ГАЛИНА ВОРОБЬЕВА
Проект «Берёзы бывают разные»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка «Детский сад «Светлячок»
с. Владимиро – Александровское
Партизанского муниципального района
Проект «Берёзы бывают разные»
Автор: воспитатель
Галина Сергеевна Воробьева
с. Вл. – Александровское
март 2019г.
Мотив: воспитанник моей группы подошёл и спросил: «Галина Сергеевна, что за маленькие деревца растут у нас на участке?» Подошли, рассмотрели, оказалось – молодые берёзки. Задаёт следующий вопрос: «Почему же у них ствол не белый?» Отвечаю: «А как ты думаешь? «Ответа нет. Говорю: «Наверно, они ещё молодые, а может по другой причине. Надо узнать» Предлагаю рассмотреть все деревья, растущие на участке детского сада. Подходим, рассматриваем. Показываю два дерева, растущие рядом, обе берёзы: но, стволы разной окраски и кора разной структуры. Рассказываю про них, что знаю. Артём: «А что, берёзы бывают разные?»
Публикация «Проект „Берёзы бывают разные“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Проблема: недостаточные знания воспитанника о берёзе, о ее видах.
Вывод: Артём проявляет большой интерес к берёзе, но мало знает об этом дереве. Предлагаю поискать информацию совместно. Так рождается проект «Берёзы бывают разные»
Участники проекта: воспитанник старшей группы Артём Р., воспитатель Воробьева Г. С., родители и старший брат Артёма Р. - Слава
Тип: поисково-исследовательский
Продолжительность: краткосрочный
Срок реализации: 2 недели
Гипотеза: у воспитанника разовьётся познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания и делиться ими с товарищами.
Итог: фотоальбом «Берёзы бывают разные»
Модель 3-х вопросов
Что я знаю про это?
Берёза - это дерево, а не куст. У неё белый ствол. У неё тонкие веточки на вершине, бывают серёжки-семена.
Что хочу узнать?
Почему на маленькой берёзе ствол не белый?
Почему на одной берёзе ствол белый и гладкий, а на другой берёзе ствол шершавый?
Какие ещё бывают берёзы?
Как узнаю?
Спрошу у воспитателя.
Спрошу у родителей, найдём с ними в энциклопедии или в интернете.
1 этап - Разработка проекта.
Цель проекта: формирование познавательного интереса и самостоятельной поисковой деятельности у воспитанника старшей группы.
Задачи для Артёма:
1. Расширить представления о берёзе.
2. Развить познавательную активность в поиске информации.
3. Активизировать и обогатить словарь.
Задачи для воспитателя:
1. Привить воспитаннику любовь к русской природе, бережное к ней отношение.
Предполагаемый результат: Расширено представление о разных видах берёзы. Активизирован словарь за счёт слов: маньчжурская, даурская (возможно, за счёт и других названий берёз)
2 этап - Перспективное планирование.
Виды работы:
Сбор информации.
Подбор иллюстративного материала.
Совместная с воспитателем и родителями и самостоятельная деятельность.
Презентация фотоальбома «Берёзы бывают разные».
Работа с родителями воспитанника:
консультация «Воспитание любви к природе у детей»
памятка «Как вы можете помочь ребёнку дома в поиске информации о дереве - берёзе и её видах» (см. Приложение 4)
Цикл наблюдений:
Берёза маньчжурская белоствольная.
Берёза даурская.
Кора берёз.
Саженцы берёзы.
Беседа «Что мы знаем о берёзе?» (см. Приложение 1)
Рассказы воспитателя «Маньчжурская берёза», «Даурская берёза» Цель: знакомство воспитанника с некоторыми из видов берёз – маньчжурской белоствольной и даурской (см. Приложение 2)
Совместная с родителями, старшим братом и самостоятельная поисковая деятельность воспитанника.
Рассказы Артёма Р. «Карликовая берёза», «Железная берёза» (см. Приложение 3)
Фотоальбом «Берёзы бывают разные» (см. Приложение 5)
3 этап - Реализация проекта.
4 этап - Презентация фотоальбома «Берёзы бывают разные».
Вопросы к воспитаннику:
- Что узнал нового, чего раньше не знал?
- Что удивило (названия берёз, окраска и структура коры, ?
- Что понравилось больше всего (слушать, искать, наблюдать, ?
Перспектива: презентовать фотоальбом «Берёзы бывают разные» товарищам средней группы.
Приложение 1.
Беседа «Что мы знаем о березе?»
Программное содержание. Выяснить, что Артём знает о берёзе, в частности - белоствольной. Поддержать интерес к дереву - берёзе, к поиску информации о других видах берёзы.
1. Чем берёза белоствольная отличаются от других деревьев?
2. Много ли берёз растёт на участке детского сада? Они одинаковые или разные?
3. Растут ли берёзы около твоего дома? Как они называются?
4. Где можно найти информацию о берёзах? (энциклопедия, интернет источники, спросить у воспитателя или родителей)
Приложение 2.
Рассказ «Маньчжурская берёза»Фото
На Дальнем Востоке произрастают несколько групп видов берёз с различным цветом коры: белым, жёлтым, чёрным. Белоствольной является берёза маньчжурская – дерево с раскидистой кроной, высотой до 20 м и более, диаметром ствола 40-50 см. Молодые побеги красно-бурые, голые, позднее с белыми чечевичками. Листья треугольно-яйцевидные. Цветет сразу после распускания листьев в мае, семена созревают в сентябре. Береза маньчжурская встречается по долинам рек и речек в лиственничниках, в лиственных и смешанных лесах, на вырубках ив, различных «окнах», а главное на гарях. Образует как чистые леса, так и в смеси с осиной. Наличие березы маньчжурской в хвойных и смешанных лесах почти всегда свидетельствует о прошедших здесь пожарах. Чаще всего встречается в Приморском и Хабаровском краях.
Рассказ «Даурская берёза»Фото
Береза даурская, или черная. Растет по всему Дальнему Востоку, в Монголии, Северном Китае, Японии, Корее. Произрастает на сухих, хорошо дренированных увалах, склонах, террасах и берегах речек, песчаных гривах в долинах рек. Одиночно встречается на открытых горных склонах среди кустарных зарослей. Светолюбивое растение, отсутствует в горных хвойных лесах. Считается показателем отсутствия заболоченности и пригодности почвы для земледелия.
Приложение 3.
Рассказ «Карликовая берёза»Фото
Берёза карликовая – небольшая, как кустик. Родиной этой берёзы считается Тундра, в дикой природе она растёт на Севере нашей страны и ещё в Корее и Японии. Когда дуют сильные ветры, они пригибают дерево к земле и поэтому у неё кривой ствол. Ещё карликовая берёза не может расти большой, так как земля в Тундре всегда мёрзлая.
Рассказ «Железная берёза»Фото
Есть ещё берёза железная, она называется берёзой Шмидта, растет в Приморском крае, оно в несколько раз крепче, чем чугун. Берёза Шмидта очень редкое дерево, растёт она в заповеднике Кедровая Падь и охраняется законом. Растение названо так в честь открывшего берёзу русского учёного-ботаника Фёдора Шмидта. А ещё эта берёза сразу тонет в воде, а не плывёт, как другие деревья. Такая она тяжёлая.
Приложение 4.
«Как вы можете помочь ребёнку дома в поиске информации
о дереве - берёзе и её видах»
Когда ребёнок задаёт вопрос о помощи в поиске какой либо информации, родителям нельзя отмахиваться. Нужно найти дома книги, энциклопедии или обратиться к своей памяти о нужном предмете поиска. А также, можно пойти с ребёнком в библиотеку и найти нужную информацию там или обратиться к интернет источникам.
Но: родители должны соблюсти три основных правила, перед тем как их ребенок начнет работу с интернетом.
Первое: работа в интернете возможна только под контролем родителей – когда взрослый сидит рядом и видит экран, за которым работает ребенок.
Второе: родителям нужно помочь ребёнку сформулировать вопрос, который его интересует; возможно, найти ещё и фотоматериалы и набрать его в поисковой строке.
Третье: прочитать интересующую информацию и спросить, что ребёнок запомнил. Пусть составит свой рассказ по картинкам или фотографиям на интересующую его тему.
«Воспитание любви к природе у детей»
Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес с одной стороны является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу на более высокой ступени.
Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворённости. Но в большинстве случаев дети самостоятельно не могут объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть.
Доступным средством формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки, экскурсии на природу, наблюдения, использование элементов исследовательской работы, очень качественный приём по ознакомлению детей с природой – это совместное чтение книг, энциклопедий и рассматривание соответствующих иллюстраций в них, просмотр видеофильмов, проведение экологических бесед и «прогулки» по просторам интернета.
Очень важно взрослым научить ребёнка понимать душой природу, любить и беречь её.
Приложение 5.
Презентация фотоальбома «Берёзы бывают разные»Фото
Использованные интернет источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/ - 06.03.2019г.
http://khasandistrict.narod.ru/nature/flora/betula_manshurica/betula_manshurica.htm - 11.03.2019г.
https://fikus.guru/derevya/bereza/karlikovaya-bereza-gde-rastet-derevo-ego-populyarnye-sorta.html - 11.03.2019г.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/11/16/konsultatsiya-dlya-roditeley-na-temu-vospitanie - 12.03.2019г.