Юлия Андреевна Ионова
Проект «Азбука профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Азбука профессий»
Паспорт проекта.
Вид проекта : коллективный, творческо—исследовательский, игровой.
Участники проекта : дети группы, их родители, сотрудники ДОУ, сотрудники библиотеки № 5.
Срок реализации проекта : среднесрочный с 15.09 .2022 – 1.03. 2023 г.
Проблема и актуальность :
Публикация «Проект „Азбука профессий“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2023
Ознакомление дошкольников с профессиями очень актуальна на современном этапе, играет важную роль в установлении контактов со взрослым миром. Для того, чтобы ребенок осознано сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо максимально познакомить с количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, с профессиями своих родителей и людей, хорошо им знакомым, чей труд они наблюдают изо дня в день.
Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Мы должны помочь ребенку с детства обрести целостное представление о любимой профессии, доставляющей радость ему самому и приносящую пользу детям.
Цель проекта : ввести ребенка в мир различных профессий, расширять представления дошкольников о труде взрослых, его результатах в общественной значимости для человека.
Задачи проекта :
Учить детей общаться с людьми, вступать с ними в контакт, поддерживать беседу ;
Воспитывать любовь к родному краю ;
Способствовать расширению и уточнению представлений о деятельности человека, о разных видах труда ; формировать положительное отношение и уважение к труду ;
Пробуждать любознательность детей, их интерес к деятельности взрослых ;
Развивать творческое мышление и воображение ;
Учить детей решать проблемы, используя различные варианты.
Инновационные технологии :
Здоровьесберегающие технологии ;
Познавательно – исследовательская деятельность ;
Информационно – коммуникативные технологии ;
Игровые технологии ;
Технологии «ТРИЗ»;
Технология «Клубный час».
Формы работы проекта :
1.
- НОД
- ситуативные разговоры, диалоги
- речевая ситуация
- игровая обучающая ситуация
- создание технологической карты
- создание ментальной карты
- составление и отгадывание загадок
- игры сюжетные, игры с правилами
- чтение и обсуждение художественной литературы, мультфильмов.
- разучивание пальчиковых гимнастик, стихов. физкультминуток.
- инсценировка сказок
- оформление выставок детского творчества
- опыты
- игры- соревнования
- дидактические игры, подвижные игры
2. Самостоятельная деятельность в центрах. ;
3. Интеграция с другими областями ;
4. Взаимодействие с семьей :
- показ мастер – класса «Играем в профессии»;
- организация проведения совместных праздников ;
- презентации сообщения детьми «Профессии моих родителей»
- гостевые визиты родителей в группу с рассказами о своей профессии.
- центры активности «Современные профессии».
- кружок дополнительного образования «Город мастеров».
Ожидаемые результаты :
В ходе реализации проекта созданы качественные условия для формирования предпосылок успешного обучения ребенка в школе (сформированности произвольности, развития речи и коммуникативной компетенции). Донесли до родителей важную мысль : старший дошкольник готовится принять новую роль – позицию школьника, имеющего круг важных обязательств и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольником положение в обществе, выражающееся в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе.
Этапы реализации проекта :
I этап подготовительный. 15 .09 – 10.10. 2022 г.
Подборка художественной и методической литературы, дидактических пособий, составление тематического плана работы в рамках проекта, подбор необходимого оборудования.
II этап основной. 10.10. 2022 г - 20.02.2023 г.
III этап заключительный :
Проведение диагностических мероприятий.
Составление альбома «Профессии моих родителей», «Сотрудники детского сада».
Презентации - сообщения подготовленные детьми по теме.
МОДЕЛЬ ТРЕХ ВОПРОСОВ
Что знаем? Что хотим узнать? Что сделать,
чтобы узнать?
Игнат С.
Знаю, что есть профессия строитель, они строят дома. Хочу узнать о разной строительной технике.
Спросить у папы.
Егор. С.
Я часто по телевизору вижу, как полицейские аристовывают преступников. А чем еще занимаются полицейские? Спрошу у папы, мамы, посмотрю в компьютере.
Илья. Т.
Знаю, что есть профессия – поржарный. Они тушат пожары в домах и в тайге. Хочу узнать, что так быстро помогает пожарным добраться до пожара? Пойдем с бабушкой в библиотеку
Данил. О.
Знаю о профессии тракториста.
Тракторист на своем тракторе пашет весной землю. Хочу узнать, что тракторист делает зимой, пахать ведь нельзя.
Спрошу у сестры.
Сережа м.
Знаю, что существует профессия повара. Повара нашего сада готовят вкусную еду. Хочу узнать, кто придумывает разные блюда в развлекательном центре. Прочитаю с мамой в энциклопедии, спрошу у дедушке.
Маша Н.
Каждый день по телевизору я слышу прогноз погоды. Хочу узнать о том, кто и как узнает о погоде. Спрошу у мамы, папы и у дедушки.
Аня П.
Знаю. что учит в школе детей. Я скоро пойду в школу и хочу узнать, а что еще делает учитель в школе? Спрошу у нашей заведующей и у воспитателей.
Ксюша Н. знаю. что есть разные врачи, есть зубной врач.
Хочу узнать о зубном враче, какие у него инструменты и еще бывает ли так что лечат зубы без боли?
Спрошу у Юлии Юрьевны.
Системная паутинка к проекту.
Речевой центр Центр игры Центр искусства
ЧХЛ : Маяковский «Кем быть?»
Д. Родари «Чем пахнут ремесла»
«Откуда хлеб пришел?»
С. Михалков «А что у Вас?».
«Дядя Степа», «Дядя Степа - миллиционер».В. Лившиц «И мы трудиться будем». С Маршак
«Кошкин дом», «Пожар».
Чуковский «Айболит»,
Житков «Железная дорога».
Ильин «Машины на нашей улице». Баруздин «Кто построил новый дом».
Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим …».
С. Жупанин «Я - библиотекарь»
Пальчиковые гимнастики
«Все работы хороши»,
«Пальчики могут о всем рассказать.», «профессии»,
«Инструменты»,
Дид. игры: Подскажи словечко.
Угадай, кто это.
Кто больше расскажет о профессиях. Магазин игрушек.
Писатель. Угадайте, что я делаю. Что сначала. что потом.
Где можно купить. Назови профессию. Кому, что нужно.
Профессии людей. Петрушка идет трудиться. Назови профессии от А до Я. Что делают этим предметом. Что случилось, если бы не работал…
Кто знает и умеет. Кто это делает. Исправь ошибку.
Кто больше назовет действий.
Продолжи предложение.
Найди и расскажи. Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.
Собери картинки. Наша улица.
Кем быть.
Сюжетно – ролевые игры :
«Детский сад». «Почта».
«Фермер». «Кафе».
«Библиотека». «больница».
«Магазин». «Аптека». «Почта»
«Стройка». «Школа».
«Ателье». «библиотека».
«МЧС». «Военные». «На заставе». «Пограничники».
«Цирк». «Парикмахерская».
«Космос». «Ветеринарная клиника». «Железная дорога».
«Конструкторское бюро».
Выставка рисунков «Кем я буду».
Раскраски на тему «Профессии»
«Нарисуй портрет».
Рисование инструментов и оборудования.
Лепка – изготовление кондитерских изделий.
«Цех полуфабрикатов».
Продуктивная деятельность : Постройки из Лего.
«Космодром». «Ферма».
«Мы строители». «МЧС».
«Магазин». «Больница».
«Автостоянка». «Автодром».
«Мебелевоз». «Спортивный оздоровительный центр».
Плоскостное моделирование улиц.
Театрализованная деятельность :
Миниатюры «Мы играем в профессии».
Драматизация сказок :
«Три поросенка».
«Кошкин дом».
Прослушивание и разучивание песен на тему
«Профессии».
Азбука профессий.
Центр «Бодрячок». Познавательно – исследовательский центр. Познавательный центр.
Хороводная игра «Выбираем работу». «У Меланьи, у старушки».
Подвижные игры «Пожарные на ученье». «Дедушка сапожник».
«Уголки». «Летаю прыгают, плавают». «Кого не стало».
«Пустое место».
«Что мы делали не скажем, а что делали покажем.»
«Из чего сделан этот инструмент?»,
Опыты с бумагой.
Изучаем ткань.
Солнечная система.
Все увидим, все узнаем.
Буратино идет в школу.
По секрету всему свету.
Эксперименты с мукой.
Секреты знакомых предметов.
Взрыв.
Растворение сахара.
Шипящая вода.
Волшебная вода. Магниты.
Ситуативные общения, ООД
«Профессии моих родителей».
«Кто нас воспитывает».
«Какие бывают магазины?».
«Службы «01» «02» «03» всегда на страже».
«Кто построил новый дом».
«Кем ты будешь, когда вырастешь?».
«Музыка и жизнь украшают нашу жизнь».
«Я - фермер».
«профессия - повар».
«профессия - библиотекарь».
Познавательные общения :
«История возникновения профессий».
Экскурсии :
Библиотека. МЧС.
Аптека. Почта. Школа.
«Аэродром Каштак».
Мебельная фабрика.
Кондитерская фабрика.
Магазин «Овощи и фрукты».
Просмотр видеофильмов по теме
Презентации- сообщения детей.
Информационно – методическое обеспечение.
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. 2020 г.
2. Алябьева Е. А. «Поиграем в профессии». 2019 г.
3. День работой весел : Пословицы и поговорки о труде. «Детская литература»
4. Крухлет М. В. Дошкольник и рукотворный мир. 2017 г.
5. Нефедова К. П. Инструменты. Какие они?. 2015 г.
6. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. 2015 г.
7. Степанов В. А. Профессии. Когда я вырасту. 2019 г.
8. Шорыгина Т. А. «Профессии. Какие они?». 2018 г.
«Сказки о профессиях».
9. Шалаева Г. П. Большая книга профессий для самых маленьких. 2017 г.
10. Жаренкова Н. З «Знакомимся с профессиями». 2018 г.