Прасковья Дойкова
Проект «Ах картошка, картошка»
▼ Скачать + Заказать документы
Ах картошечка, картошка!
Сегодня перед педагогами дошкольных организаций поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение воспитанников: инициативное, самостоятельное, творческое, активное, любознательное.
Использование современных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов, основоположником, которого является американский философ и педагог Джон Дьюи. Этот актуальный и очень эффективен метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе, что особенно важно для пассивных, застенчивых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, большинство из которых не имеют положительного опыта проявления инициативы, построения речевого высказывая.
Публикация «Проект „Ах картошка, картошка“» размещена в разделах
- Картофель, картошка
- Картофель. Проекты и исследовательские работы
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты
- Темочки
(Предлагаю вспомнить, хочу напомнить, давайте вспомним)
. Существует несколько способов разработки проектов :
1. Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)
2. Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен);
3. "Модель трёх вопросов".
Работая с детьми старшего дошкольного возраста по проектной деятельности, я применяю метод "Модель трёх вопросов", который подробно изложен в учебно-методическом пособии Светланы Михайловны Оберемок «Метод проектов в дошкольном образовании».
В течении года подвожу детей к реализации разных проектов :
- исследовательские «Травянчик», «Вершки и корешки»;
- творческие «Во саду ли в огороде», «Канапе», «Новогодняя открытка»;
- ролевые-творческие поздравительные газеты «С днем дошкольного работника», «Поздравляем мам», «С Новым годом»;
- ознакомительно- ориентировочные «Детский путеводитель»,«Дружные ребята», «Закручу, заверчу, дольше всех крутить хочу»;
- практико-ориентированные «Правила группы»;
- иследовательско-творческие, «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Об одном из проектов нашей группы я сегодня расскажу.
Однажды во время обеда я обратила внимание на то, что мальчик, который недавно стал посещать нашу группу, отодвинул от себя тарелку с картофельным пюре. «Нужно обязательно есть картошку, она вкусная и полезная» - попыталась я убедить ребёнка. «Чем полезна?» - спросил он. А действительно чем? Я и сама не задумывалась над этим.
После дневного сна мы продолжили беседуо картофеле. Как из рога изобилия со всех сторон на меня сыпались вопросы. Как растёт картошка? В чём её польза? Что ещё можно приготовить из картошки? Откуда появилась картошка;
Проанализировав вопросы и ответы детей, я сделала вывод, что знания детей о нашем «втором хлебе» чрезвычайно малы. «А давайте вместе всё-всё узнаемо картошке» - предложил кто-то из детей. Так родилась идея проекта «Ах, картошка, картошка».
Цель проекта : обогащение представлений детей о значении, использовании картофеля.
Задачи:
• Создать условия для познавательно-исследовательской деятельности с целью повышения познавательной активности детей дошкольного возраста.
• Развивать творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
• Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
• Обогащать активный словарь детей по данной теме;
• Развивать речевую активности детей с ОВЗ;
• Привлекать родителей для участия в проектной деятельности;
• Познакомить с сортами картофеля.
Работа над проектом начиналась с модели «трёх вопросов» или «мозгового штурма».(ФОТО)
Что мы знаем?
• Она бывает разной по форме и величине;
• Из неё можно сделать поделку;
• Из картошки можно сделать чипсы,
• Картошка бывает разного сорта;
• Из неё можно приготовить много разных блюд.
Что мы хотим узнать?
• Как растёт картошка?
• В чём её польза?
• Что ещё можно приготовить из картошки?
• Откуда появилась картошка;
• Чем она полезна для человека;
• Где кроме кулинарии можно использовать картошку;
• Как выращивают картошку;
• Какие сорта картофеля подходят для Сибири.
Как мы можем найти ответы на свои вопросы?
• Совместное чтение соответствующей художественной, научно-художественной, научно-популярной литературы;
• Изучение Энциклопедии;
• Просмотр видеофильмов: «Как растет картошка», «Гостья из Америки»
• Сбор в группу литературы, предметов и материалов?
• Организация продуктивных видов деятельности, экспериментов, опытов и т. д. ; (Как получить крахмал? Как изготовить из картошки штампы для рисования);
• Организация игровой деятельности и т. д. (КВН «Во саду ли в огороде выросла картошка»)
Все предложения, поступившие от детей, были мной оформлены на ватмане.
Совместно с детьми мы разработали поэтапный план-схему осуществления проекта, где отразили наиболее яркие формы работы по данному направлению.
Что мы сделали:
Этапы проекта Реализация проекта
Подготовительный этап - изучение и подбор методической литературы по теме проекта,
- разработка поэтапного плана-схемы осуществления проекта,
- подбор методической литературы, иллюстраций.
Основной этап - беседа «Что мы знаем о картошке»
- выставка книг и журналов о картошке;
- выбор тем мини -проектов «Земляное яблоко», «Картошка для Сибири», «Вкусности из картошки»;
- эксперименты с картофелем : «Добываем крахмал», «Раз глазок, два глазок», «Полезная и вредная картошка»;
- изготовление книги рецептов «Картошкино меню»;
- изготовление поделок из картошки;
- изготовление печатей из картошки.
Презентация продукта проекта
- защита детьми проектов «Земляное яблоко», «Картошка для Сибири», «Вкусности из картошки»;
- презентация книги рецептов «Картошкино меню»;
- выставка поделок из картошки;
- выставка рисунков изготовленных с помощью печатей из картошки;
- оформление новостей в Дневнике группы.
Анализ результативности работы - Проведение итогового мероприятия КВН «Во саду ли в огород выросла картошка».
-Анализ результатов проектной деятельности.
-Обобщение опыта.
Работа над проектом началась со сбора разнообразной информации. Я обращала внимание детей на то, что недостающие знания можно найти с помощью экспериментов, рассматривания альбомов с иллюстрациями, литературы, обращения за помощью к родителям.
Совместно с родителями дети учились собирать информацию, выясняли, где ее можно найти и как оформить.
По инициативе детей и родителей в группе была организована выставка журналов, книг, «вкусно и просто» «Удивительное привычном». идея наша книга группы «Картошкино меню»- вкусная и полезная еда
Особый интерес вызвали эксперименты с картофелем : «Добываем крахмал»,
«Полезная и вредная картошка»;
Изучив состав картофеля, стало понятно, что в нем содержится много крахмала. Миша предложил, что он с мамой все это сделает дома и расскажет детям. На следующие день Миша рассказал, что попытался получить крахмал из картофеля механическим путем. Протер на мелкой терке сырую картошку, но это долго и больно рукам, тогда он предложил маме что можно это сделать на блендаре,и на следующий день Миша принес блендер, сделал кашица. Затем смешал ее с водой, процедил через марлю и дал жидкости отстояться. На дне баночки получился слой какого-то белого вещества. Слил воду, вещество выложил на бумагу и дал ему высохнуть. И получился белый порошок.
«Полезная и вредная картошка»;
«Для эксперимента мы взяли чипсы «Лэйс» и чипсы, которые приготовили дома: на сковородке и в духовке.
Опыт 1. В каких чипсах больше жира: в домашних или в магазинных? Мы разложили или на салфетки чипсы. Обмакнули их и осмотрели салфетки. Большое жирное пятно осталовили чипсы «Лейс»
Вывод: Чипсы «Лейс» и чипсы, приготовленные на сковороде, вредны для нашего организма, т. к. содержат много жира.
Опыт 2 Мы решили проверить могут ли чипсы горе. Подожгли, чипсы и увидели, что чипсы, которые мы приготовили в духовке, тлели. Гореть они не хотели. Чипсы, которые мы приготовили на сковороде, загорелись, но сразу потухли и стали тлеть. Это загорелось масло, которое было на чипсах, оно обгорело, и чипсы тоже стала тлеть. Чипсы «Лейс» сразу вспыхнули ярким пламенем. Они горели долго, пока полностью не сгорели. От горения выделялся сильный дым. Нам было тяжело дышать.
Вывод.
Опыт 3 Размешали крошки чипсов в воде, цвет воды и вода стала соленой
Вывод: Много соли в чипсах и красители
рецептами вкусных и полезных блюд из картофеля с нами поделились мамы и бабушки. Рецепты записали на отдельных страницах, которые мы с детьми оформили схемами -алгоритмами. Так в группе появилась удивительная книга «Картошкино меню».
Ещё мы узнали, что всеми нами любимый картофель можно не только употреблять в пищу, но и активно использовать в творчестве.
Удивительную фантазии, мастерство, творчество проявили дети и взрослые в изготовлении поделок из картошки : «чудные цветы», «Смешарики», «Необычный вертолёт» и другие. На выставку «Чудеса из картошки» мы пригласили ребят старших и средней групп. Участники выставки презентовали свои экспонаты, рассказывали, как называются их поделки, как и из чего изготовлены.
Дети в нашей группе очень любят рисовать, и я предложила им попробовать рисование картофельными печатями или штампами. Техника штампования вызывала у детей настоящий восторг. Они с большим удовольствием погружали в разные оттенки красок свои штампы и наносили отпечатки на бумагу, создавая необыкновенные, яркие рисунки. Выставку рисунков организовали в холле д. сада
Используя метод проектирования пришла к выводу что это метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Эффективность такого подхода заключается том, что он дает возможность ребенку самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме.
Реализуя данный проект, дети проявляли самостоятельность, инициатива ответственно и творчески относились к изучению данной темы, постепенно приобрели навык публичного изложения своих мыслей, Речь детей стала богаче, пополнился словарный запас, что немаловажно для детей ограниченных возможностей здоровья, это повысило авторитет ребёнка перед сверстниками и собственную самооценку.