Оксана Минаева
Проект «Береги природу» для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей раннего возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 133»
Экологический проект
для детей раннего возраста
«Бережное отношение к природе»
Составила:
Воспитатель: Минаева О. И.
Новокузнецкий городской округ, 2022
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Береги природу“ для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и окружающим людям (“Концепция дошкольного воспитания”). Это период первичной социализации, приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время становления первых отношений с миром природы.
Как известно, сущность экологического образования и воспитания заключается в понимании того, что природа есть основа всего живого на Земле. Природа – это источник здоровья, эстетического наслаждения. Но, к сожалению, мы убеждаемся зачастую в низком уровне экологической культуре родителей: они позволяют детям рвать первые цветы, появившиеся после долгой зимы, не пресекают действия детей, когда те ломают ветки деревьев. В. А. Сухомлинский говорил: «На красоту ребенок сам не обратит внимания, если ему не показать, не рассказать о ней». Взрослые, воспитывающие ребенка, сами должны обладать экологической культурой.
Первая (и основная – как фундамент) ступень развития ребенка 2 – 3 лет связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счет: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями педагога; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне «хорошо – плохо»); выполнение предложенных педагогами правил поведения. Общения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческих воплощений своих впечатлений в устах рассказа, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам; наблюдение за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного участия в ней. Любовь к природе, сознательное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.
Длительность проекта : 3 недели (краткосрочный).
Участники проекта : воспитанники 1младшей группы, воспитатели, родители.
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие….
Цель проекта : создание благоприятных условий для экологического воспитания детей и формирования у них экологической культуры.
Задачи:
- формировать представлений детей о растительном и животном мире;
- формировать систему элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно-правильного отношения к природе);
- формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
- формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Предполагаемый результат:
• повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.
• увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
• формирование навыков культурного поведения в природе родного края;
• формирование положительно-эмоционального и осознанного отношения к природе родного края : доброжелательность к живым существам;
• эмоциональная отзывчивость на их состояние;
• развитие познавательного интереса детей;
• вызвать желание и умение заботиться о живом;
Методическое сопровождение:
• подборка иллюстраций;
• подбор художественной литературы;
• дидактические игры;
• беседы;
• конспекты ООД;
• музыкальное сопровождение «Времена года» (шум леса, голоса птиц и. т. д).
• консультационный материал для родителей
Формы работы:
• ООД;
• Дидактические игры;
• Подвижные игры;
• Пальчиковые игры;
• Сюжетно- ролевые игры;
• Театрализованная деятельность;
• Продуктивная деятельность;
• Чтение художественной литературы;
• Музыкально-ритмические движения.
Содержание проекта :
Этапы реализации проекта :
I. Организационный
Обдумывание идеи проекта, сбор информации. Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Подбор методического и дидактического материала для реализации идеи, иллюстративного материала, литературных произведений по теме проекта. Разработка конспектов занятий.
II. Основной
Проведение тематических занятий с воспитанниками, совместная работа воспитанников, родителей (законных представителей) и педагогов по теме проекта.
III. Заключительный
Анализ результатов проектной деятельности.
План реализации проекта
1. Организационный
1).Дидактические игры по теме проекта;….
2).Сюжетно-ролевые игры, игры - ситуации;….
3).Отгадывание загадок;
4).Чтение художественной литературы;
5).Беседы;….
6). Оздоровительные игры: пальчиковые игры, динамические паузы, подвижные игры, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, гимнастика после сна;
7).Наблюдение;
8).Трудовая деятельность.
9).Творческая деятельность.
II. Основной
Работа с родителями:
Консультация «Зеленый мир на окне».
Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, Консультация «Маленькими шагами в прекрасный мир»
Формы и методы реализации проекта :
Формы: наблюдения; беседы; ситуативный разговор; ООД; чтение художественной и познавательной литературы; рассматривание иллюстраций; подвижные игры; гимнастики (утренние, дыхательные, после сна); консультации (родителям).
Методы: словесные: беседа, чтение художественной литературы, стихотворения, рассказ воспитателя, наглядные: рассматривание фотографий и иллюстраций, картин, показ воспитателем упражнений, гимнастик; практические: продуктивная деятельность, оздоровительная деятельность, музыкальная деятельность, трудовая деятельность; игровые: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры.
II этап проекта
Работа над проектом.
Беседы: «В природе столько красоты», «Небо голубое», «Почему нельзя рвать цветы?»,, «Что растет в лесу, огороде?», «Насекомые и цветы созданы друг для друга», «Полезные фрукты», «Витамины в лесу и на грядке»,
«Животные наши друзья» и т. д.
Дидактические игры: «Овощи, фрукты, ягоды», «Сложи солнышко», «Что лишнее?», «Кто, где живет?», «Разложи картинки по порядку», «Хорошо - плохо», «Подбери картинки», «Собери радугу», «Что где растет?», «Что для чего?», «Угадай на ощупь», «Найди пару», «Какого растения не стало», «Наши помощники - растения» и т. д.
Ситуативный разговор: «Как себя вести в лесу»,, «В какие игры можно играть на траве?», «Что можно увидеть в лесу»,«Цветочки на лужайке», «Мыльные пузыри», «Дождик капает по крыше».
Трудовая деятельность: «Посадка лука», «Уход за цветами в группе (полив, рыхление)».
Экспериментальная деятельность – «Какая она вода?», «Соломинка и воздушный шарик», «Послушный ветерок».
Сказки: В. А. Сухомлинский «Мальчики и колокольчики ландышей», «Лепесток и цветок», «Девочка и ромашка», «Самая разноцветная сказка про утенка и радугу» Хоботова Л. Г., «Колобок», «Веселый огород», «Колобок в стране бабочек» и др.
Стихи: А. Бродский «Скачут побегайчики – солнечные зайчики», М Полянская «Одуванчики», О. Высотская «Одуванчик», О. Бедарева «Я по травке на лугу…», А. Барто «С утра на лужайку», О. Киселева «Цветы», Р. Рождественский «Береги природу».
Потешки: «Божья коровка», «Ворона», «Солнышко», «Дождик», «Одуванчик».
Прослушивание музыкальных произведений:
«Дождя не боимся — Песня из к/ф «Незнайка с нашего двора»
«Облака, белогривые лошадки» из м/ф «Трям! Здравствуте!»
«Это хорошо!» песенка кота Леопольда из м/ф «День рождения кота Леопольда», «От улыбки» из м/ф «Крошка Енот», «В траве сидел кузнечик», Барбарики и т. д.
Подвижные игры: «Зайка выйди в сад», «Беги к тому, что назову», «Огуречик», «Беги туда, куда дует ветерок», «На лугу» и т. д.
Гимнастика после сна: «Медвежата», «Я на солнышке лежу», «Жучки - паучки».
Пальчиковая гимнастика: «Капуста», «Мы делили апельсин», «Жили – были зайчики».
Картотеки: «Пальчиковая гимнастика», «Массаж», «Дыхательная гимнастика», «Гимнастика для глаз», «Речевые пятиминутки».
Тематическая папка «Экологическое воспитание дошкольников» (беседы, игры, стихи, сказки).
Материалы для продуктивной деятельности: образцы, гуашь, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага, цветной картон.
Ш этап проекта
Заключение
для детей :
1) У большинства детей сформированы основы экологического образования и воспитания;
2) Дети ежедневно слышат информацию о природе, ее обитателях и взаимосвязи с человеком, о ценности природы для человека.
3) Пришло понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
4) У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
5) Развились умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
для педагогов:
1) Установлены партнерские отношения с семьями детей группы;
2) Создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и воспитание детей по экологическому образованию.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект ООД в первой младшей группе «Весёлый лучок»
Цель: формировать практические знания о посадке лука в стаканчики с водой.
Задачи
Образовательные: формирование познавательно-исследовательских умений, формирование трудовых навыков.
Развивающие: активизировать словарный запас детей, развивать память, внимание, понятия один-много.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, умение работать в коллективе.
Приоритетная образовательная область: познание.
Интеграция образовательных областей:
речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Виды деятельности:
коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Оборудование:
игрушка - медведь, корзинка, емкости с водой на каждого ребенка, луковицы, влажные салфетки, лейка.
Ход ООД:
(дети играют, раздается стук в дверь)
Воспитатель: Ребята, к нам кто-то стучится? Давайте посмотрим, кто это?
(воспитатель открывает дверь и заносит игрушечного медведя с корзинкой в руке)
- Посмотрите дети, к нам в гости пришел мишка, давайте поздороваемся с ним. Мишка нам что-то принес в корзине?
Вы хотите узнать, что лежит в корзине у мишки? Кто хочет узнать, подойдите ко мне, загадаю загадку попробуйте отгадать.
Загадка:
«Сидит дед, во сто шуб одет
Кто его раздевает, тот слезы проливает»
-Что это?
Правильно, лук.
Мишка принес в корзине нам лук двух цветов красный для девочек и желтый для мальчиков и просит, чтобы мы его посадили и посмотрели какого цвета перышки вырастут у красного лука, а какого у желтого лука и сравнили.
(мишка прощается и уходит, из корзинки вынимаю лук и кладу в тарелку.
Воспитатель: Скажите, какого цвета лук?
- Какой он формы? Покажите, какой он круглый.
- Потрогайте его пальцами и скажите: лук твердый или мягкий?
-А почему мы плачем? Да, лук щиплет глаза и заставляет всех плакать.
- Кто хочет угоститься луком?
- Какой лук на вкус? (Дать детям по желанию заесть лук).
- Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов. А витамины нужны, чтобы не болеть. Давайте, мы тоже посадим лук, а когда он вырастет, мы будем его есть и не будем болеть. Но сначала мы немного поиграем
Игра «Расти, расти, лучок»
Воспитатель: Вы сейчас станете маленькими луковицами, встаньте в круг. А я буду сажать лук. (воспитатель подходит к каждому ребенку, ребенок присаживается) Теперь я беру лейку и поливаю водой. Вот лук растет и растет. (дети поднимаются – «лук растет») Зеленый лук становится большим – большим. Вот и вырос наш зеленый лук
Луковица золотая,
Круглая, литая.
Есть у нее один секрет -
Нас она спасет от бед:
Может вылечить недуг
Вкусный и душистый лук!
- Посмотрите, сколько лука принес нам мишка? (много) А как вы думаете, всем хватит? Давайте проверим, для этого возьмем каждый по одной луковице. Всем хватило? Сколько лука у каждого в руке? (Одна)
Давайте еще раз внимательно посмотрим на луковицу.
- У лука есть верх (показываю его, вот отсюда растет зеленый лук.
- А вот низ у луковицы – донце (показываю)
- Давайте скажем все вместе – донце.
- Лук надо сажать донцем вниз в стаканчики с водой.
- Покажите, как вы будете, сажать лук? Правильно донцем вниз.
А что еще нужно сделать, чтобы наш лук начал расти? Конечно, его нужно полить. А что бы ему было светло, мы его поставим на окно.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось сажать лук? Как мы сажали лук? Еще раз повторим.
Молодцы, я вами очень довольна.
Конспект ООД в первой младшей группе «Дождик Кап-кап»
Цель: формировать у детей умение рисовать вертикальные линии.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать представление детей о дожде.
2. Формировать умение правильно держать карандаш, регулировать силу нажима.
Развивающие:
1. Закреплять основные цвета.
2. Рисовать струйки дождя прямыми линиями, не выходить за пределы ограничительной линии.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к познанию природы, расширять представления о признаках осени.
2. Формировать интерес к изодеятельности.
Здоровьесберегающие :
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие.
Материалы и оборудование: листы бумаги белого цвета с изображением туч (аппликация). Карандаши синего или голубого цвета.
Ход занятия:
Воспитатель: - Наступила хмурая, дождливая осень. Дождик идет все чаще и чаще. Во дворе сыро и холодно, кругом лужи.
- Вот кажется снова дождик начинается! Слышите?
Воспитатель: - Ребята, а что же нам поможет спрятаться от дождика?
Ответы детей : - Зонтик.
Воспитатель: - Правильно зонтик! Вот и у меня есть волшебный зонтик. Он может всех –всех от дождя спрятать. Бегите скорее ко мне спрячемся от дождика!
Воспитатель: - Спасибо, зонтик, ты спас нас от дождя!
Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики и немного размять пальчики. Дети совместно с педагогом проговаривают слова и повторяют движения.
Дождик, дождик, веселей!
(поочередно пальцами левой руки стучат по правой ладони)
Капай, капай, не жалей!
(поочередно пальцами правой руки стучат по левой ладони)
Только нас не замочи!
(«брызгать» пальцами)
Зря в окошко не стучи!
(левый кулак стучит 2 раза по правому, после меняются)
Брызни в поле пуще:
(«брызгать» пальцами)
Станет травка гуще!
(скрестить ладоши — пальцы расставить в стороны)
Воспитатель хвалит детей за проделанную работу.
Далее воспитатель обращается к детям:
- Дети, а сейчас поднимем правую ручку и нарисуем дождик в воздухе (короткие линии, проговаривая «Сверху – вниз». Молодцы! Вот как мы умеем рисовать.