Ирина Селезнева
Проект «Дома бывают разные»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в МКДОУ «Колокольчик»
Проект «Дома бывают разные»
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Возраст детей: 4-5 лет.
Вид проекта : краткосрочный, 2 недели.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, родители.
Автор проекта : воспитатель Селезнева Ирина Федоровна.
Место проведение: МКДОУ «Колокольчик».
Режим работы: в режимных моментах, в НОД.
Публикация «Проект „Дома бывают разные“» размещена в разделах
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- Дом, дома. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Основная образовательная область: познание.
Интегрированные образовательные области: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность проекта!
Тема человеческого жилища, дома – интересна детям по разным причинам. В первую очередь, она востребована с психологической точки зрения. Дом – то универсальный образ, который рано появляется в детских рисунках, и, как правило, это не реальный дом, в котором живут сами дети, а нечто «архитепическое» отражающее представления ребенка о доме, как об удобном для жизни места. Поэтому домики на рисунках у детей самые, что ни есть деревенские: квадратик, треугольная крыша, труба. В конструировании дети строят домики из кубика, призмы. Играя в «Семью», «Дочки- матери» дети сооружают дом в неком выгороженном пространстве, где они могут придумывать взрослую жизнь. Иными словами, тема дома очень актуальна для детей. Воспринимая здания и архитектурные сооружения, дети получают сведения о внешних свойствах дома,- их форме, величине, цвете, фактуре, где участвуют почти все виды восприятия. Познавательный НОД, игры позволяют детям познакомиться с архитектурными особенностями, что в дальнейшем способствуют создавать в самостоятельной деятельности детям индивидуальные образы в различных видах продуктивной деятельности: В изобразительной, в конструировании, аппликации и т. д.
Данный проект дает возможность ближе познакомиться с разновидностью домов, увидеть свой дом с реальной позиции, а так же развитию фантазии, воображения у детей.
Гипотеза: в ходе реализации проекта, дети получат знания об архитектурных особенностях домов, и разновидностях используемого строительного материала при строительстве домов: дерево, кирпич, блоки, облицовка.
Предполагаемый результат: дети совместно с родителями научатся осуществлять поиск информации на заданную тему из разных источников, освоят способ моделирования из подручного материала.
Цель: формирование представления детей об архитектурных особенностях домов, на примере построек родного поселка. Расширение знаний детей через поисково – исследовательскую деятельность о домах, которых нет в поселке. Развитие фантазии, воображения в самостоятельной и продуктивной деятельности.
Задачи
Воспитательные: воспитывать любовь к малой Родине через знакомство построек родного поселка в доступном окружении.
Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление при сравнении построек.
Образовательные: формировать знания об архитектурных особенностях домов, познакомить детей с различными видами домов.
Детская проблема: при опросе детей выяснилось, что дети хотят узнать
- есть ли разноцветные дома?
- Есть ли многоэтажные дома?
- Есть ли одинаковые дома?
Проблема педагога: слабые знания детей об архитектурных особенностях построек. Скудный словарный запас детей на данную тему. Не сформированы коммуникативные способности детей, навыки сборанужной информации, использование разных источников.
Задачи для воспитателя:
• собрать информацию, что детям интересно узнать про дома;
• дать детям представление об архитектурных особенностях построек – домов;
• развить коммуникативные навыки со сверстниками и взрослыми;
• обогатить детско – родительские отношения при совместно – творческой деятельности;
• подготовить методический, наглядный, информационный и дидактический материл;
• провести совместный досуг детей и родителей;
• провести презентацию с детьми для родителей.
Задачи для детей:
• пополнить знания об архитектурных особенностях домов;
• расширить технику и способы рисования дома в детских рисунках;
• использовать полученные архитектурные знания при конструировании построек;
• использовать «новые» слова и знания в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности, в беседах, разговорной речи;
• развить навык сотрудничества партнерского общения;
• повысить познавательную активность.
Задачи для родителей:
• стать участником проекта;
• оказывать активную помощь в проведение проекта;
• развить доверительные отношения с детьми и педагогами МКДОУ;
• оказывать помощь в организации выставок, макетов домов, альбомов.
Методы и приемы
Наглядный: показ, рассматривание, ИКТ.
Словесный: объяснение, вопросы, рефлексивный круг, художественное слово, беседа, сравнение.
Практический: подвижные и дидактические игры; поисковая и продуктивная деятельность (лепка, рисование, конструирование); сюжетно – ролевая игра, экскурсии, просмотр видео.
Этапы работы
Подготовительный
В ходе рефлексивного круга на тему «Дом» детьми были выдвинуты несколько вопросов, на которые они хотели бы получить ответ. Из этого сформировалась детская проблема на тему «Дом». Перед детьми встала задача найти ответы на следующие вопросы:
- есть ли разноцветные дома?
- Есть ли 3-х этажные дома?
- Есть ли разные дома?
Подборкаметодического, информационного,наглядного,дидактического материала, видео,художественной литературы.
Составить перспективный план проекта.
Подготовить атрибуты, игровой материал, материал для продуктивной и самостоятельной деятельности детей.
Деятельностный
Подбор иллюстраций по теме «Дом», организация выставки, экскурсий, создание альбомов: «Дома прошлого и настоящего», «Дома будущего» «Разноцветные дома».
Составление картотек: дидактических игр, пальчиковой гимнастики, загадок, стихотворений.
Изготовление макетов домов.
Разработка и подбор сюжетно-ролевыхситуаций, кейс-технологий, проблемных ситуаций, тем для бесед и обсуждения.
Создание условий для творческой деятельности детей, благоприятного климата для самостоятельной деятельности детей.
Завершающий
Подведение итогов реализации проекта.
Организация выставок.
Оформление альбомов: «Дома прошлого и настоящего», «Дома будущего», «Разноцветные дома».
Проведение сюжетно - ролевых игр.
Проведение совместного досуга детей и родителей «Дом построить я хочу».
Презентация проекта.
Основная деятельность реализации проекта.
Понедельник.
Ситуативный разговор «Что такое дом?» «Зачем нам нужен дом?»
Закрепить знания детей о том, зачем нам нужен дом. Развивать логическое мышление, речь детей.
Беседа: «Дом, в котором я живу»
Развивать память, речь детей, активизировать словарный запас.
НОД
Художественно эстетическое развитие
Рисование
«Дом, в котором я живу»
продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы.
закреплять представление о форме предметов, величине.
Прогулка: Наблюдение за домами на улице, на которой стоит детский сад.
Дидактическая игра: «Какие бывают дома»
Обед:
Дидактическая игра: «Найди отличия» Развивать память, внимание.
Пальчиковая гимнастика «Молоточком я стучу»
Вечер:
Дидактическая игра «Собери из части целое»
Развивать умение составлять целое из частей. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
Работа с родителями:5 родителям принести иллюстрации или фотографии деревянных домов, 5 родителям принести иллюстрации или фотографиикирпичных домов, 5 родителям принести иллюстрации или фотографии панельных домов, пяти родителям принести пословицы, поговорки о доме.
Вторник
Утро
Прием детей: Сбор пословиц и поговорок о доме, сбор фотографий о домах : деревянные, панельные, кирпичные.
Оформление стендов и их обсуждение.
Рефлексивный круг: «Из каких материалов могут быть построены дома»
Формировать умение слушать и понимать друг друга.
Чтение собранных пословиц, обсуждение с детьми «Чему учит пословица»
НОД
Познавательное развитие
«Ознакомление с предметным миром»
«Дома бывают разные»
Цель: Формирование представлений детей о том, из каких материалов люди в разных местностях строят дома.
Физминутка
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нём,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла.
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
Солнце было, дождик шёл,
И тюльпан в саду расцвёл!
Прогулка:
Наблюдение близ окружающих домов, рассматривание.
Дид. игра: «Найди дом деревянный и кирпичный»
Обед:
Разучить поговорки, пословицы принесенные детьми.
Вечер: Классификация фото по категориям и оформление альбомов: «Деревянные дома», «Кирпичные дома», «панельные дома».
Работа с родителями: Принести фотографии или иллюстрации с домами «Многоэтажные» и «Одноэтажные»
Среда
Утро: сбор иллюстраций или фото с многоэтажными и одноэтажными домами.
Оформление стендов, рассматривание, обсуждение.
Рефлексивный круг «Какие бывают дома : многоэтажные и одноэтажные»
НОД:
Речевое развитие. Развитие речи.
Чтение сказки «Заюшкина избушка»
Развивать слуховое внимание, умения выделять основные действующие лица и последовательность основных эпизодов.
Физминутка
Прогулка: Экскурсия по территории ближайшего окружения.
Наблюдение окружающих домов: каких домов больше. есть пятиэтажный дом, трехэтажный – школа, а больше двух
этажных домов.
Дидактическая игра «Найдите, что опишу».
Цель: учить находить дома по описанию.
Обед: Повторить пословицы о доме.
Решение ребусов. Развивать логическое мышление.
Вечер. Конструирование многоэтажных и одноэтажных домов.
Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей».
Развивать слуховое внимание, умение отвечать на вопросы по тексту.
Работа с родителями: найти стихи о домах.
Консультация «Хвалить или ругать»
Четверг
Утро: Сбор стихотворений про дома.
Чтение стихотворений, обсуждение.
Рефлексивный круг: «Что мы узнали про дома?»
НОД
Познавательная деятельность ФЭМП
Дидактическая игра «Строим дом»
Закреплять умения самостоятельно выполнять задания педагога.
Закреплять знания о геометрических фигурах, об основных частях, из которых состоит дом.
Прогулка: Экскурсия ближайшего окружения: ответ на вопрос:
«Бывают ли дома одинаковые?»
Обед: Словесная игра «Скажи наоборот» (с мячом)
Мой дом высокий, а мой дом (низкий).
Мой дом светлый, а мой дом (тёмный).
Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный).
Мой дом большой, а мой дом (маленький).
Мой дом старый, а мой дом (новый).
Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги.
Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.
Вечер: Ситуативная кейс - технология
«Как найти нужный дом, если они похожи»
Работа с родителями: продуктивная деятельность. Изготовление макетов домов.
Пятница
Утро: Сбор совместной деятельности родителей и детей: макеты домов.
Оформление населенного пункта из домов, изготовленных родителями и детьми.
Чтение стихотворений о доме.
Нод.
Художественно – эстетическое развитие. Лепка
Работа по подгруппам. «Теремок»
Учить детей работать в группах. Закрепить умение лепить столбики и из них выкладывать теремок. Воспитывать отзывчивость, самостоятельность.
Прогулка: Наблюдение за расположением домов по краям дороги, Дома располагаются друг за другом на расстоянии придомовой территории.
Подвижная игра: «найди свой дом»
Обед: Разгадывание загадок, ребусов.
Вечер: Сюжетная игра: «Мы строим город» Закрепить умение работать сообща.
Работа с родителями: поисково- исследовательская деятельность:
найти фотографии с разноцветными домами.
Понедельник.
Утро: Сбор информации – фотографии. Оформление стендов, рассматривание иллюстраций.
Ответ на вопрос - «Бывают ли разноцветные дома?»
НОД
Художественно – эстетическое развитие. Рисование
«Мой разноцветный дом»
Учить детей изображать разноцветные дома, развивать воображение, фантазию. Закрепить умение рисовать красками.
Физкультминутка
Маляры пришли втроём,
Обновили старый дом:
Был облезлый, скучный, голый –
Стал нарядный и весёлый.
Прогулка Наблюдение за ближайшими домами. Рассмотреть какого цвета окружающие дома : балконы, окна, стены.
Повторение скороговорок, пословиц.
Обед: просмотр мультфильма для детей
«Медведь Мишка и Петрович строят ДОМ».
Вечер:Раскраски по теме «Разноцветные дома».
Цель: Прививать интерес к рисованию; закрепить умение правильно держать карандаш.
Сюжетно – ролевая игра «Поселим жильцов в дома». Использование макетов домов.
Работа с родителями: Сбор информации на развитие фантазии. «Сказочные дома» - 5 человек, дома будущего – 5 человек и современные дома – 5 человек».
Вторник
Утро:
Сбор информации, оформление стендов, рассматривание, обсуждение.
Ситуативный разговор: «Могут ли в жизни дома из сказки прийти к нам»
НОД
Познавательное развитие
Ознакомление с социальным миром
«Знакомство с профессией строителя»
Познакомить с профессией и трудом–строителя. Расширять и обогащать представления о трудовых действиях,орудиях труда, результатах труда. Развивать мышление, внимание, продолжать учить отвечать на
вопросы воспитателя о профессиях.
Прогулка: Закрепление пословиц, поговорок о доме.
Подвижная игра «Раз, два, три к дому беги»
Обед: Чтение рассказа «Кто построил этот дом» С. Баруздина.
Развивать слуховое внимание, умение отвечать на вопросы по тексту.
Вечер. Оформление альбомов: «Сказочные дома», «Современные дома», «Разноцветные дома», «Дома будущего», «Одноэтажные и многоэтажные», «Панельные, кирпичные и деревянные дома».
Работа с родителями: Приглашаем родителей на совместный досуг детей и родителей «Что нам стоит дом построить»
Среда
Утро.
Беседа о придомовых территориях.
Дидактическая игра «Назови правильно»
Учить образовывать имена прилагательные.
НОД
Речевое развитие. Развитие речи
«Мой дом»
Закрепить у детей знания о понятии «дом».
Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому. Развивать связную речь через полные ответы на вопросы.
Прогулка.
Наблюдение за придомовой территорией (выделить постройки, озеленение, игровые комплексы, гаражи)
Обед.
Словесная игра: «Я начну, а ты продолжи»
Развивать внимание, речь детей.
Вечер.
Сюжетная ситуация: «Новостройка» (уборка мусора, посадка цветов и т. д.)
Совместный досуг. «Что нам стоит дом построить»
Четверг
Утро.
Рефлексивный круг «Для чего нужны придомовые территории»
«Один – много»
Развивать умение образовывать имена существительные во множественном числе и в единственном.
Повторение поговорок о доме.
НОД
Познавательное развитие
Познавательно – исследовательская деятельность.
«Что любят растения»
Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.
Прогулка.
Дидактические игры: «Сколько двухэтажных домов вы видите?»
«Найдите одноэтажные дома»
«Чем одноэтажные дома отличаются от двухэтажных?».
Развивать наблюдательность, речь детей.
Обед.
Дидактическая игра: «Найди отличия»
Развивать внимание, речь детей.
Пальчиковая гимнастика
Вечер.
Конструирование: «Построим свой город».
Построение сюжетной линии. Обыгрывание построек.
Работа с родителями:
Приглашение на презентацию.
Пятница
Утро.
Рефлексивный круг: «Что мы узнали про дома?»
Повторение стихотворений про дома.
НОД
Художественно – эстетическое развитие.
Аппликация.
«Большой дом»
Учить создавать в аппликации образ большого дома.
Прогулка.
Подвижная игра: «Бездомный заяц»
Разгадывание загадок.
Обед.
Чтение сказки «Три поросенка».
Развивать слуховое внимание, умение описывать материал из которого состоят домики персонажей.
Вечер.
Презентация.
( Оформление помещения зонами: стенд разноплановых домов, зона макетов домов, зона дидактических игр, зона оформленных альбомов, продуктивная деятельность детей (постройки, рисунки, раскраски)
Результаты проекта
В результате комплексной работы по ознакомлению детей с различными домами людей, дети расширили свои знания о многообразие домов. Они узнали о строительных профессиях, научились уважать труд строителей. Осознали необходимость самим заботиться о своем доме.
Итоги проектной деятельности.
Для педагога
Освоение проектного метода. Повышения уровня педагогической компетентности. Повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.
Для детей
Повысился уровень познавательного развития, развитие умения работать в группе, навыков коммуникативного общения.
Для родителей
Повысились партнерские отношения родителей и педагогов в совместной работе над проектом.
Итог.
По окончанию работы над проектом, мы с детьми поговорили о том, что им больше всего понравилось в процессе работы. Что еще бы они хотели узнать по этой теме. И чтобы каждый ребенок испытал чувство удовлетворения, мы отметили, где и в чем он участвовал, кому помогал. И что он не просто играл, он трудился