Бирюкова Юлия
Проект «Безопасный дом»
На пороге третьего тысячелетия увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях актуализируют необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Тип проекта : исследовательско-практический, групповой, долгосрочный.
Публикация «Проект „Безопасный дом“» размещена в разделах
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность: старший дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций в доме. Это подтверждается данными медицинской статистики о наибольшем проценте бытового травматизма в данный возрастной период.
Почему же так важно в современной жизни сформировать у ребенка навыки безопасного поведения? Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относятся к глобальным проблемам человечества.
В современном мире, зачастую, родители вынуждены оставлять ребенка одного дома. Есть ли у родителей уверенность в том, что он правильно поведет себя в критической ситуации? Дети непосредственны, доверчивы, нерешительны и теряются в тревожных ситуациях.
Основное противоречие состоит в том, что необходимо научить ребенка действовать в возможных опасных ситуациях и при этом не запугать малыша.
Данный проект «Безопасный дом» представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения дома.
Цель проекта.
Формирование у детей осознанного выполнения правил безопасного поведения дома, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях.
Задачи проекта :
1. Формировать навыки безопасного поведения у детей дома, через практическую деятельность (познакомить с источниками опасности, при использовании электроприборов, колющих и режущих предметов; опасности возникновения пожара и правилами обращения с огнем и поведения при пожаре);
2. Познакомить с практическими действиями при возникновении разных несчастных случаев.
3. Формирование умения адекватно вести себя в различных ситуациях;
4. Развитие наблюдательности, умении анализировать, объяснять, рассуждать;
5. Развитие умения составлять небольшие рассказы по теме проекта;
6. Воспитывать чувство осторожности, самосохранения и взаимопомощи;
Ожидаемый результат по проекту :
- расширение знаний детей по теме правила безопасного поведения дома, в обращении с опасными предметами, адекватное поведение в разных ситуациях.
- развитие познавательного интереса, обогащать словарный запас слов.
- научатся практическим действиям при возникновении несчастного случая, при проигрывании различных ситуаций, соучастия, взаимопомощи друг другу.
Предполагаемые результаты:
- повышение уровня знаний о правилах безопасного поведения дома у дошкольников,
- сотрудничество родителей с детским садом по основам безопасности жизнедеятельности детей,
- проявление инициативы, познавательной активности детей,
- воспитание чувства соучастия, взаимопомощи друг другу, освоение норм поведения в различных ситуациях
1 этап – подготовительный.
- Подбор литературы по данной теме
- Проведение диагностики детей
- Анкетирование родителей
- Составление перспективного плана
- Информирование родителей о работе с детьми по формированию навыков безопасного поведения в быту.
2 этап – основной.
Реализация проекта через разные образовательные области.
Образовательная область «Физическое развитие»
- Подвижные игры «Быстро возьми, быстро положи!» (с усложнением – учить детей различать опасные и безопасные предметы быта, «Найди свой дом», «Огонь-друг и враг», «Птенчики в беде»
- Игры-эстафеты «Пожарные», «Спасатели»
- Игровые упражнения «Кто быстрее скатает пожарные рукава?», «Пожарный тоннель», «Помощники», «Все по порядку»
- Спортивный досуг «Юный пожарный»
- Пальчиковая гимнастика «Моем руки чисто-чисто»
- Игра-эстафета «Тушим пожар»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Рисование «Не играй с огнем!», «Ремонт дороги»», «Дорожные знаки»
- Пластилинография «Опасный предмет»
- Слушание: песня «01» (муз. и сл. П. Быкова, «Песня пожарных» из м/ф «Иван Царевич и Серый Волк», музыкальное произведение «Пожар» к сказке С. Маршака «Кошкин дом» (муз. В. Золотарева)
- Выставка рисунков «Огнь – друг, огонь – враг»
- Выставка книг в книжном уголке по данной тематике.
- Рассматривание иллюстрации О. Васнецова «Кошкин дом»
- Аппликация «Пожарная машина»
- Рисование «ПДД в стихах»
Образовательная область «Речевое развитие»
- Анализ ситуаций: «Шаг за шагом», «Один дома», «Что случилось с Машей?», «Откуда берутся опасности?»
- Чтение: отрывки их стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа – милиционер», С. Черный «Когда никого нет дома», С Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», сказка С. Козлова «Доверчивый ёжик», Б. Житков «Пожар»
- Разгадывание загадок о предметах быта
- Образовательная ситуация «Как полезные предметы опасными стали»
- Составление рассказов «Почему предметы становятся опасными?», «Что будет, если?»
- Беседы-рассуждения «Если чужой приходит в дом», «Не включай плиту», «Будь осторожен с открытым огнем», «Опасные предметы дома»
- Дидактические игры «Загадки-отгадки», «1-2-3-опасность назови», «Где хранить предметы?», «Доскажи словечко», «Электроприборы», «Если возник пожар»
- Драматизация «Спичка-невеличка»
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Дидактические игры «Четвертый лишний», «Так и не так», «Дорисуй и раскрась», «Огонь-друг, огонь-враг», «Кому что?», «Выбери опасные предметы», «Узнай на вкус»
- Практические упражнения «Шаг за шагом», «Чтобы не было беды», «Важный звонок», «Первые действия при пожаре», «Чтобы не было беды», «Дружно и организованно»
- Беседы «Один дома», «За закрытой дверью», «История пожарной службы в России», «Порядок и безопасность», «Ток бежит по проводам», «какой бывает огонь», «Лекарство не игрушка», «Незнакомые предметы»
- Наблюдение «Побуждение и поступки»
- Экскурсии в пожарную часть, в дежурную часть полиции.
- Викторины «Береги свой дом от пожара», «В мире электроприборов»
- Компьютерная презентация «Служба спасения»
- НОД «Мир опасных предметов»
- Развлечение «Путешествие в страну Здоровья»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Сюжетно-ролевые игры: «МЧС» : сюжет «Мишка попал в беду»; «Семья» : сюжет «Кто пришел?», «Один дома»; «Магазин электроприборов»
- Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят»
- Игровая ситуация: «У меня зазвонил телефон», «Что мы будем делать, когда останемся дома одни без родителей, а в дверь позвонили», «Не играй со спичками, это опасно»
- Игры-тренинги «Учимся набирать 01, 02, 03», «Разговор по телефону с незнакомыми людьми», «Вам позвонили в дверь»
- НОД «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома», «Пожароопасные предметы», «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности», «Безопасность в нашем доме»
- Беседы «Где можно играть?», «О правилах дорожного движения», «Прави ла дорожного движения выполняй без возражения», «Мой друг светофор»
Работа с родителями (законными представителями) :
Беседа с подгруппой родителей (законных представителей) : «Детям – безопасную дорогу!»
Вечер вопросов- ответов: «Профилактика детского травматизма»
Анкетирование: «Взрослые и дети на улицах города»».
• Много ли знаков дорожного движения знает Ваш ребенок?
• Знает ли ребенок сигналы светофора?
• Хорошо ли знает ребенок безопасный маршрут домой и в детский сад? и пр.
• Фото – выставка: «Если дома я один» (коллаж).
• Мини – лекция с подгруппой родителей: «Улица не место для игр».
• Выступление работника ГИБДД.
• Акция: «Безопасное поведение дошкольников».
3 этап – заключительный.
Игра – путешествие по стране «Безопасный дом»
Цели: закрепить представления детей об источниках опасности в доме; способствовать овладению правилами безопасности жизни и воспитание осознанного применения этих знаний, умений и навыков в жизни.
Оборудование: маршрутный лист, названия станций, презентация, альбомные листы, карандаши, атрибуты к инсценировке.
Ход мероприятия.
Воспитатель. Добрый день! Сегодня мы с вами снова отправимся в путешествие. А в какую страну, я думаю, вы догадаетесь, когда я прочитаю стихотворение.
Вилки, ножницы остры, трогать их опасно,
И ножи для детворы – не игрушки, ясно?
Шило – острый инструмент не берите тоже,
Уколоть в один момент шило больно может!
Вот пила. Ох, остра! Запрещается игра!
Спицы и иголки не хватайте с полки!
Острыми предметами играть я не советую!
В. Догадались? (Ответы детей) Молодцы! Вы правильно ответили, что это страна «Безопасность». И мы отправимся по маршруту «Безопасный дом». У нас будет несколько остановок. А путешествовать мы будем по маршрутному листу.
1 остановка – «Служба 01»
В. Ребята, а вы знаете правила пожарной безопасности? Знаете как вести себя, чтобы не было пожара, чтобы не было беды?
1 реб. Нельзя палец или гвоздик
Вдруг в розетку нам совать.
Электричество опасно –
Это должен каждый знать!
2 реб. Деревянные сестрички
В коробке – это спички.
Вы запомните, друзья,
Спички детям брать нельзя.
3 реб. Если близко телефон
И тебе доступен он,
Нужно «01» набрать
И быстрей пожарных звать!
4 реб. Если ты включил утюг,
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь,
Все ли выключил, проверь!
5 реб. Быть нельзя с огнем вблизи,
Там, где краски, газ, бензин.
Ведь о них нам не напрасно
Говорят: «Огнеопасно»!
6 реб. Пусть помнит каждый гражданин:
Пожарный номер – «01»
А чтоб не случилась в твоем доме беда,
Советы взрослых слушай всегда!
В. Молодцы, ребята! Все правила рассказали. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Это я, это я, это все мои друзья». Я буду задавать вопросы, а вы отвечать хором эти слова. но только будьте внимательны.
- Кто из вас, заметив дым,
Закричит: «Пожар! Горим!»
- Кто из вас шалит с огнем
Утром, вечером и днем?
- Кто, учуяв запах гари,
Сообщает о пожаре?
- Кто играет утюгом,
Не боясь спалить весь дом?
- Кто костров не разжигает
И другим не разрешает?
В. Молодцы! Вы были внимательны. А сейчас отправимся на следующую станцию.
2 остановка – «Опасные предметы»
В. Беда может случиться и по другой причине. Существует много опасных предметов. Важно уметь правильно пользоваться опасными предметами, чтобы они стали друзьями, а не врагами. Давайте отгадаем загадки и узнаем, что же это за опасные предметы.
- Два кольца, два конца, а посередине гвоздик.
- Если острием упрется – сразу дырочка найдется.
- Есть у моего Антошки только шляпка до железная ножка.
- Не хочу я молчать, дайте вволю постучать.
И стучит день-деньской он железной головой.
- Я сижу в своем домишке, не серди меня, мальчишка,
Обращайся осторожно-мной порезаться ведь можно.
- Конь стальной, хвост льняной, подружись-ка ты со мной.
- В брюхе жарко у меня, а в носу моем дыра.
Когда все во мне кипит, из нее пар валит.
Я подмышкой посижу и что делать укажу:
Или уложу в кровать, или разрешу гулять.
В. Все верно. Молодцы!
Дом в порядке содержи;
И лекарства, и иголки,
И «Доместос», и ножи
Ты на место положи.
В. Ребята, а давайте мы познакомим детей младших групп с этими правилами. Для этого нарисуем запрещающие знаки и передадим их в группы, чтобы дети тоже выучили, что трогать без взрослых нельзя. (Дети рисуют знаки) Молодцы, ребята! Замечательные знаки у вас получились, после нашего путешествия мы с вами передадим их детям младших групп.
Ну что же, отправляемся на последнюю станцию.
3 остановка – «Опасный незнакомец»
В. В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Их называют преступниками. Они могут ограбить квартиру, похитить и даже убить человека. Сейчас мы посмотрим, умеете ли вы вести себя с незнакомыми людьми.
Воспитатель вызывает к себе 2 детей. За ширмой переодетые взрослые – милиционер, врач, добрая старушка, но не настоящие, а «поддельные» : все с пистолетами, мешками и т. д. ширма – это дверь квартиры, верхняя ее часть – глазок, в который видны только головы. Они обращаются к ребенку, убеждая пустить их в дом.
В. Ты один дома, звонят в дверь. Что ты будешь делать? Сразу откроешь или посмотришь в глазок? (Дети показывают)
7 реб. Не пускайте дядю в дом,
Если дядя не знаком.
И не открывайте тете,
Если мама на работе.
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче дверь.
В. Правильно. А еще:
Если телефон звонит,
Кто-то в трубку говорит:
Как тебя зовут, малыш?
Дома с кем сейчас сидишь?
И куда же я попал?
Номер я какой набрал?
Ничего не отвечай,
Срочно маму подзывай!
Если взрослых дома нет,
Не веди ни с кем бесед.
До свидания – окажи!
Быстро трубку положи!
В. Давайте с вами вспомним сказки, где с героями случились неприятности из-за того, что они открыли дверь незнакомцам или ушли из дома без разрешения родителей. Итак, мы с вами увидели, что вы все знаете правила безопасности. Но запомните: их надо не только хорошо знать, но и обязательно соблюдать! И никогда с вами ничего не случится, если вы будете слушать взрослых. А наше путешествие подошло к концу.
На земле жизнь светла и прекрасна,
Все мы дети природы родной.
Но немало явлений опасных
Угрожают нам с вами бедой.
Пред бедой не теряйся, будь смелым,
Подави страх невольный в душе.
Чтобы грамотно браться за дело,
Юный друг, изучай ОБЖ!
Литература.
1. Гарнышева Т. П. ОЮЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. – СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
2. Интернет – ресурсы
3. Как обеспечить безопасность дошкольника : Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада/К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др. – М. : Просвещение, 2000
4. ОБЖ. Средняя и старшая группы. Разработки занятий/Сост. М. А. Фисенко – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006
5. ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий/Сост. М. А. Фисенко – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006
6. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2015
7. Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в старшей группе. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
8. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе/ Л. Л. Тимофеева, Е. Е. Корнеичева, Н. И. Грачева и др. ; под общей редакцией Л. Л. Тимофеевой – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
9. Шорыгина Т. А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2007