Светлана Лукьянова
Проект «Апельсиновые чудеса» (младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Апельсиновые чудеса»
Руководитель (разработчик) проекта :
Воспитатель Лукьянова Светлана Николаевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Мой красивый апельсин,
Я тебя с собой носил,
Я тобою любовался,
Есть тебя не собирался.
Отвернулся на минутку,
И со мной сыграли шутку:
От тебя осталась долька…
Остальное скушал Колька.»
(Ясногородский Б.)
На второй завтрак нам в детском саду часто дают апельсины.
Темочки:
- Апельсин
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2023
Эти фрукты не растут в нашей местности, но и взрослые, и дети очень любят этот яркий, экзотический фрукт. Кто-то считает его полезным, а кто-то вредным. Но почему? Я решила спросить у ребят, что же они знают об апельсине. В результате опроса стало понятно, что знают они очень мало о нем.
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
Продолжительность: краткосрочный, с 06.06.2022 по 27.06.2022.
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
Актуальность проекта. Знания детей о таком фрукте как апельсин недостаточные, поверхностные, поэтому мы решили как можно больше узнать о нем, так как современные средства и методы обучения способствуют «погружению» детей в интересную для них тему и делают их активными участниками образовательного процесса. Это дает возможность воспитать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватные и продуктивно их использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты. Также развиваются их творческие способности. Эта тема является не только интересной, но и вкусной, увлекательной для детей дошкольного возраста.
Цель проекта :
- создание условий для развития интереса у детей младшего дошкольного возраста к познавательно-исследовательской, трудовой деятельности в процессе выращивания саженца апельсина из семечки;
- формирование у детей экологической культуры по выращиванию растения в комнатных условиях;
- формирование знаний о разнообразных видах деятельности по защите природы;
- формирование целостных знаний о фрукте «апельсин», его пользе, способах использования человеком.
Достижение цели осуществляется посредством последовательного решения следующих задач:
Познавательное развитие:
- расширить знания детей о фруктах и их свойствах;
- закрепить знания при исследовании апельсина : цвет, форма, размер, твёрдость, запах;
- опытным путем узнать: плавучесть апельсина, секрет количества его долек, что внутри апельсина, как вырастить апельсин из косточки, эффект воздействия сока апельсиновой корки на воздушный шарик, правила приготовления апельсинового сока, джема в домашних условиях;
- формировать знания о правилах размножения и условиях роста апельсинового дерева;
- обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;
- расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной (люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами);
- развивать любознательность, наблюдательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию (умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке, умение выделять предмет из окружающего пространства по определённым признакам).
Социально-коммуникативное развитие:
- сформировать чувство ответственности за благополучное состояние растения через умение ухаживать за ним: вовремя поливать, рыхлить почву;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к растению;
- способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки;
- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам;
- формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
- развивать способность видеть многообразие мира, поддерживать инициативу, сообразительность, самостоятельность, интерес.
Речевое развитие:
- развивать речь как средство общения, обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
- стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками;
- активизировать речь и обогащать словарь детей.
Художественно-эстетическое развитие:
- развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно-творческой деятельности.
Ожидаемые результаты: в ходе проектной деятельности дети научатся различать и уверенно называть виды цитрусовых, их особенности и различия. С помощью опытническо-исследовательской работы будет выявлено многообразие и разнообразие цитрусовых, дети получат знания о необходимых условиях для роста и развития растений в комнатных условиях, научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, закрепят умение делать простые выводы, устанавливать причинно - следственные связи. Будет повышен интерес детей и родителей к совместной познавательно-исследовательской деятельности. Должны сформироваться навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней. Будет сформировано у детей уважительное отношения к труду. Получены участниками проекта положительные эмоции от полученных результатов.
Формы организации проекта :
1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
3. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
4. Личностно-ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы.
Продукт проекта :
1. Получение детьми заряда положительных эмоций.
2. Совместное рисование отпечатком цитрусовых: «Апельсиновая страна».
3. Работы ребят по лепке: «Веселый апельсин».
4. Получение ростков апельсинового дерева.
5. Игровой досуг.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА
Название проекта Вид и тип проекта Участники Возраст
детей Продукты
проекта Сроки реализации проекта
«Апельсиновые чудеса» Познавательно -исследовательский, творческий;
краткосрочный;
групповой. Дети;
Воспитатели; Родители.
Руководитель проекта :
Воспитатель МАДОУ №1 «Маленькая страна»
Лукьянова Светлана Николаевна 2-3 года 1. Получение детьми заряда положительных эмоций.
2. Совместное рисование отпечатком цитрусовых: «Апельсиновая страна».
3. Работы ребят по лепке: «Веселый апельсин».
4. Получение ростков апельсинового дерева.
5. Игровой досуг. (06.06.2022 - 27.06.2022)
Структура проекта
Реализация мероприятий проекта велась поэтапно
План поэтапных мероприятий
I этап
Подготовительный II этап
Реализация проекта III этап
Итоговый
1. Постановка цели и задач проекта.
2. Изучение методической и детской литературы.
3. Подбор художественной литературы, стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме.
4. Выставка книг, иллюстраций, альбомов о цитрусовых.
5. Подбор настольных, подвижных, пальчиковых, дидактических игр, интересных вопросов и упражнений по теме проекта.
6. Подготовка заданий и материалов к проводимым опытам и играм, а также необходимого инвентаря для выращивания и посадки семян апельсина.
7. Поисковая деятельность - сможет ли апельсиновое семечко вырасти в комнатных условиях? Деятельность педагога:
- направление и контроль за осуществлением проекта;
- проведение серий опытов, связанных с апельсином;
- проведение игр экологического содержания;
- словесное обсуждение и проигрывание ситуаций;
- проведение досугов.
Деятельность детей :
- формирование специальных знаний, умений, навыков для достижения цели;
- уход и посадка апельсинового семечка;
- экспериментирование;
- разные виды игр;
- стимулирование педагогом самостоятельной деятельности;
- создание проблемных ситуаций.
Совместная деятельность взрослых и детей :
- рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
- различные виды изобразительной деятельности на апельсиновую тематику;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об апельсинах. 1. Выставка художественных работ детей по теме проекта.
2. Занятие-развлечение «Апельсин-шоу».
Схема реализации проекта
Образовательная область, деятельность Совместная деятельность с детьми Работа с родителями
Социально-коммуникативное развитие 1. Занятие-развлечение «Апельсин-шоу». 1. Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Апельсиновые чудеса».
2. Посадка семян апельсинового дерева. 2. Книжка – раскладушка «Апельсиновая кулинария».
3. Совместный уход за саженцем апельсинового дерева : полив, рыхление.
4. Дидактические игры:
«Овощи и Фрукты»
«Вкусное варенье»
«Апельсиновое дерево. Собери урожай»
«Волшебный мешочек»
«Апельсиновый пазл»
«Четвёртый лишний»
«Узнай и найди по вкусу апельсин»
«Угадай по описанию»
5. Проведение сюжетно-ролевых игр: «Магазин овощей», «Агроном».
6. Конструирование: «Грузовик с апельсинами».
Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) 1. Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей апельсина, уточнение формы, цвета. Консультация для родителей: «Польза витамина С».
2. Проведение опытов и познавательно-исследовательской деятельности «Апельсиновая лаборатория» :
- Опыт «Угадай предмет на ощупь»;
- Опыт «Самый сочный и вкусный апельсин»;
- Опыт «Тонет – не тонет»;
- Опыт «Что внутри апельсина?»;
- Опыт «Как вырастить апельсин из косточки?»;
- Опыт «Как на спор узнать, сколько долек в апельсине?»;
- Опыт «Свежевыжатый сок против пакетированного. Что вкуснее?»;
Речевое развитие 1. Беседы: «Для чего растению семена?», «Фрукты», «Вода и земля - растений лучшие друзья», «Чем полезен апельсин». 1. Чтение и разучивание стихотворений об апельсине.
2. Отгадывание загадок и чтение стихотворений про апельсин.
3. Чтение художественной литературы «Апельсиновая библиотека».(Сказка «Любопытный Апельсин», Автор: Ирис Ревю; Сказка «Про гордый Апельсин и золотое Яблоко», Автор: Ирис Ревю; Сказка «Апельсин и яблоко», Автор: Рахиль Баумволь.).
Физическое развитие 1. Подвижные игры: Содержание подвижных игр.
«Собери все предметы», «Собираем урожай», «Полезай в корзинку», «Вершки и корешки».
2. Артикуляционная гимнастика: «Вкусное варенье», «Блинчики»
3. Пальчиковые игры: «Мы делили апельсин», «Угощу друга».
4. Дыхательная гимнастика: «Вырасти большой», «Большой и маленький».
5. Гимнастика для глаз.
Художественно-эстетическое развитие 1. Рисование отпечатком цитрусовых: «Апельсиновая страна». 1. Консультация для родителей: «Трудовое воспитание детей в семье и в детском саду».
2. Лепка: «Веселый апельсин». 2. Выставка поделок по теме проекта.
Работа по реализации проекта
Работа по реализации проекта проходила организованно. Родители с большим удовольствием наблюдали и принимали участие в проведении проекта «Апельсиновые чудеса». Дети с интересом включались во все виды деятельности проекта.
На непосредственной образованной деятельности у детей сформировались представления о том, что этот оранжевый цитрус поднимает настроение, в нем содержится много витамина С, даже больше, чем нужно человеку в день. Апельсин защищает наш организм болезней, укрепляет зубы, улучшает работу пищеварительной системы, а так же улучшает работу сердца.
На занятиях проводилось чтение и разучивание стихотворений про апельсин, разгадывали загадки. С большим увлечением дети включались к опытно-экспериментальную деятельность. Из опытов дети узнали о свойствах апельсина, его пользе и применении человеком, о его истории.
На занятиях по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой дети учились отвечать на вопросы по содержанию произведений. В занятия были включены подвижные и дидактические игры. У детей воспитывались эстетические чувства, интерес к явлениям природы.
На занятиях по физической культуре дети учились самостоятельно выполнять общеразвивающие упражнения. Развивались творческие способности при выполнении двигательных действий. Дети с удовольствием занимались физкультурой. Использование на занятиях муляжей апельсинов, сюрпризных моментов были для детей неожиданными и приятными.
На занятиях по рисованию у детей закреплялись умения рисовать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективной композиции.
На занятиях по лепке дети учились методом скатывания шариков из пластилина изображать апельсин. Под руководством воспитателя и с его помощью работы детей принимали эстетический вид, что способствовала развитию творчества детей, их воображения.
Специально отобранные пальчиковые игры забавляли детей. Такие игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений, активизируют речевые навыки, память, мышление и пробуждает творческое воображение и внимание.
Дидактические игры и упражнения развивали у детей психические процессы, любознательность, усидчивость, обогащался и активизировался словарь. Воспитывался интерес к словесным и настольно-печатным дидактическим играм.
Результаты проекта.
В процессе работы над проектом дети больше узнали о фрукте - апельсин, его полезных свойствах. Они научились изображать апельсин разными способами; понимают, что входит в обобщающее понятие фрукты.
Мы нашли ответы на все поставленные вопросы. Дети узнали, откуда взялся апельсин, какие бывают сорта, и самое главное, о пользе и вреде этого фрукта.
Апельсин – действительно интересный фрукт, и выдвинутая детьми гипотеза подтвердилась! Вот сколько нового и интересного дети о нем узнали!
Во время реализации проекта был расширен кругозор и мыслительная деятельность детей.
Благодаря нашему проекту «Апельсиновые чудеса» дети научились уважать и свой, и чужой труд, сформировали умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, воспитывая бережное отношение к своему труду, труду взрослых и детей.
Родители приняли активное участие в проекте «Апельсиновые чудеса».
Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Основными этапами работы над проектом явились : неугасимый интерес детей, их стремление узнавать новое, творить, играть, общаться, трудиться.
Результаты проделанной работы позволяют сделать вывод о том, что выбранные нами методы и приемы по формированию знаний и представлений у детей по средством проектной деятельности способствовали:
- активизации словаря дошкольника;
- развитию у них психических процессов (воображение, памяти, мышления, внимание);
- нравственных качеств;
- повышению знаний и представлений об апельсине.
Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения.
Ребята обязательно поделятся своими открытиями со всеми детьми, что бы они тоже заинтересовались этим волшебным фруктом!
Список литературы
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - М. : Педагогика, 1992. - 259 с.
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богословец Л. Г. «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
3. Дубровин И. И. Все об обычных цитрусовых / И. И. Дубровин. –М. :Т8, 2019. – 88 с.
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
5. Дюжикова А. Фрукты, овощи, ягоды / А. Дюжикова. М. : Проф-Пресс, 2016. – 8 с.
6. Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
7. Игры - обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В. В. Петрусинского. В 4 кн. - М., 1994. - 74 с.
8. Лисина Т. В., Морозова Г. В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.
9. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. :Мозаика-Синтез, 2005. - 312-318 с.
10. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной; Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М. :Педагогика, 1990. - 34 с.
ВИДЕООТЧЕТ К ПРОЕКТУ
Видео: https://www.youtube.com/embed/BeqaHx83NAoФОТООТЧЕТ К ПРОЕКТУ