Приложение МААМ

Конспект ООД по познавательному развитию «Почему береза белая?»

светлана кутлуева
Конспект ООД по познавательному развитию «Почему береза белая?»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель.

Расширить представление детей о березе, об использовании ее в жизни человека.

Задачи.

1. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

2. Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.

3. Закреплять навыки работы с лупой.

4. Расширить представление об искусстве, музыке, где береза — это символ страны, национальное дерево.

5. Формировать привычки рационально использовать природные ресурсы.

6. Вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о березе.

Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию „Почему береза белая?“» размещена в разделах

Оборудование и материала: дерево береза, глобус, репродукции картин: И. Шишкина «Березовая роща», И. Грабарь «Февральская лазурь», портреты: М. Карим, В. Шукшин, указка, магнитофон, аудиозапись голоса В. Шукшина, гитара, плакат «Береза», мольберт, лупы, стаканы с водой, кора, почки, листочки, сережки, плоды, тарелочки, салфетки, пинцеты, ленточки, карточка бетулин.

Предварительная работа: наблюдения в природе за березой, посещение краеведческого музея, рассматривание картин художников, работа с лупами, заучивание стихов о березе, разучивание песен, хоровода.

Словарная работа: бетулин, чечевички, береста, сережки, плод, подберезовик, березняк, повислая, бородавчатая.

Методические приемы: вопросы, опыт, исследование, чтение стихотворения, слушание аудиозаписи, пение песни, рассказ ребенка, рассказ воспитателя.

Напевая песню «Во поле береза стояла», воспитатель заводит детей в группу, дети водят хоровод вокруг березы и выстраиваются полукругом. Воспитатель и дети здороваются с гостями.

Воспитатель просит подойти к доске и встать полукругом.

-В какой стране мы живем?

-Как называется наша республика?

Воспитатель читает стихотворение, показывая на глобус:

-Взгляни на глобус:

Вот он - шар земной.

На нем Башкирия С березовый листок величиной.

Всего лишь на всего

Не больше обыкновенного листка.

Береза же - Великая Россия - Так зелена,

Так высока!

-С чем сравнил Башкирию поэт Мустай Карим? (Воспитатель показывает портрет.)

-Если каждая республика, область, округ будут изображены в виде березового листка, то вся страна Россия будет похожа на березу, у которой много листочков. Так увидел ее народный поэт Башкортостана Муста Карим -Какое очаровательное дерево — береза. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Белое, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как первый снег.

-Образ березы часто используют в своих произведениях поэты, писатели, художники, музыканты.

-Н. Рубцов, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, С. Есенин воспевали березу в своих стихах.

-Учитель башкирского языка в нашем детском саду Кинзебаева Нейля Рифкатовна тоже написала стихотворение о березе. Прочитает его Алия. Чтение стихотворения «Береза» ребенком.

-Мы с вами рассматривали картины знаменитых художников. Саврасов, Юон, Левитан, Грабарь, Куинджи часто изображали березу на своих полотнах. В дружественной нам республике Татарстан жил известный художник Шишкин И. И., который написал чудесную картину «Березовая роща».

О том, как писал картину «Февральская лазурь» художник Игорь Грабарь, расскажет Злата.

Рассказ ребенком истории написания картины, с использованием репродукции.

-Герой Василия Шукшина Егор Прокудин в фильме «Калина красная», после долгой разлуки, возвращается домой. Он сразу идет к березам, которые растут возле дома. Послушайте, как он с ними разговаривает.

Аудиозапись отрывка из фильма.

-Как называет Егор березы? (Невестушки.)

-Почему невесты? (В белом платье.)

Береза в старину являлась символом чистоты, материнства.

-Много песен о березе сложено в народе.

Послушайте песню Николая Расторгуева «Березы» в исполнении Динара и его тети Галины Михайловны.

Звучит песня «Березы» под гитару, дети подпевают припев, сидя на стульчиках по обе стороны на ковре.

Благодарим Г. М.

-Береза в нашей стране стала символом Родины, добра, любви, красоты, материнства. Даже космонавт Борис Волынов взял веточку березы в космос, чтобы она напоминала ему о доме и близких ему людях.

После посещения Москвы, знаменитого футболиста Пеле спросили о том, что его больше поразило и понравилось в России. Он ответил: “Березы”.

-Хотели бы вы узнать, почему это дерево так любят люди?

Рассказ воспитателя.

Береза приносит много пользы человеку.

Из березы делают мебель, музыкальные инструменты, лыжи, игрушки, ложки, посуду. Так же получают краски, чернила, деготь, древесный спирт, уксус, уголь. Березовые дрова самые лучшие, от них больше всего тепла.

-Кто из вас парился березовым веником в бане?

-Для чего? (Чтобы не болеть.)

Березовый веник в бане любую болезнь из тела выгонит, кости расправит, все тело поправит.

-Кто поласкал волосы водой из-под веника?

-Какими они становятся? (Блестящими, шелковистыми, крепкими, здоровыми.)

Из коры - бересты плели лапти, посуду, коробы. Вы видели их в нашем краеведческом музее.

В старину, когда не было бумаги, писали на берестяных грамотах.

Березовый сок очень полезен при заболеваниях почек, желудка, в нем много витаминов. Он оказывает омолаживающее действие. Его используют при кожных заболеваниях, простуде, туберкулезе, в онкологии.

Березовый гриб - чага используется людьми как лекарство от простуды, затормаживает размножение раковых клеток, заживляет раны.

Настоем из березовых почек натирают больные суставы, раны для быстрого заживления.

Из зимних веток делают метлы для дворников.

Вот, оказывается, сколько пользы человеку от березы.

-Как вы думаете, а как же должен, относиться человек к березе?

Очень бережно.

-Что он для этого должен делать?

Сажать деревья, не ломать и не рубить без надобности, почки и чагу можно купить в аптеке, их собирают на специальных делянках, там же заготавливают веники. Сок можно купить в магазине, а не губить дерево. Березы тоже плачут.

-Как вы думаете, что может произойти с березой, если неправильно набирать сок?

Береза высохнет, погибнет. Только прошу вас, будьте милосердны к березе. Береза - единственное в мире дерево с белым стволом. Кора у нее тонкая, нежная, и дерево могло бы получить солнечные ожоги, а с белой корой ствол и в жаркий день остается прохладным.

Насчитывается 120 видов берез. Возраст березы достигает порой 120 лет. Есть березы с розовым оттенком коры, с желтым, с оранжевым, фиолетовым, черным. Высота березы до 20 метров. Встречаются карликовые (низкорослые) березы, размер листьев с копейку.

-Где вы встречали березы? (В лесу, в парке, на участке, в 34 микрорайоне вдоль дороги.)

-Береза очень быстро растет, не требует большого ухода, цветы у березы не вызывают у людей аллергии, поэтому ее часто сажают для озеленения в городах.

-Как называется березовый лес? (Березняк, березовая роща.)

-Какие грибы растут под березой? (Подберезовики.)

У нас в Башкортостане растет повислая- бородавчатая береза. Ее назвали так потому, что ветки свисают вниз, а кора на ветках бугристая, шершавая.

Ствол прямой, высокий и белый с черными черточками. Крона яйцевидная. Листья похожи на сердечки с зубчиками. Соцветия собраны в сережки. Плод

- крылатый орех. В апреле-мае начинается сокодвижение. В день береза перекачивает до 20 литров воды. Поэтому в самый жаркий день прикоснешься к березе и почувствуешь прохладу.

Береза считается добрым деревом, приносящим людям удачу, здоровье. Звучит чирикание воробьев на аудиокассете.

-Прилетели воробьи к березе, чтобы рассказать ей о том, что скоро наступит весна.

Физминутка «Воробьи чирикают».

Загадка о березе.

По всем странам славится Стройная красавица.

Белые одежки,

Золото сережки.

- Почему кора у березы белая, что такое сережки, где плод - крылатый орех, из чего распускаются листья, я предлагаю вам узнать в нашей лаборатории. Дети садятся за столы.

1 опыт.

Подвиньте голубые тарелочки.

-Закройте глаза и проведите рукой по коре.

-Какая кора? (Гладкая, холодная.)

2 опыт.

-Потрите пальцем кору.

-Посмотрите на палец, что вы увидели? (Палец стал белым.)

-Почему, как вы думаете?

-В состав коры березы входит вещество - бетулин, который имеет белый цвет.

-Прочитай, пожалуйста, Ульяна, название вещества на доске.

-Как вы думаете, что будет, если обнять березу в черном костюме? -Возьмите ручку и напишите на коре первую букву вашего имени.

-Белый цвет коры позволял людям использовать ее как бумагу

3 опыт.

-Возьмите лупу, рассмотрите кору.

-Что вы увидели? (Черточки.)

-Как вы думаете, что это за черточки и для чего они нужны?

-Это чечевички - отверстия, через которые береза дышит.

4 опыт.

-Опустите кору березы в воду.

-Что вы заметили? (Кора не тонет, она легче воды.)

5 опыт.

-Достаньте кору пинцетом из воды.

-Мокрая кора? (Нет.)

-Березовая кора не пропускает воду, поэтому из нее делали различные коробы, туески, плели лапти, посуду. В такой посуде продукты долго не портились, потому что в ней прохладно. Мы с вами видели их в нашем краеведческом музее.

6 опыт.

-Подвиньте к себе поближе белые тарелочки.

-Кто знает, что в них находится? (Сережки.)

-Что такое сережки? (Цветы, соцветия.)

-Слева сережки зимние, а справа - распустившиеся у нас в вазе, как весной на улице.

-Рассмотрите их в лупу.

-Чем отличаются?

-Потрогайте пальцем.

-Что видите? (Желтый цвет.)

-Это пыльца. Когда они отцветут, то завяжутся плоды - крылатые орехи.

7 опыт.

-Плод березы находится на салфетке, положите его в тарелочку с сережками и рассмотрите в лупу.

-Нажмите пальцем на плод.

-Что произошло? (Он рассыпался на мелкие частички.)

- Рассмотрите маленькую его часть.

-Что вы увидели? (В середине есть черная точка.)

-Это и есть семечко березы, из которого вырастает дерево, а еще зимой ими питаются птицы: синицы, воробьи.

Это и есть плод березы — крылатый орех.

8 опыт.

-Подвиньте розовые тарелочки.

-Что в них находится? (Почки, листочки.)

-Как вы думаете, почему они на одной тарелочке? (Зимой - почки, а весной из них распускаются листья.)

-Почему зимой на улице на березе почки, а у нас в группе на веточке распустились листочки? (В группе тепло, ветка стоит в воде, а на улице холодно и вода замерзла, деревья достают воду из глубины.)

-Потрогайте пальцем листочек.

-Какой он на ощупь? (Липкий, клейкий.)

-Какого цвета листья на березах? (Зеленые, желтые осенью.)

-Мой друг, Салават - абы, приготовил вам сюрприз. Он работает на делянке, где весной добывают березовый сок. Приглашаю вас его попробовать.

Дети угощаются березовым соком. Звучит песня «Березовый сок

-Какого он цвета? (Прозрачный.)

-Какой на вкус? (Сладковатый.)

-Понравился вам березовый сок?

Стоя на ковре в кругу.

-Березы часто сравнивают с девушками.

-Наших девочек тоже можно сравнить с березками.

-Как вы думаете, мальчики, почему наших девочек можно назвать березками?

-Алия - стройная и высокая, как березка.

-Злата и Диана - кудрявые как березки.

-У Карины и Эвелины в ушах сережки, как у березки.

-У Дианочки - руки гибкие, как ветви у березки.

-Ульяна - с косами, как березка.

-Настя белолицая, как березка.

-А еще наши девочки и мальчики очень добрые, как березки.

Наша красавица берёзка может предсказывать погоду.

Послушайте приметы.

Если из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету.

Если осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя, начнут желтеть снизу - поздняя.

Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой - мокрое.

-В старину был такой обычай: загадать желание и завязать на березе ленточку, тогда оно обязательно сбудется.

-Предлагаю вам тоже загадать желание и завязать ленточку.

Дети загадывают желание и завязывают ленточки.

Воспитатель читает стихотворение «Береза» А. Сергеева.

Берёза моя, берёзонька,

Берёза моя славная, всем людям милая.

Стоишь ты, берёзонька, на горочке,

Освещаешься красным солнышком.

На тебе, берёзонька, листья зелёные,

А вокруг тебя ромашки белые.

Как мы чтим тебя, восхищаемся.

О тебе поём песни славные,

Что нет на Руси краше дерева.

-Как вы думаете, почему березу любят люди?

-Почему ее называют белоствольной?

-Какое свойство бересты используют люди при изготовлении посуды, плетения лаптей?

-Кому из вас захотелось воспеть березу в своем творчестве?

-Как?

Пройдут сотни лет, но береза будет символизировать нашу бессмертную и могучую Родину.

Россия! Слово-то, какое звонкое и чистое! Как родниковая вода! Крепкое, как алмаз! Нежное, как березка! Дорогое, как мама! Счастье в том, чтобы честно жить, горячо любить и беречь эту огромную землю, которая зовется Родиной.

Публикации по теме:

Аппликация нетрадиционная из ваты «Белая береза» во второй младшей группеАппликация нетрадиционная из ваты «Белая береза» во второй младшей группе Для нетрадиционной аппликации из ваты " Белая береза", нам понадобился синий картон, клей,вата и кисточки с краской. В этот день.

Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Растет береза белая под моим окном» Конспект непрерывной образовательной деятельности по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Растет береза белая под моим.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию «Белая береза» Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование): «Белая Береза» Воспитатель МБДОУ.

Конспект НОД «Белая береза» для воспитанников 5–6 летКонспект НОД «Белая береза» для воспитанников 5–6 лет Цель: Воспитание чувства гордости и любви к русской берёзке - символу России Цель: Развитие у детей познавательной активности. Развивать.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе компенсирующего вида «Белая береза под моим окном»Конспект НОД по рисованию в старшей группе компенсирующего вида «Белая береза под моим окном» Конспект НОД по рисованию в старшей группе компенсирующего вида «Белая береза под моим окном» Программное содержание: Развитие изобразительных.

Конспект ООД по познавательному развитию «Почему опадают листья» (подготовительная группа)Конспект ООД по познавательному развитию «Почему опадают листья» (подготовительная группа) ЦЕЛЬ: способствовать расширению знаний детей о явлениях живой и неживой природы. Задачи: Образовательные: • исследовать строение листа.

Конспект по заучиванию стихотворения С. Есенина «Белая береза» Конспект занятия по заучиванию стихотворения С. Есенина «Белая береза» Цель: • Помочь запомнить и выразительно читать произведение • Способствовать.

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста «Почему стакан не разбился?» Конспект занятия по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста Тема занятия: Почему стакан не разбился? Цель: Формирование.

Лэпбук «Белая береза»Лэпбук «Белая береза» Еще в 2013 году мне в интернете попался лепбук "Серая ворона". Я прочитала все, что касалось создания лепбуков. Узнала, что слово "лепбук".

Весенняя прогулка для старшей группы «Белая береза» Цель: Проведение прогулки в весеннее время. Задачи: - Формировать у детей знания, что красота и творения природы бесценны, а потому их.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по познавательному развитию «Почему береза белая?»
Опубликовано: 4 мая 2019 в 21:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД по познавательному развитию «Почему береза белая?»» (включая файлы) размещена пользователем светлана кутлуева (УИ 110960) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД