Залина Кайтмазова
Проект «Арт-терапия»
«Арт терапия как способ эффективного взаимодействия родителя и ребенка»
Арт-терапия- это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.
Публикация «Проект „Арт-терапия“» размещена в разделах
Благодаря арт-терапии родители могут лучше понять своих детей их их потребности, стать внимательнее и чувствительнее по отношению к ним, прийти к новым формам взаимодействия. Создание образов выступает основным средством общения — арт-терапевт помогает детям и родителям общаться друг с другом, создав условия для художественного выражения осознаваемых и неосознаваемых чувств и представлений.
С помощью арт-терапии ребёнок и родитель могут безопасно взаимодействовать друг с другом, находясь на одном уровне, получать от этого удовлетворение и радость.
В арт терапии ребёнку предлагаются изобразительные материалы, соответствующие возрасту, а в работе с родителями раскрывает основу коммуникации — уважение, принятие ребёнка как личности и его права на своё мнение. Родитель следует за ребёнком, воздерживаясь от поучений и вмешательства в его игру.
Общие занятия творчеством активизируют ранние детско-родительские механизмы взаимодействия. При этом симбиотическая стадия — слияние ребёнка с матерью в возрасте до года — символически отражается в совместном рисовании каракулей, размывании краски по бумаге.
Цели:
Способствовать заинтересованности родителей в принятии ребенка как личности, в его здоровом образе жизни и привлечению их к участию в мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
Повысить самооценку, развить самоуважение, способствовать решению психологических проблем (страхи, тревожность, агрессивность и гиперактивность);
Способствовать заинтересованности родителей в здоровом образе жизни ребенка.
• снятие эмоционального напряжения;
• развитие чувства собственной значимости;
• формирование способов эффективного взаимодействия детей (умение договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, увидеть успехи других, оценить свои достоинства);
• поощрение позитивных форм активности (творчества, инициативы в решении задач, сдерживания негативных реакций и др.);
• развитие воображения.
Проект долгосрочный (1 год)
Этапы организации работы над проектом :
I этап – теоретический (изучение литературы по данной теме, выявление проблемы, планирование работы).
II этап – методический (изучение приёмов и методов арт-терапии, создание подборки упражнений).
III этап – практический (внедрение методов и приёмов в практику).
IV этап – аналитический (анализ результатов, подведение итогов).
Комментарий для педагога
В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится ребенком на неэффективное напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Психологическая защита в виде демонстративности, негативизма, агрессии уступает место инициативности, творчеству.
Через творчество ребята получают новую информацию о себе: «я успешен», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается», «я могу справляться с трудностями».
Через взаимодействие с детьми ребенок меняет свои ожидания от социальных отношений: «я вижу успехи других детей», «мне легко общаться со взрослым», «меня понимают», «мне помогают, меня поддерживают».
Ребята не находятся в ситуации контроля и не тренируются использовать новые способы поведения. На место утративших актуальность механизмов защиты приходит активность, обусловленная новыми установками: «я получаю удовольствие от творчества», «я соблюдаю правила, потому что их нарушение помешает мне получать удовольствие от занятий».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Этапы проектирования
Проектные мероприятия
Цель
1. Беседа с детьми: «Я и мои желания» Цель: Дать ребенку чувство уверенности в своей значимости.
2. Рисование детьми (родителями) осеннего листа как символа «опускания старого». Цель: Закрепление навыков живописного рисования.
3. «Дерево желаний» Коллективное рисование дерева в нетрадиционной форме (дерево в орнаменте) Цель: Учить детей гармонизировать свое эмоциональное состояние через рисование повторяющегося узора.
4. Образ Коста в графике (дети, родители). Беседа о жанре «Портрет» Цель: Прививать национально - культурные ценности детям и поддерживать преемственность поколений через совместную работу с родителями.
5. Рисование с закрытыми глазами каракулей дети, родители). Цель: Дать прожить детям возможно пропущенный этап каракульного рисования как важного этапа в развитии и становлении ребенка как успешной личности.
6. «Игра в воображение». Цель: Учить детей развивать фантазию и воображение через поиск в своих каракулях образов различных животных.
7. Работа с цветом. Цель: Учить детей нестандартно видеть цвет и сочетания в образах своих животных.
8. «Мой талисман» Цель: Через лепку своего волшебного талисмана учить детей создавать самостоятельно предметы самопомощи в трудных ситуациях.
9. Мастер – класс для педагогов «Моя внутренняя девочка» Цель: Подвести взрослого к осознанию значимости этапа каракульного рисования.
10. Декоративная маска в аппликации. Цель: Учить детей самовыражению через разные образы. Закреплять навыки вырезания одинаковых форм.
11. Гирлянда своими руками. Цель: Учить детей создавать самостоятельно повторяющийся ажурный узор в аппликации.