Наталья Юхименко
Проект «Без хлеба куска-так везде тоска»
▼ Скачать + Заказать документы
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Участники проекта :
- дети 5 – 6 лет старшей группы;
- воспитатели;
- родители (законные представители);
Публикация «Проект „Без хлеба куска-так везде тоска“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Вид проекта : познавательно-исследовательский, групповой, творческий.
По содержанию: интегративный
По продолжительности: краткосрочный
Срок реализации: с 06.10.2014 по 17.10.2014 гг.
Этапы проекта :
Подготовительный
1. Беседа о сборе урожая хлеба;
2. Рассматривание иллюстраций;
3. Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме;
4. Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;
5. Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.
Основной этап подразумевает непосредственно реализацию тематического блока.
1. Загадка про хлеб
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)
2. Беседа с детьми «Откуда пришёл хлеб».
Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Правда,
хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний.
Первый хлеб представлял собой подобие запечёной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой.
В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.
На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.
Привычка и любовь к черному кислому хлебу у русского народа была настолько сильна, что даже имела серьезные исторические последствия. Как утверждает авторитет в области истории поваренного искусства Вильям Похлебкин, один из важнейших в истории Европы расколов – разделение церквей на западную и восточную, католичество и православие – произошел в значительной степени из-за хлеба. В середине 11 века, как известно, в христианской церкви разгорелся спор о евхаристии, то есть о том, следует ли употреблять квасной (кислый) хлеб, как это делалось в Византии и на Руси, или пресный - согласно практике католической церкви. Византия, стоявшая во главе восточной церкви, вынуждена была выступить против запрета папы Льва 9-го употреблять кислый хлеб, так как не сделай она этого, то лишилась бы союза и поддержки Руси. В России же, как мы уже говорили, кислый хлеб воспринимался как символ национальной самобытности, и отказ от него для русских был невозможен.
Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники.
В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам
3. Знакомство детей с профессиями хлебороба, тракториста, комбайнёра, пекаря.
4. Заучивание физкультминутки «В землю зернышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
5. Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).
6. Выставка художественной литературы о хлебе.
7. Знакомство с художественной литературой (А. Логунов «Богатырский хлеб», Ю. Ванаг «Своими руками», «Хлеборобы», «Пшеница полегла», В. Крупин «Нынешний хлеб», Б. Алмазов «Батон и бублик»).
8. Заучивание стихотворения о хлебе Е. Смелякова «Хлебное зерно».
9. Заучивание дошкольниками считалок, пословиц, чистоговорок о хлебе.
Пословицы о хлебе.
-Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.
-У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.
-Всяк на себя хлеб добывает.
-Хлеб – батюшка, вода – матушка.
-Хлеб хлебу брат.
-Худ обед, когда хлеба нет.
-Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
-Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
-Человек хлебом живет, а не промыслом.
-Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
-Плевать на обед коли хлеба нет.
-Хлеб – дар божий, отец, кормилец.
-Хлеб да соль, и обед пошел.
-Без хлеба, без соли никто не обедает.
-Не в пору и обед, коли хлеба нет.
-Хлеб черствый – обед честный.
-Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
Считалки о хлебе.
"Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки".
"Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль,пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?"
Чистоговорки о хлебе.
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.
Заключительный
1. Выпечка из соленого теста.
2. Посещение мини-музея «Хлеб всему голова».
Пояснительная записка
Хлебушко, хлебушек – так ласково называли наши предки главный продукт на столе – хлеб. Доставался он тяжело, пекли его с любовью, берегли и относились с уважением. И в современное время хлеб по-прежнему является необходимым продуктом питания.
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.
Актуальность проекта
Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами подготовительной к школе группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба : от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. А также итогом нашего проекта, будет хлеб, сделанный руками ребят.
Цель проекта
Сформировать представление о значении правильного питания в жизни,
познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе, показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека, рассказать о истории создания хлеба, его родословной, познакомить с условиями его выращивания, проследить весь путь – от посадки до стола, познакомить со всеми профессиями, которые задействованы в выращивании хлеба.
Задачи проекта
- Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.
- Систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря, агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба).
- Показать значимость сельскохозяйственной техники.
- Воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
- Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
- Учить сотрудничать, уважать чужой труд.
Предполагаемый результат
1. Познакомить детей с пословицами и поговорками русского народа о хлебе.
2. Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
3. Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека
4. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.
5. Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол.
6. Обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.