являются дикие (домашние) животные).»
Содержание работы по теме
Образова
тельные
области Виды
детской
деятельности Формы работы с детьми
Физическое развитие Двигательная Утренняя гимнастика «Заинька-зайчишка»
Бодрящая гимнастика «Дрессированные собачки»
Дыхательные упражнения «Ежик», «Серый, зубастый, по полю рыщет телят, ягнят ищет» (волк, «Рыжая плутовка в лесу живет, в деревне кур крадет» (лиса) «Зайчик»
Игровой самомассаж «Медведь просыпается»
Упражнение на профилактику осанки и свода стопы: «Дорожка здоровья»
Логоритмические упражнения «Котенок – шалун», «Поросята- трусишки», «Мышка и кошки» (Алябьева)
Пальчиковая игра: «Собака», «Кошка», «Зайка и ушки», «Зайчик в норке», «Волк и лиса», «Зайка и барабан», «Лошадка», «Зайка и зеркало», «Коза».
Глазная гимнастика и упражнение «Найдите глазами дикое животное (домашнее, хищника, травоядное, проследите глазами за зайцем (кошкой, коровой и т. д.)
Игровая Подвижные игры: Фомина: «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Волк во рву», «Воробьи и кошка», «Ловля обезьян», «Медведь и пчелы», «Охотник, зайцы и собаки», «Ловля оленей», «Хромая лиса», «Волк и овцы», «Зайцы и охотники»
Народные (хороводные) игры: Литвинова: «Лошадки», «Стадо», «Кошка и мышка», «Мышка и две кошки», «Кошка и мышка в лабиринте», «Медведи с цепью», «Зайцы в лесу», «Зайчик».
Трудовая
Самообслуживание Смотреть в зеркало, поправлять что-то в костюме, помогать исправить непорядок во внешнем виде у других детей.
Хозяйственно-бытовой труд вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки. Закреплять умение самостоятельно убирать постель после сна.
Труд в природе. Наводить порядок на участке детского сада, поливать песок в песочнице. Рыхлить почву, пропалывать и окучивать грядки и клумбы.
Художественно-эстетическое развитие Изобразительная
Творческая мастерская
Рисование : рисование сюжетное «Лиса-кумушка и лисонька – голубушка», декоративное рисование на объемной форме «Нарядные лошадки»
Лепка. Лепка из пластилина или соленого теста «Дома-кролик, в лесу –заяц», лепка по мотивам богородской игрушки «Косолапый мишка», лепка из глины по мотивам народных игрушек «Лошадки» (Дымовские игрушки)
Аппликация Коллективная работа из лепестков цветов «Разные животные» с элементами рисования «Зайчишка – трусишка и храбришка»
Художественно-эстетическое развитие Музыкальная 1. Восприятие музыки (слушание) :
«Голодная кошка и сытый кот» муз. В. Салманова
2. Исполнение:
«Марш» муз. Богословского – музыкально-ритмические движения
«Поскачем» муз. Т. Ломовой – музыкально-ритмические движения
«Вологодские кружева» муз. В. Лаптева – хороводный шаг
«Зеленые ботинки» -песня
«Шел козел по лесу» - песня –игра
«Танец утят» ф. н. м. –танец
«Не выпустим» р. н. м. – игра
3. Пальчиковая игра:
«Кот Мурлыка»
Игровая 4. Словесные игры (дидактические, игры-беседы, игра-загадки, викторины и другие) : «Летает-не летает», «Придумай предложение», «Укрась слово» (кошка-ласковая, добрая, нежная, «Только на эту букву» (назвать название дикого или домашнего животного на букву, которую показывает ведущий, «Что изменилось».
5. Театрализованные, режиссерские, игры-фантазирования (по мотивам литературных произведений) «Заяц-хвастун» (обр. Капицы, показ настольного театра детям младшего возраста «Теремок».
Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная Свободное общение «Если бы я жил в деревне», «Как мы можем помочь больным животным», «Как я ухаживаю за своим любимцем» «Расскажи про хищника (травоядное животное)», «Чем похожи и отличаются дикие и домашние животные»
Освоение норм и правил поведения (беседы, рассматривание иллюстраций, проблемные ситуации, другие формы работы)
• не играй с бродячими животными
• не трогай чужую собаку
• после общения с животными – помой руки
• не забирай еду даже у своей собаки.
Проблемная ситуация: «Ты заблудился в лесу. Кого стоит опасаться из диких животных»
Игровая
Игровые ситуации «Волк пришел к собаке в гости»
Сюжетно-ролевые игры «Животноводы», «Ветеринарная лечебница», «Зоопарк», «Доктор Айболит в лесу».
Театрализованные игры «Заяц-хвастун» (обр. Капицы, показ настольного театра детям младшего возраста «Теремок».
Игры на развитие эмоций (этюды) «Расскажи свой страх» «Тень», «Нарисуй страшное животное, доброе животное…»
Коммуникативные игры «Шел козел по лесу», «Сочиняем историю про животное» (жил был волк (собака, лошадь, «дотронуться до… (синего, красного, «Доброе животное» (все вместе одно животное – послушать как дышит, вдох 1 шаг в круг, выдох – шаг назад, «Зеркало» (водящий в середине круга, показывает характерные движения животных, все повторяют).
Игры со строительным, природным и бросовым материалом конструирование из бумаги «Театр на столе, Конструирование животных для сказок из конуса и бросового материала (коробки, пластиковые бутылки)»
Создание условий для самостоятельности Игровая
Настольные и развивающие игры: «Помири ежиков», «Домашние и дикие животные», «Собери в корзинку только грибы (ягоды)», «Узнай по описанию», «Кто лишний», «Чей малыш», «Зоологическое лото», «Зоологическое домино», «Ребенок один на улице», «Как не попасть в неприятности»
Театрализованные игры: театр игрушки «Заяц-хвастун», настольный театр «Теремок»
Сюжетно-ролевые игры: Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Животноводы», «Ветеринарная лечебница», «Зоопарк», «Доктор Айболит», «Конюшня»
Конструктивные игры: Пооперационные карты к постройкам конюшни, молокозавода, свинофермы и т. д., деревянный строительный материал, настольный и напольный конструктор.
Игры на песке: втыкалки в виде различных животных, лейки, грабли, мельница.
Познавательно-исследовательская
Макеты «Двор», «Лес»
Мнемотаблицы по рассказам о диких, домашних животных, хищниках и травоядных животных.
Ребусы, разрезанные картинки, картинки - загадки «Что перепутал художник»
Коллажи «дикое животное», «домашнее животное», «медведь», «волк».
Коллекция меха, ткани.
Создание условий для самостоятельности Коммуникативная
Иллюстрации Васнецова, Чарушина.
Иллюстрации летней тематики
Иллюстрации конюшни, коровника, свинофермы.
Картины из серии «Домашние животные»
Картины из серии «Дикие животные»
Мнемотаблицы описательного рассказа о диких и домашних животных.
Восприятие художественной литературы
Сказки: «Лиса и кувшин» (обр. О. Капицы, Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоскина».
Повести и рассказы:
К. Коровин «Белка»
В. Золотов «Белка», «Еж»
Н. Носов «Живая шляпа»
К. Ушинский «Еж и заяц»
Е. Чарушин «Медвежонок»
К. Поустовский «Кот-ворюга»
Стихи: «Мохнатая азбука» Б. Заходер
Конструирование
Бросовый материал: бутылки, коробки, лепестки цветов (высушенные, природный материал, пластилин, краски, карандаши, цветная бумага.
Изобразительная Дымовские игрушки – лошадки
Пластилин, цветная бумага, картон, клей, ножницы, альбомы, карандаши, акварельные краски.
Создание условий для самостоятельности Двигательная
Скакалки, кольцебросы, обручи, самокаты, мячи.
Музыкальная
Иллюстрации: «Кошка и кот», «Свинки в зеленых ботинка»
Маски кота и мышей
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Нетрадиционные музыкальные инструменты (звучащие палочки, баночки с крупой, фантики и др.)
Трудовая
Лейки для полива клумб, грабли, бумага, клей и скотч для ремонта книг.
Взаимодействие с родителями и социальными партнерами
Педагогическое просвещение
Вовлечение в образовательный процесс
Папки-раскладки
«Не тронь чужую собаку»
«Как вести себя в лесу, в парке с дикими животными»
Сбор фотографий домашних любимцев, детей с домашними любимцами
Возможно участие родителей в жюри викторины.
Викторина для детей старшего дошкольного возраста
«Дикие и домашние животные»
Цель: Закрепить знание детей о диких и домашних животных»
Задачи:
1. Расширять активный словарь по теме «Домашние и дикие животные»; Закреплять обобщающие понятия;
2. Способствовать развитию логического мышления, памяти.
3. Вызывать интерес к диким и домашним животным.
Материал:
Эмблемы для команд «Котята» и «Зайчата», картинки с изображением домашних животных для фланелефона, фланелефон, 2 набора картинок диких и домашних животных, изображение леса и дома, конверты с разрезанными картинками животных, 4-6 иллюстраций с изображением животных, модели – трава и кость, картинки травоядных животных и хищников, фишки для награждения, призы, подарки.
Ход викторины:
Воспитатель : Сегодня мы проведем игру-викторину «В мире животных». Участвовать будут две команды. Первая команда – «Котята», вторая команда – «Зайчата». Начнем с приветствия команд.
Команда «Котята» :
Домашними любимцами
Зовемся мы не зря.
Пушистые котята –
Лучшие друзья.
Любим песенки мурлыкать,
Любим молоко лакать.
О домашних животных
Можем много рассказать.
Команда «Зайчата» :
Мы зайчата, лесные зверята,
Лесом и полем ловко петляем,
О жизни лесной очень многое знаем.
Воспитатель :. Тема нашей игры «Домашние и дикие животные». Проведем разминку.
Игра «Закончи предложение». Детям предлагается закончить предложение.
Заяц зимой белый, а летом… (серый)
Заяц дикий, а кошка… (домашняя)
Заяц пушистый, а ёж… (колючий)
У зайца хвост короткий, а уши… (длинные)
У зайца передние лапы короткие, а задние… (длинные)
Ёж спит днем, а охотится (ночью)
У белки хвост длинный, а у зайца… (короткий)
Белка зимой серая, а летом… (рыжая)
Лиса двигается быстро, а черепаха… (медленно)
Белка живет в дупле, а лиса… (в норе)
Мы с вами размялись, теперь приступим к самой викторине. За каждый правильный ответ, команда получает фишку. Какая команда наберет больше фишек, та и выигрывает. А победителям – приз!
1 задание.
«Кто где живет?». Инструкция: детям предлагается на 2-х столах картинки диких и домашних животных, картинки леса и дома, задание - расселить животных, кто - где живет. Выигрывает команда, которая справилась быстрее и выполнила задание без ошибок.
2 задание.
Блиц-опрос. Вопросы задаются поочередно, каждой команде, если команда не отвечает, или отвечает не верно, вопрос переходит соперникам. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.
Рабочее место Кота Ученого
• Кабинет А. Пушкина
• Избушка бабы-яги
• Дуб зеленый
Какого цвета мисочка была у Мишутки в сказке Льва Толстого «Три медведя»?
• Красненькая
• Зелененькая
• Синенькая
Самый главный специалист в области бутербродоведенияЧеширский Кот
• Кот Матроскин
• Кот в сапогах
Медведь пришёл в Теремок последним и раздавил его. А кто пришёл перед ним?
• Лисичка-сестричка
• Волк - зубами щелк
• Лось - рога сбрось
Какой кот притворялся слепым и постоянно носил черные очки?
• Кот в сапогах
• Кот Базилио
• Котенкок Гав
Что нашли в лесу два жадных медвежонка из Венгерской народной сказки?
• Бочонок мёда
• Головку сыра
• Банку малинового варенья
У кого щенок из сказки В. Сутеева не спрашивал: «Кто сказал «Мяу!»?
• Лягушка
• Крот
• Петух
Каким способом передвигался кот в известном стихотворении К. Чуковского "Тараканище"?
• Коленками назад
• На метле
• Задом наперед
Физкультминутка.
Поросята-трусишки
Мама-свинка волновалась:
—Хрю-хрю-хрю-хрю, хрю-хрю-хрю. Дети ритмично кивают головой.
Где же детки-поросята? Ритмично похлопывают по ногам.
Ну-ка в луже посмотрю. Ритмично шагают на месте.
Вдруг услышала детишек:
—И-и-и-и, и-и-и.
К маме детки прибежали — Вместе в луже все ныряли.
3 задание
Воспитатель : задание викторины заключается в том, чтобы собрать картинку с изображением животного. Чья команда быстро и правильно соберет изображение животного - победили в этом конкурсе.
Дети собирают разрезные картинки с изображением животных.
4 задание
Представитель одной команды дает описательный рассказ - загадку о животном по иллюстрации, которую дети команды не видят, команда отгадывает, о каком животном идет речь. Например, кошка. Это домашнее животное, потому что живет рядом с человеком. Ее приятно гладить, так как она пушистая, любит лакать молоко, ловит мышей, хорошо видит в темноте. Она мяукает, очень часто умывается. Лиса. Это дикое животное, живет в лесу. У нее рыжая шубка, пушистый хвост. Она очень хитрая, охотится за мышами, зайцами, крадет в деревне кур. Волк. Это дикое животное, живет в лесу. Он зубастый, злой, голодный. Его называют санитаром леса, потому что охотится за больными животными. Каждая команда отгадывает 2 животных.
5 задание
Воспитатель читает стихотворение, а детям необходимо запомнить и сосчитать всех животных, которые есть в стихотворении.
Целый день паслись у сосен
Две подружки - МЕ и МУ.
МЯУ грел бочок на солнце,
БЕ весь день мешал ему.
КРЯ купался рядом в речке,
Кукареку песни пел,
ГАВ валялся на крылечке,
ХРЮ под кустиком сопел.
А теперь, дружок, напомни,
Назови по именам
Всех, кто в этот жаркий полдень
На глаза попался нам. (Т. Литвинова.)
На ответы детей на экране или фланелефоне появляются животные из загадки.
- Какие животные появились на экране? Как сказать, одним словом.
6 задание
Хищники и травоядные
Воспитатель : Ребята, вы же помните, что в мире животных есть хищники, а есть травоядные животные. Что едят хищники (травоядные? На столах для каждой команды разложены картинки с травоядными животными и хищниками. Надо разложить картинки. Рядом с моделью травы - положить травоядных животных, рядом с костью - хищники.
Воспитатель подводит итоги, определяет победителей. Дети получают небольшие сувениры (календари, открытки, наклейки или книги про домашних или диких животных.)
-