Лариса Попова
Проект «Березка русская моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Березка русская моя"-автор Попова Л. А. МБДОУ "Детский сад № 17"Тополек"
Русь моя, люблю твои березы,
С первых лет я с ними жил и рос
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез!
Н. Рубцов.
Актуальность
Россия! Край серебряных родников и белых берез. Через века сохранил
русский народ хрустальную душу свою! Откуда все, что есть лучшее в нас?
Может от веры православной, которая осветила и укрепила в нас любовь к
Публикация «Проект „Березка русская моя“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Отечеству? Может от неба лазурного, от полей бескрайных, от снежной
вьюги, от белоствольных берез?
Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени
Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного дерева – березы.
В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает
особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому
его встречали не елью, а березой.
Березу называли, Деревом об четыре дела:» Первое дело – мир освещать, второе дело – крик утишать, третье дело – больных исцелять, четвертое дело – чистоту соблюдать.
Березку всегда сажали рядом с домом, для благополучия всей семьи: для защиты от болезней; для красоты, для чистого воздуха, для того, чтобы
птицы прилетали и пели свои прекрасные песни.
Спросите любого человека, есть ли в России дерево, которому поэты посвятили бы столько стихов, а народ песен? Какое дерево можно смело
назвать символом России? И я уверено, почти единогласным будет ответ – береза! И, наверное, не только потому, что она растет в нашей стране повсюду, от Заполярья, до южных границ. Возможно потому, что она вызывает в нас чувства, созвучие щедрой и отзывчивой русской души.
Белоствольная красавица во все времена является гордостью и символом нашей страны. Именно с этого дерева начинается Родина для малыша.
В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, не знает
традиции русского народа и их сохранения, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость целостность природы, вызвать желание общаться с ней, любить, научить уважать традиции русского народа и их сохранения.
Ведь для русского человека нет деревца роднее, чем береза. Ведь когда – то на Руси березу считали священным деревом.
Ожидаемые результаты.
Наш проект позволит нам больше узнать о березе, как о растении, но и понять, почему она является символом России. А также узнать, для чего нужно охранять и беречь природу.
Цель: Ознакомление детей с березой, как символом России.
Задачи:
1. Познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом.
2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
3. Формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами.
4. Воспитывать желание оберегать и заботиться о природе.
Вид проекта : Познавательно – исследовательский.
По составу участников: групповой (дети, родители, педагоги)
По содержанию: интегрированный.
По срокам реализации: среднесрочный (сентябрь2019 - май 2020)
Состав участников: дети, педагоги группы, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Форма представления: демонстрация презентации проекта «Березка русская моя».
Совместная деятельность
Этапы Формы взаимодействия Содержание деятельности Ответственный
Подготовительный
Педагоги – дети - Беседа «Что я знаю о березе»;
- Какую роль играет береза в жизни человека?
- Почему береза называется березой?
- Рассматривание альбома с иллюстрациями березы;
- Беседы о березе;
- Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, приметы, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, д/игры)
- Комплекс утренней гимнастики «Поход в березовую рощу»
- Укрыть березу снегом; Педагоги группы
Педагоги - родители Обсуждение с родителями вопросов связанных с реализацией проекта
Оформление альбома для родителей «Березовое царство – лучшее лекарство»; гербарий Педагоги группы
Деятельность педагогов Обсуждение целей и задач проекта. Подбор наглядного материала, пособий. Педагоги группы
Основной
Педагоги – дети - Чтение сказок о березе :
- «Мудрость дерева»;
- К. Паустовского «Подарок»;
- Т. Закипная «Весенняя история»;
- Акция «Посадим березку на своем участке»;
- Лепка- барельеф «Березка из пластилина»;
- Рисование «Белая береза»;
- Аппликация «Ветка березы»;
- Оформление уголка «Береза символ – России»
- Конструирование «Березовая роща» (оригами из конуса);
- Д/игра «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери слова приятели», «С кем дружит береза», «Что сначала, что потом»;
- Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы;
- Разгадывание кроссвордов;
- Исследование бересты под лупой; Воспитатели группы
- Разучивание песен, хороводов, музыкально-ритмических движений.
- Слушание «Ах, ты березка» С. М. Раухвертер;
- Хороводы «Ай, да березонька» Г. Вихарева;
- «Ай, да березка» Т. Попатенко;
- Пение без сопровождения русская народная мелодия «Во поле березонька стояла» Музыкальный руководитель
- Разучивание подвижных игр.
- Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу»;
- Подвижная игра «Беги к березе», «Кто больше соберет подберезовиков»; «Венок из березы», «Кто быстрее соберет березовые почки», «Горелки», «Ручеек», «Плетень»; Инструктор по ФК
- Заучивание стихов, загадывание загадок, примет о березе. Воспитатели группы
Педагоги - родители - Альбом с иллюстрациями «Люблю русскую красавицу»;
- Составление сборника литературных произведений «Поэты и писатели о березке»;
Родители – дети - Оформление альбома «Придумаем и сделаем вместе с ребенком»;
- Придумывание сказки о березе
Заключительный Педагоги – родители – дети Презентация «Русская берёзка»- Оформление альбома «Люблю березу русскую»;
- Поделки из листьев;
- Оформление выставки творческих работ
Деятельность педагогов - Презентация проекта на педагогическом совете
- Экскурсия на участок к малышам «Встреча с русской красавицей» .
- Экскурсия в аллею «Растём вместе».
Изготовления гербария.
Воспитатель группы
Технологическая карта проекта :
Образовательная
область Вид деятельности Содержание деятельности
«Познавательное развитие»
Познавательный, познавательно-исследовательский, продуктивный Д/игра «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери слова приятели», «С кем дружит береза», «Что сначала, что потом»;
Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы;
Разгадывание кроссвордов;
Исследование бересты под лупой;
Оформление паспорта березы (имя, возраст, высота, ширина, местонахождение, семена, рисунок коры, листьев)
«Речевое развитие»
Коммуникационный - Чтение К. Паустовского «Подарок»;
- «Сказка о двух березках»;
- Сказка-быль «Мои три березы»;
- Сказка «Березка»;
- «Полевая березка»;
- Поучительная сказка «Весенняя история»;
- Н. И. Птухина «Ода березе»;
- Л. Н. Сурнина «Песнь березе»;
- Разучивание пословиц, поговорок;
- Заучивание стихов о березе П. Воронько «Береза», С. Есенин «Белая береза»
«Художественно-эстетическое развитие»
Творческий, музыкально-художественный, - Слушание «Ах, ты березка»
С. М. Раухвертер;
- Хороводы «Ай, да березонька» Г. Вихарева;
- «Ай, да березка» Т. Попатенко;
- Пение без сопровождения русская народная мелодия «Во поле березонька стояла»
Лепка - барельеф «Березка из пластилина»;
Рисование «Белая береза»;
Аппликация «Ветка березы»;
Оформление уголка «Береза символ – России»
«Физическое развитие»
физический Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу»;
Подвижная игра «Беги к березе», «Кто больше соберет подберезовиков»;
«Венок из березы», «Кто быстрее соберет березовые почки», «Горелки», «Ручеек», «Плетень»;
«Социально-комуникативное развитие»
Игровой, познавательный, коммуникационный - Укрыть березу снегом;
- Снять с погибшего дерева бересту;
- Акция «Посадим березку на своем участке»;
- Беседа «Береги березу»;
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта : компьютер, фотоаппарат
Форма представления: Презентация проекта «Березка русская моя»
Выводы. По итогам работы было отмечено:
1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.
3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Березка русская моя».
4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники отметили большую роль березы, как лекарственного сырья, изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека.
На основании исследования пришли к выводу, необходимо сохранять и бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и
целебна. Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева» Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Литература:
1. М. И. Нагибина. «Природные дары для поделок и игры». Ярославль 1977.
2. И. А. Бойчук. Т. Н. Попушина. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. Санкт – Петербург. Детство – Пресс.
3. Т. А. Шорыгина. Беседы о русском лесе. Творческий центр. Москва. 2010
4. Н. А. Рыжова. Деревья: От акации до Ясеня. Карапуз – дидактика. Т. Ц. «Сфера» 2006.
5. Е. А. Сыпченко. Инновационные педагогические технологии Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2013