Зинаида Киселева
Конспект занятия по окружающему миру «Машины бывают разные. Транспорт. Группы транспорта»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: познакомить с группами транспорта, формировать представление о назначении транспорта, учить высказывать своё мнение, учить обобщать, повторить профессии людей; развивать интерес к технике, продолжить работу по развитию памяти, логического мышления, совершенствовать устную речь учащихся, умение работать с текстом учебника; воспитывать любознательность, интерес к работе.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, загадки, учебник «Окружающий мир» 2 класс, 1 часть А. А. Плешаков, рабочая тетрадь № 1, словари, цветные карандаши, цветные стрелки.
Ход УРОКА
Организационный момент.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Машины бывают разные, Транспорт, Группы транспорта“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Прозвенел уже звонок,
Мы начнем сейчас урок.
Создадим хорошее настроение.
Улыбнитесь новому дню.
Улыбнитесь друг другу.
- Руки?
- На месте!
- Ноги?
- На месте!
- Локти?
- У края!
Итак, мы начинаем…
Самоопределение к деятельности.
На этом уроке мы занимаемся изучением окружающего нас мира. Но мир можно изучать не только по страницам учебников или научных книг, но и отправляясь в дальние путешествия по городам и странам, морям и океанам. Представьте, что вы решили совершить путешествие по бескрайним просторам нашей родины. Какие бы виды транспорта вы предпочли для этого? (Самолёт, поезд, машина и др.) О чем мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. Какие учебные задачи поставим перед собой? Именно о видах транспорта и его значении в жизни человека мы и будем говорить сегодня на уроке.
Работа по теме урока.
Кто знает, что называют транспортом? Найдите в словарях, что обозначает это слово транспорт. (Транспорт – 1. Отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов: тот или иной вид перевозочных средств. 2. Перевозка грузов. 3. Партия грузов для перевозки.
Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать». (Слайд) Зачем нам нужен транспорт? (Для передвижения и перевозки грузов.)
- Как вы думаете, каким транспортом пользовались люди, когда ещё не было ни машин, ни самолётов, ни поездов? (Первое транспортное средство – лошадь).
- Какие современные виды транспорта вы знаете?
- Чем они отличаются друг от друга? ( Способом передвижения: по земле, по воде, в воздухе, под землей.)
- На какие группы можно разделить весь транспорт? Я буду называть транспортные средства. А вы определите, каким образом они передвигаются?
- Трамвай, троллейбус, автобус, автомобиль? (Слайд) (Этот транспорт передвигается по земле.)
- Как можно назвать такой транспорт? (Это наземный транспорт.)
- Вертолёт, самолёт, аэроплан? (Слайд) (Это воздушный транспорт.)
- Какой вы знаете водный транспорт? (Пароходы, теплоходы, баржи.) (Слайд)
- Почему этот транспорт мы называем водным? (Потому, что он передвигается по воде.)
- Что мы отнесём к подземному транспорту? (Метро.) (Слайд)
Вывод: транспорт бывает наземным, воздушным, водным, подземным (Слайд)
- Почему человек изобрёл столько различных средств передвижения? (Передвигаться приходится по разной местности, перевозить грузы.)
- Как можно распределить транспорт по назначению? (Все эти средства служат для одной цели – перевозки. Что они перевозят? (Людей и грузы.)
Таким образом, в зависимости от того, что перевозит транспорт, его можно разделить ещё на группы. На какие)
- Если транспорт перевозит грузы, то его называют ….
- Если транспорт перевозит людей (пассажиров, то это …. (Слайд)
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали.
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки плавно подняли.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем
Крылья сложили назад.
Работа с учебником.
- Обобщим, на какие же группы можно разделить транспорт. А поможет нам в этом учебник. Откройте страницу 116. Найдите первую схему.
Приведите примеры транспорта каждого вида.
(Наземный транспорт : машина, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, электричка и др.
Водный транспорт : яхта, лодка, катер, теплоход, баржа.
Воздушный: самолёт, ракета, вертолёт, воздушный шар, дирижабль.
Подземный транспорт : метро.)
- Посмотрите на вторую схему. Как ещё можно разделить транспорт?
(На пассажирский, грузовой и специальный.)
- Что значит пассажирский транспорт? Приведите примеры.
(Пассажирский транспорт служит для перевозки людей. Например: автобус, такси, трамвай, метро, троллейбус, поезд, теплоход, самолёт.)
- Расскажите о грузовом транспорте и приведите примеры.
(Грузовой транспорт служит для перевозки грузов. Например: самосвал, поезд, самолёт, баржа, грузовик.)
- А что значит специальный транспорт? Есть средства передвижения, которые не перевозят грузы и пассажиров. Эти машины нужны для очень ответственной работы, их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь. Этот транспорт называется специальный.
Игра: «Машины – загадки».
Задание: отгадать машину и телефон по которой её можно вызвать.
1-й ученик: Я очень нужная машина. Меня вызывают, если случилась беда. Машина моя берет с собой нужный инструмент: лестницу, шланги. Если мы едем по дороге и мигаем синим фонариком, то все машины уступают нам дорогу. (Слайд)
2-й ученик: Моя машина скоростная. Выезжает на различные происшествия, если избили человека, ограбили квартиру, произошла авария. Есть у меня мигалка. Люди, которые мчатся на этой машине, вооружены. (Слайд)
3-й ученик: От приезда моей машины зависит жизнь человека, потому что я везу тяжелобольных людей. Поэтому мне всегда уступают дорогу все машины. (Слайд)
Игра «Соедини».
- Проверим, как вы запомнили номера телефонов. С помощью стрелок соедините номера телефонов и соответствующие им машины в учебнике на странице 117.
- Проверьте друг у друга и помогите исправить ошибки.
- Но есть еще одна специальная машина, которая может заменить собой все предыдущие. Это - машина МЧС. (Слайд) Вызывают ее по телефону 01.
- Кроме этих машин, есть еще автомобили, которые перевозят продукты, почту или участвуют в спортивных соревнованиях, в строительстве. Они тоже относятся к специальному транспорту.
Ребята, а по какому признаку разделили транспорт на этой схеме? ( По принадлежности: кому принадлежит, кто им пользуется.) Что значит личный транспорт? Приведите примеры. (Велосипед, машина, мотоцикл, лодка, катер, яхта.) Приведите примеры общественного транспорта? (Поезд, самолет, автобус, троллейбус, трамвай.)
Какой вид транспорта самый распространённый и им может пользоваться любой человек?
Игра «Что у кого?»
– У человека глаза, а у автомобиля? (фары)
– У человека сердце, … (мотор)
– У автомобиля колёса, … (ноги)
– У человека кровь, … (бензин)
– Человек вытирает руками, … (дворниками)
– Для переноски вещей у человека есть сумка, … (багажник)
– Человек может заболеть, … (ломается)
- Ребята, а как называется профессия человека, который управляет автомобилем?
(Водитель, шофёр.)
- Какие ещё профессии, связанные с работой на транспорте вы знаете?
(Машинист, таксист, капитан, пилот, проводник и др.)
Игра «Отгадай»
– Подумайте, ребята, людям каких профессий принадлежат эти слова?
1. Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить на работу. (Водитель)
2. С огнём бороться мы должны –
С водою мы напарники.
Мы очень людям все нужны,
Так кто же мы? (Пожарники)
3. – Малый вперёд, полный вперёд, так держать! (Капитан)
4. – Уважаемые пассажиры, мы рады приветствовать вас на борту нашего авиалайнера! (Стюардесса)
Самостоятельная работа. (Тетрадь с. № 1.)
Отметить карандашами разных цветов название водного, воздушного и подземного транспорта, буквами ПГС отметить пассажирский, грузовой и специальный транспорт.
Итог урока.
- Удалось ли решить поставленные задачи?
- Какие виды транспорта вы запомнили?
- Основное назначение транспорта?
- Какой транспорт мы называем специальным?
Рефлексия.
Оцените свои достижения на уроке.
Домашнее задание.