ГУЛЬСИНА МИНСАБУЗАРОВНА УВАРОВСКАЯ
Проект «Белая береза» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Звездочка»
Проект «Белая береза»
Средняя группа
Воспитатели: Уваровская Г. М
Артемова О. Н.
Мыски 2019
Проект «Белая береза»
Вид проекта : познавательно – исследовательский, групповой долгосрочный.
Актуальность: В наше время дети получают много информации из разных источников, но не всегда умеют пользоваться своими знаниями в жизни.
Темочки:
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Только в России растет замечательное не повторимое по своей красоте дерево – береза. Детям нравиться любоваться им, водить хороводы, читать стихи, но то что оно еще и приносит большую пользу в жизни человека, что береза – это символ России. Умение правильно себя вести по отношению к березе, как к объекту природы дети об этом мало информированы.
Дети проявляют большой интерес к природе, они много слышат, видят, но при этом у них поверхностные знания.
Поэтому мы решили вместе с родителями и детьми выбрать такой проект который поможет расширять знания детей, систематизировать их, развивать мышление использовать полученные навыки в практической жизни.
В настоящее время необходимо ведение работы по формированию эко культуры в обществе является актуальной проблемой.
Ожидаемый результат:
Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как живому объекту мира природы, умение видеть красоту окружающего мира; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
Цель: Формирование экологической культуры через воспитание бережного отношения к природе, обобщение знаний о березе, как
Задачи: Формировать представление о значении березы в жизни человека : хозяйственном, оздоровительном, эстетическом. Обобщать знания детей о березе, заложить у детей основы экологической грамотности, бережного отношения к природе.
Развивать познавательную активность, активизировать словарный запас, желание наблюдать, получать новые знания, заниматься исследовательской деятельностью. Познакомить детей с русскими народными традициями, фольклором связанным с березой.
Воспитывать бережное отношение к природе, понимание и соблюдение правил эко культуры.
Содержание проекта
1. Подготовительный этап
2. Основной этап. Реализация проекта.
3. Заключительный этап.
Подготовительный этап
1. Наблюдение
2. Экскурсии
3. Беседы
4. Прогулки
5. Чтение художественной и познавательной литературы.
6. Просмотр познавательных фильмов.
7. Заучивание стихов, пословиц, поговорок, народные приметы.
8. Дидактические и подвижные игры, хороводы.
9. Пение песен
Практическая деятельность детей и взрослых.
1. Создание мини музея.
2. Сбор информации о березе.
3. Подбор литературы для детей.
4. Подбор иллюстраций о березе.
5. Картотека дидактических и подвижных игр, хороводов, песен, стихов, пословиц.
6. Компоненты занятий, КВН, наблюдение.
Дидактические игры:
1. «Что делает береза»
2. «Назови с какого дерева лист»
3. «Назови слова приятели»
4. «С кем дружит береза»
Подвижные игры:
1. «Потерялки»
2. «Плетень»
3. «К названному дереву беги»
Хороводы:
1. «Во поле береза стояла» русский народный.
2. «Ай да береза» муз. Т. Потапенко
Работа с детьми
«Познавательное развитие»
1. Наблюдение за березой на прогулке.
2. Дидактические игры: «Что с начала, что потом», «Сто вопросов почему», «Хорошо-плохо», «С какого дерева лист», «Подбери «Слова-приятели»»,
3. Создание мини-музея «Береза»
4. Исследовательская деятельность: Рассматривание коры, угля
5. Оформление альбома о березе.
6. Беседа «Береза в нашей жизни и ее лечебные свойства»
7. Праздник «Троица»
«Речевое развитие»
1. Заучивание стихотворений
А. Тесленко «У нашей берёзки»
М. Мишакова «Ветер и берёзка»
А. Кулагина «Берёза»
Ю. Симбирская «У старого дома…»
2. Заучивание пословиц, поговорок, народных примет.
3. Чтение произведений:
П. Воронько «Береза»
В. Бианки «Лесная газета», «Волшебная береза»
Н. И. Птухин «Ода березе»
Л. М. Смирнова «Березка голову склоня»
С. Воронин. «Моя береза. Летом. Осенью. Зимой. Весной»
Г. Н. Рахимов «Три березки под окном»
Л. И. Горошкина «Березка»
«Художественно-эстетическое развитие»
1. Рисование «Березовая роща осенью»
2. Пластилинография «Береза»
3. Аппликация «Люблю березу русскую»
4. Аппликация «Коллаж из осенних листьев»
Наблюдение на прогулке.
Осень:
Найти на территории детского сада березу для наблюдений. Отметить высоту, толщину, окрас листьев в начале осени, затем-в середине и конце. Отметить расположение веток березы в сравнении с другими деревьями.
Почему начали желтеть и опадать листья? Что необходимо для роста дерева? (тепло, влага, свет, воздух) Кто живет на дереве, под деревом? Какой формы листья?
Собрать осенью листья для аппликации. Послушать шуршание листвы под ногами и шуршание листьев во время ветра, полюбоваться листопадом.
Зима:
Рассмотреть березу определить, что изменилось во внешнем виде по сравнению с осенью. Определить визуально изменился ли цвет коры березы зимой, много ли снега вокруг ствола дерева, чистый снег или грязный? Что насыпано под березой и вокруг неё на снегу (семена). Рассмотреть их в группе повнимательней. Нужен ли снег березе? Измерить его глубину, притоптать во круг ствола. Повесить кормушку на березу. Кто прилетит кормиться? Много ли снега на ветках березы. Понаблюдать за березой и другими деревьями во время ветра.
Взаимодействие с родителями.
1. Подбор информации в родительский уголок, фото березы в разное время года, изделия народно- прикладного искусства из бересты, художественное слово.
2. Участие в КВН.
3. Информация «Полезные свойства березы»
4. Мастер-класс для родителей «Рисование березы свечей»
5. Анкетирование родителей «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания».
Приложение 1
Конспект занятия рисование тема: "Березовая роща осенью".
(Нетрадиционный метод)
Рисование
1 Занятие: "Березовая роща осенью"
Материал: хозяйственная свеча, акварель.
Цель: Закрепить знания детей о временах года. Ввести понятия: теплые и холодные цвета, пейзаж. Знакомство с новым материалом - воск, восковая свеча, и его свойствами.
Задачи: Учить детей пользоваться кистью и акварельной краской в сочетании с восковым материалом. Тонировать весь лист целиком.
Ход занятия:
Показать детям картину с изображенной на ней березовой рощи осенью. Спросить: какое время года изображено на картине? Почему дети думают, что на картине изображена осень? Какое время года сейчас? Прочитать стихотворение Г. Новицкой " Тишина" (Ушакова стр. 59 зан. 4). Сказать: "Осень очень красивое время года, у осени есть свои краски". Показать вырезанные из цветной бумаги листочки красного, оранжевого, желтого, коричневого цвета. Сказать, что это теплые цвета осени. А теперь давай те нарисуем такую - же красивую осеннюю березовую рощу. Какими цветами мы будем пользоваться в рисунках? Выслушать ответы детей, сопровождая показом названного цвета. Спросить какого цвета стволы берез? - Белого. Сегодня мы с вами нарисуем белой восковой свечой, а осенние теплые цвета нарисуем акварельной краской. Если свечой провести по бумаге останется блестящий белый след, воск крепко прилипнет к бумаге и в этом месте не пустит краску на бумагу, поэтому бумага останется белой - как стволы берез. Откуда же берется такой материал, как воск? Воск делают пчелы, они строят из него соты, а потом складывают в эти соты мед.
Физкультминутка. Ветер дует нам в лицо закачалось деревцо, ветер тише, тише, тише деревцо все выше, выше. (повтор 3 раза)
Во время физкультминутки раздать бумагу, кисти, хозяйственные свечи, стаканчики с водой.
Теперь внимательно посмотрим, что лежит на ваших столах. Выслушать ответы детей. Для чего нам нужна восковая свечка? Правильно, мы будем ей рисовать стволы берез. Березы растут из земли, наверх к солнышку. Возьмите свечки и проведите по листу бумаги снизу вверх. В березовой роще растет много берез, нарисуйте много стволов. Кто уже нарисовал стволы берез, кладет свою свечку в общую коробку. Дождаться когда все дети закончат работу со свечей. Краска, которая лежит у вас на столах называется "Акварель". Эта краска очень любит воду, чтобы она хорошо рисовала, надо почаще мочить кисточку в воде. Какие цвета мы будем использовать, чтобы нарисовать березовую рощу? Напомнить, мы возьмем теплые цвета, желтый, оранжевый, красный, коричневый. Раскрасим весь листочек этими красками. Видите, там, где мы провели свечей, бумага осталась белой, получились белые стволы берез. Помочь нуждающимся правильно держать кисть. Чтобы краски друг друга не испачкали, каждый раз надо как следует промывать кисточку в баночке, по необходимости вытирать ее тряпочкой, а потом опять намочить и брать краску. Дождаться пока все дети закончат этот этап работы. Обратить внимание, что на стволах берез есть черные пятна и внизу ствол березы весь черный. Предложить обмакнуть кисть в черную краску и провести ей по стволу берез.
По окончании все работы выставить на доску для анализа, предложить детям найти работы, где использовано больше теплых цветов, какие работы нравятся больше и почему? Сказать детям, что рисунки, на которых изображена природа называется пейзаж.
2 Занятие. Конспект занятия пластилинографии «Осенняя береза»
Цель.
Воспитание чувства любви к русской березе – символу России.
Задачи.
- Дать представление о самом распространенном дереве в России – берёзе;
- Формировать у детей знания о березе, как о символе России;
- Учить детей передавать свои наблюдения и накопленный опыт за осенними изменениями в природе в художественно-изобразительной деятельности средствами «пластилинографии».
- Развивать у детей творческую активность;
- Развивать мелкую моторику рук, силу, подвижность и гибкость кистей рук и пальцев;
- Развивать внимание, наблюдательность, воображение, словарный запас.
- Воспитывать любовь к русской берёзе, бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость на сезонные изменения в природе, усидчивость, желание добиваться хорошего результата. Оборудование: Изображение леса на картине, березы, картон, пластилин.
Ход занятия:
Чтение воспитателем стихотворения В. Степанова «Наш дом».
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь;
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, свой общий дом.
- Как называется наша страна?
Дети: «Россия».
- Названия каких деревьев вы знаете?
Дети.
- Береза, ель, дуб.
Воспитатель.
- Ребята, сейчас я вам прочитаю загадку. Внимательно послушайте и попробуйте разгадать о каком дереве она.
Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой
Стоит под горой.
Дети.
- Береза.
Берёзу издавна считают символом России, символом Родины. Любой человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет свое, очень- очень родное. Красавицей русских лесов называют берёзу. Её все знают, это самое распространённое дерево, символ и гордость русского народа. Прекрасна белая берёза и в поле, и на лесной поляне. О берёзе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Стройная, с длинными тонкими ветвями и раскидистой кроной она привлекательна во все времена года.
Послушайте стихотворение и скажите, в какое время года поэт описал березу?
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах.
Дети. Осенью.
Раздается стук в дверь, входит почтальон, отдает телеграмму.
Воспитатель.
- Ребята нам письмо от Старичка лесовика.
«Здравствуйте дорогие ребята! У меня случилась такая не приятность. Я сказал художнику нарисовать мне картину с изображением осенней березы, а он перепутал и нарисовал листья березы зелеными. Не могли бы вы помочь мне?»
- Ребята, а давайте перекрасим зеленую листву березы. Поможет в этом нам пластилин.
-Какого цвета листья на березе осенью? (Желтого) Значит нам понадобится пластилин какого цвета?
-Посмотрите как я буду рисовать.
Самостоятельная работа детей.
Дети самостоятельно выполняют работу. Воспитатель следит за их осанкой, проводит индивидуальную работу.
Итог занятия.
- Ребята, что мы сегодня рисовали? (Осеннюю березу)
- Чем рисовали березу? (Пластилином)
- Что же вы сегодня узнали нового о березе.
Ответы детей.
- Молодцы, ребята. Посмотрите, какие красивые осенние березы у вас получились. Я думаю теперь старик лесовик останется довольным.
- Давайте же беречь и любить природу родного края. Гордиться нашей страной.
Приложение 2
КВН
Цель: Открыть окно в мир природы, сделать его живым и зримым.
Задачи: Повысить интерес родителей к проблеме экологического образования через игру.
Умение выходить с честью из сложной ситуации находить нужные варианты.
Приветствие команд.
Команда «Солнышко»
Пусть всегда будет Солнце!
Пусть всегда будет Небо!
Пусть всегда буду Я!
Команда «Березка»
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
Разминка
Любимое стихотворение о березе.
Команда «Солнышко»
«Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
Есенин.
Команда «Березка»
Ах, как красива русская земля!
Леса, поля, лужайки, реки, горы.
Но наглядеться всё таки нельзя,
Как белые березки смотрят в озера.
И. Козлова.
«Лечебная береза»
Команда «Солнышко»
Почки – настой от простуды.
Листья – от диатеза.
Прислониться к березе – снимает головную боль.
Сок березовый для лечения желудочных заболеваний.
Отвар листьев для укрепления волос
Отвар коры от аллергии.
Корни от долей в суставах.
Команда «Березка»
Из коры делают деготь.
Листья березы от изжоги.
Березовые веники для бани.
Почки для лечения дыхательных путей.
Гриб чага.
Листья для лечения отечности ног.
Дрова березы.
Загадки о Березе.
Команда «Солнышко»
Стоит девица ой нарядная,
Вся то стройная, вся то ладная,
Белый черным шит сарафан на ней,
Ветер к ней спешит, чешет кудри ей.
Зелена коса развевается, в ярком солнышке купается.
Команда «Березка»
Стоит красавица в белом платьице,
С зелеными кудряшками и с длинными сережками.
(Собственное сочинение)
В народе говорят
Команда «Солнышко»
Раннее пожелтение листьев березы – осень долгая.
Первое дело мир освещать
Второе дело крик утешать
Третье дело больных исцелять
Четвертое дело чистоту соблюдать.
Команда «Березка»
Березовые веники заготавливают до Петрова дня,
После Петрова дня листья опадают.
Если у березы опадают листья - наступила осень.
«Сто вопросов почему?»
Команда «Солнышко»
Почему береза белая?
Почему береза кудрявая?
Почему береза стройная?
Почему у березы сережки?
Почему береза вызывает радость?
Почему у березы зеленые листья?
Почему у березы сладкий сок?
Почему у березы почки овальные?
Почему у березы корни глубокие?
Почему у березы «сарафан» белый?
Почему у березы зеленая «коса»?
Почему береза в черную крапину?
Почему под березой растут грибы?
Почему из листьев и веток плетут венки?
Почему березы бывают разные?
Команда «Березка»
Почему у березы белый ствол?
Почему у березы листья зубчатые?
Почему сок березы полезный?
Почему чага растет только на березе?
Почему березу называют кудрявой?
Почему береза символ России?
Почему на стволе черные полосочки?
Почему под березой растут подберезовики?
Почему березовые дрова дают много жира?
Почему из коры березы делают деготь?
Почему из березы делают веники?
Почему березе посвящено много стихов?
Почему березе посвящено много песен?
Почему березу называют красавицей?
Почему береза всегда с подружками?
Почему береза русская?
Почему береза под ветром низко конница?
Почему береза грустная?
Почему у березы водят хоровод?
Кроссворды.
Команда «Солнышко»
«Животное»
Команда «Березка»
«Дерево»
Подведение итогов
Приложение 3
Праздник русской березки.
Цель: Создать у детей радостное настроение, вызывать желание участвовать в инсценировках и праздничных развлечениях.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Все присутствующие размещаются на полянке.
Ведущий:
Вы не спать пришли, не стоять пришли,
А Троицу - праздник отмечать пришли.
Троица зеленая, гордость наша дорогая,
Ты не в среду пришла, и не в пятницу,
Ты пришла в воскресенье-
Всю недельюшку веселье.
А вы знаете, ребята, что такое Троица? Это старинный народный праздник земли, воды и леса. Троица их день рождения. С давних времен люди прославляли и оберегали лес, а больше всего народ любил березку – символ добра, любви и чистоты.
Тише! Послушайте, ребята, как распевают птицы! А кто это поёт? Звучит пение кукушки.
Правильно, кукушка! Услышав в первый раз кукушку, девушки шли в лес.
1. Ребенок:
Отчего ты, лес, не зелен стоишь,
И не зелен ты, и не весел ты?
Взвеселит меня лето красное, лето красное
Красны девушки!
2. Ребенок:
Ай диво! Ай ладо!
А мы в лес пойдем и цветов нарвем,
Мы цветов нарвем и венок сплетем.
Дети исполняют песню «Во поле береза стояла»
Игра «Гори, гори ясно»
Ведущий:
Девушки отыскивали где ни - будь на лесной полянке стройную, молодую березку. Давайте и мы с вами выберем самую красивую березку. Украсим её цветами и лентами.
Ребенок:
Березка- красавица русских полей,
Порадуй, березонька, наших детей!
Хоровод мы заведем, про березоньку споем.
Дети исполняю песню «Земелюшка – чернозем»
Хоровод разгоняет рев коровы.
Корова:
Му-у! Посторонись! Всех забодаю!
Дети: Корова, корова поиграй снами.
Игра «Догонялки»
Из леса выходит медведь.
Медведь:
А со мной поиграйте ребята, я тоже хочу играть.
Дети:
Мы бы с тобой поиграли, да боимся ты нас в лес унесешь.
Медведь:
Что вы не унесу!
Игра «У медведя во бору»
Ведущий:
Поиграли весело, а теперь все вместе споем.
Хоровод – инсценировка «Ой встала я ранешенько»
Ведущий:
И березоньку мы нарядили и хоровод во круг нее водили, и в игры играли. Но, ребята, на Троицу девицы венки плели.
1. Ребенок:
Из-за лесу, лесу темного
Из под рощицы зеленой
Идут девушки, идут, голосок ведут
Песенки поют.
2. Ребенок:
Идут, идут девушки, цветочки несут,
Веночки плетут, на головки кладут.
Дети плетут венки.
Ведущий:
Вот какие венки получились. Через венки девушки целовались друг с другом – это называлось «кумиться», считалось, что «кумы» уже никогда не должны ссориться.
Уж ты кумушка- кума
Покумися с мной,
Побранимся со мной,
Помиримся со мной,
Поцелуемся со мной,
Распростимся со мной!
А теперь давайте и вы, ребята, покумитесь, что бы дружно жить и не ссориться.
Кумушки, голубушки,
Кумитеся, любитеся,
Любитеся, даритеся,
Покумимся, кумушки,
Чтоб нам не браниться!
А после кумления девушки бросали венки в реку и загадывали желания. Если венок поплывет-желание сбудется, потонет-не исполнится. Ребята загадайте желания, а теперь бросайте венки.
Ребенок:
Как на этой луговине, на широкой на долине
На мягкой травке.
Там девчоночки гадали, алые цветочки рвали
Веночки плели.
На головки венки клали, венки в речку бросали,
Чей венок плывет?
Игра «Кто дальше кинет камушек»
Ведущий:
Много сложено загадок о березе послушайте их.
Стоят столбы беленые, Кудревата, беловата,
На них шапочки зеленые. Наклоняется у хаты.
Белые палочки, На каком дереве
Зеленые махалочки. Две кожи?
А вы, дети, знаете загадки?
Дети загадывают загадки. Затем все возвращаются на полянку.
На полянке детей встречают корова, медведь и девочка Маша.
Маша:
Мы вам, дети, решили подарки сделать. Понравились вы нам.
Хорошо бегаете, бегаете, все веселые, здоровые. Примите от коровушки молочко вкусное. Пьешь его и аромат всех цветов чувствуешь. Пейте на здоровье!
Мишка:
А я вам медку душистого принес. Кушайте на здоровье!
Маша:
А я вам напекла оладушков. Ешьте их с медом и молочком.
С праздником, ребята! С праздником Русской березки!
С праздником Святой троицы!
-