Светлана Петрухина
Проект по патриотическому воспитанию «Без прошлого нет будущего»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живём в эпоху модернизации, инновации, нововведений и изменений, как политических и экономических, так и социокультурных. Наши дети, дети современного времени очень отличаются от времени их родителей и тем более от времени их бабушек и дедушек. Мы видим, как происходит социальное расслоение общества: ценностную переориентацию среди молодёжи и подростков, их отношения к Родине, у многих из них искажаются их нравственные ценности, где мы видим порой, проявления грубости и неуважения к старшему поколению. И, конечно же, это огромная проблема, которую нужно решать безотлагательно. Поэтому, в новых условиях жизни необходимо менять принципы воспитания и образования современных детей.
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „Без прошлого нет будущего“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Современные же дети очень далеки от советской истории, они живут в эпоху других ценностей и идеалов. Поэтому наших детей необходимо знакомить с советской историей, с патриотизмом и героизмом советских людей, так как это основа для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенной в программах обучения и воспитания в детском саду, является патриотическое воспитание детей, воспитание в подрастающем поколении любви к родному краю, к своей родине, труду, к культуре родного народа.
Формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон воспитательного процесса, различных средств и методов (наблюдение, чтение художественных произведений, слушание музыки, рассматривание картин, иллюстраций к книгам, беседы, встречи с интересными людьми, целевые прогулки, через все виды детской деятельности (образовательную, проектную, трудовую, игровую).
Задача воспитателя так организовать свою работу, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность, привлечь и заинтересовать родителей.
Мы знаем, что формирование патриотических чувств, проходит эффективнее, если есть тесная связь детского сада с семьёй. Задача дошкольного учреждения и педагогов донести до родителей, что семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственную насыщенность отношений. Семья – первый коллектив ребёнка, часто родители забывают, что ребёнок должен чувствовать себя равноправным членом этого коллектива. Давая ребёнку посильную работу в труде, в подготовке к совместному празднику и отдыху, разделяя заботы взрослого, стремясь сделать что-то для других, родители помогают малышу начать ощущать себя членом семьи. Тем самым мы постоянно пополняем опыт участия детей в общих делах, ежедневно упражняем их в совершении нравственных поступков.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный, и в тоже время, интересный педагогический процесс. И для того чтобы увлечь этой деятельностью всех детей и родителей, совместно с ними был разработан проект «Без прошлого нет будущего», включающий в себя 3 направления:
- героизм россиян, погибших при исполнении своего гражданского и воинского долга (проект «Голубь мира»);
- ценность рода, семьи, опыта старшего поколения (проект «Все вместе»);
- любовь к малой родине (проект «Наследники Усть-Илимска»).
Проект «Голубь мира»
В-о-й-н-а, всего пять букв. Каждая буква, произнесенная отдельно, таит в себе много интересного, загадочного, так как является частью многих слов. Например: воздух, любовь, родина. Но как только мы соединяем их, и произносим ВОЙНА, в сердце каждого человека зарождается тревога, боль, страх.
А что мы знаем о войне?
Пока существуют такие вопросы, на них всегда будут находиться ответы, а источником ответов для детей, особенно дошкольного возраста, являемся мы – взрослые.
Голубь мира – любовь, чистота, надежда. В военное время голуби исправно несли службу в качестве связистов. Для гарнизона осажденной крепости голубь нередко оставался последней надеждой для спасения и единственным средством передать мольбу о помощи.
После второй мировой войны художник П. Пикассо увековечил древний символ мира в своем творчестве: его белый «Голубь мира» с оливковой ветвью в клюве сделался общепризнанной эмблемой мира во всем мире.
Цель проекта «Голубь мира»: систематизировать знания дошкольников о героях ВОВ и героях России, погибших при исполнении своего гражданского и воинского долга.
Задачи:
- создать условия для встречи поколений;
- знакомить детей с различными родами войск, специальной техникой и вооружением;
- углублять и расширять знания о героях родного края и памятных местах связанных с увековечиванием их героических подвигов;
- формировать у дошкольников чувство верности, гордости и ответственности за свою Родину, за тех, кто рядом;
- способствовать расширению кругозора у детей в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого;
- активизировать знания детей средствами музейной педагогики;
Участники проекта: педагоги, дети, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный
1. Подбор наглядного и дидактического материала (иллюстраций, картин, фотографий).
2. Подбор методической и художественной литературы для чтения детям и заучивания наизусть.
3. Экскурсии с детьми к Обелиску Славы, к памятному знаку «Три звезды».
Планирование и организация деятельности
1. Разработать и провести НОД по темам:
- «Богатыри земли Русской», «Наша армия - защитница Отечества», «Русские традиции», «Герои нашей Родины», «Мир – это главное слово на свете».
2. Подбор пословиц и поговорок о солдатах, защитниках Родины.
3. Заучивание стихотворений о героях ВОВ и России.
4. Изготовление дидактических игр:
- «Раньше и теперь», «Защитники Отечества», «Собери из частей военную технику», «Дорисуй», «Кому, что нужно», «Вооружи солдата» и др. ;
5. Рассматривание картин:
- «Богатыри земли Русской», «Наши защитники», «Герои нашей Родины», «Детям о Великой Отечественной войне», «Города – герои».
6. Выставка детских рисунков «Как это было».
7. Прослушивание и пение песен военных лет и о современной армии.
8. Художественное творчество: (рисование, лепка) «Военная техника», изготовление открыток с праздником 9 мая, ручной труд «Голубь мира» (оригами).
9. Встречи с ветеранами ВОВ и воинами-интернационалистами.
10. Фотовыставка «Мир глазами детей».
11. Консультация для родителей «Как рассказать ребенку о войне?»
Презентация
1. Театрализованное представление «Инсценирование песен военных лет».
2. Участие в общегородской акции «Голубь мира» (запускание в небо разноцветных шариков, внутри которых пожелания мира и добра Вселенной)
3. Акция «Трудовой десант» уборка и облагораживание территории, прилегающей к Обелиску Славы.
Проект «Все вместе»
За последнее время впоследствии продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения, а именно, в направлении патриотического воспитания. Поэтому, значительная роль в воспитании патриотизма легла на дошкольные и учебные образовательные учреждения, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни. В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.
Как показывает история, все наши знаменитые соотечественники, внесшие вклад в развитие России, не только почитали имена своих предков до седьмого колена, но и знали, кем они были, чем жили. Каждое новое поколение было способно принять, впитать и приумножить.
Отсутствие тесного контакта детей со старшим поколением семьи эмоционально обедняет родственные связи, приводит к утрате семейных традиций. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств формирования культа семьи, ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания. К сожалению, в последнее время родители отдают предпочтение профессиональным сиделкам и няням, доверяя им воспитание детей, а не родным бабушкам и дедушкам. В результате разрыв между поколениями увеличивается.
При хороших отношениях в семье между бабушками и внуками устанавливаются эмоциональная связь и психологическая совместимость, которые проявляются в полном понимании друг друга и взаимных интересах представителей разных поколений.
Цель проекта «Все вместе»: обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели были сформулированы задачи:
1. Привлечение всех членов семьи к активному участию в жизни ДОУ.
2. Обеспечение преемственности методов и приемов воспитания в семье и ДОУ, сохранение и укрепление связи разных поколений.
3. Распространение передового опыта семейного воспитания, старинных традиций.
4. Воспитание уважения к старшему поколению.
Участниками проекта стали дети дошкольного возраста, бабушки, дедушки и родители воспитанников, старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, творческие группы педагогов, инструктор по физическому воспитанию.
Вид проекта: творческий, комплексный, долгосрочный, межсемейный, межгрупповой.
Прогнозируемые результаты:
У дошкольников сформируется осознанное восприятие старшего поколения как источника мудрости, опыта, что будет содействовать укреплению внутрисемейных отношений и установлению более прочной связи трех поколений.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный
1. Проведено анкетирование родителей, в ходе которого изучены особенности семей воспитанников, характер взаимоотношений со старшим поколением, определена степень участия бабушек и дедушек в воспитании детей. Анализ анкетирования родителей показал, какую роль родители отводят бабушкам в жизни своего ребенка, воспитывают ли в детях уважение к пожилым людям.
2. На основе анкетирования и запросов родителей был составлен перспективно-тематический план работы.
Планирование и организация деятельности
В качестве основных форм работы в рамках проекта были выбраны:
- беседы;
- дискуссии;
- диспут;
- семинары-практикумы;
- мастер-классы;
- круглый стол;
- посиделки при свечах;
- обмен опытом;
- просмотр видеозаписей;
- участие в представлениях, спектаклях, праздниках, концертах, викторинах, экскурсиях;
- организация выставок, конкурсов.
Практическая часть. В ходе создания проекта участники делились опытом воспитания и развития детей, старшее поколение стремилось передать свои традиции.
В свою очередь, педагоги и специалисты ДОУ оказывали методическую и практическую помощь родителям и бабушкам, организуя мастер-классы «Наши руки не знают скуки» и семинары-практикумы «Театр своими руками», проводили различные консультации. Полноправными участниками проекта были и сами воспитанники ДОУ, которые вместе с родителями и бабушками готовили номера для выступлений на праздниках, изготавливали поделки для совместных выставок.
В процессе работы над проектом были выпущены:
- папки-передвижки по темам: «Спи малыш, спокойной ночи», «Потешки и уговорушки на все случаи в жизни»;
- буклеты: «Учитесь быть здоровыми», «Кулинарные рецепты наших бабушек», «Рецепты здоровья от бабушек»;
- памятки: «Семейная физкультура», «Будь здоров, малыш!».
Организованы:
- выставки: «Осенний вернисаж» (поделки из овощей, «Наши руки не знают скуки» (совместное творчество бабушек и внуков, «Украсим валенки», «Волшебная ниточка» (вышивка, «За здоровьем всей семьей» (фотовыставка, «Дары природы»;
- конкурсы: «Кукла из бабушкиного сундука», «А ну-ка, бабушки!»
Презентация
Завершающим этапом стал праздник «Нам хорошо, когда мы вместе».
В итоге проделанной работы были отмечены положительные результаты. Члены семей воспитанников, особенно бабушки, стали активнее участвовать в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Участие в совместных мероприятиях (колядках, расписывании яиц на Пасху, изготовлении различных кукол) способствовало возрождению народных традиций.
Благодаря мероприятиям, организуемым в рамках проекта, удалось создать условия для эмоционального, духовного, творческого общения ребенка с близкими ему людьми, возродить традицию совместного труда всех членов семьи.
Проект «Наследники Усть-Илимска»
В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике.
Многие события, факты не осознаются детьми в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но, пропуская их через свое детское мышление, восприятие, дошкольники получают ценные ориентиры на гражданственность, патриотизм, трудолюбие, здоровый ритм жизни. Малыши усваивают, что Родина только тогда станет краше, богаче, сильной и независимой, когда все, в том числе и они, приложат усилия к становлению ее могущества и непоколебимости. Ребята понимают, что им необходимо многому учиться, чтобы внести свой вклад в развитие города, в котором они живут, будут учиться и работать. Начиная знакомство с малой Родины, дошкольники постепенно усваивают свою принадлежность к большой Родине – России. Быть гражданином РФ, значит, быть сыном великого государства, высоко нести его знамя и быть в ответе за его стабильность и благополучие.
Цель проекта «Наследники Усть-Илимска»: социально-педагогическая поддержка формирования и становления высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.
Задачи:
1. Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.
2. Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.
3. Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.
4. Формировать заботливое отношение к природе, ее ресурсам, умение экономно их расходовать.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования (работники краеведческого музея, картинной галереи, библиотекари)
Вид проекта: творческий, комплексный, долгосрочный, межсемейный, межгрупповой
Этапы работы над проектом:
Подготовительный
1. Создание в условиях детского сада предметно-развивающую среду по патриотическому воспитанию.
2. Взаимодействие с социокультурными учреждениями города: организация и проведение экскурсий в краеведческий музей, городскую картинную галерею, школу искусств №1, библиотеку «Родничок».
Планирование и организация деятельности
1. Разработать модели НОД по темам: «Юные Усть-Илимцы!», «Мой город, моя судьба», «Путешествие по городу», «Усть-Илимск наш уютный дом», «Нет ничего краше города нашего».
2. Оснащение предметно-развивающей среды:
- изготовить творческие развивающие игры: «Собери вид родного города», «Пройди по городу», «Район, в котором ты живешь» и др.
-изготовить макеты районов, улиц, домов, достопримечательностей города Усть-Илимска;
- организовать сюжетно-ролевые игры «Мы строим город», «Путешествие по городу»:
3. Организовать фотовыставку «Город-сказка, город-мечта», «Усть-Илимск на далекой таежной реке…»
4. Выставка творческих работ «Юбилейный «Теремок», «Мечта моего детства», «Мой любимый город Усть-Илимск».
5. Участие в муниципальном конкурсе детского рисунка «Усть-Илимск продолжается….», акции «Чистый город – наш общий дом».
6. Проведение праздников и развлечений: «Мой любимый «Теремок» «Люби и знай родной свой край».
7. Проведение викторины с детьми и родителями «Знаешь ли ты свой город?».
8. Работа с родителями:
- привлечение родителей к подбору познавательного материала для экспозиции патриотического уголка;
- подбор и оформление консультаций для родителей: «Ознакомление дошкольников с родным городом», «Достопримечательности нашего города», «Роль родителей в воспитании любви к родному городу»;
- создание фильма «Мой Усть-Илимск» (фильм прилагается).
9. Участие в детско-родительском конкурсе стихотворений, слоганов, девизов на тему «Чистый город наш общий дом».
Презентация
1. Участие родителей и детей в праздничном шествии, посвященном Дню города, в рамках празднования Дня России.
2. Постановка театрализованного представления «Мы дети твои, Россия» (вступление детей подготовительных групп в лигу «Патриот России»)
3. Победители городского конкурса «Чистый город наш общий дом» в номинации «Лучший слоган, девиз, лозунг».
4. Защита проекта «Наследники Усть-Илимска» на городской научно-практической конференции «Место и роль образования в социокультурном развитии города: история и перспективы», посвященной 40-летию города Усть-Илимска.
Таким образом, в процессе грамотно организованной педагогами дошкольного учреждения детской проектной деятельности, связанной с историей нашей страны, у дошкольников прочно сформировались патриотические чувства и определённые нормы морали, основанные на уважении к людям старшего поколения, любви к своей малой Родине и к Отечеству в целом.