Ирина Соломко
Проект «А к нам свиристели прилетели!» (зимующие птицы)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение
Природа – удивительный мир, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Важная черта в детях - это любознательность, постоянное стремление самостоятельно искать новые сведения о мире.
Публикация «Проект „А к нам свиристели прилетели!“ (зимующие птицы)» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Свиристель. О птицах для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
Мы, взрослые, можем воспитать интерес у детей к природе, и почему бы не начать с наблюдения того, что непосредственно окружает ребенка – родной природы; того, что ребенок встречает ежедневно, что ему знакомо. Например, за птицами. В старшем дошкольном возрасте дошкольники уже знакомы с некоторыми видами птиц, их названиями, экологией и биологией; умеют выражать эмоциональное состояние к этим животных, заботится о них в разное время года.
Данный проект «А к нам свиристели прилетели!» направлен на расширение экологического кругозора дошкольников на основе наблюдения за определенным видом птиц. Реализуя задачи проекта, дети больше узнают о зимующих птицах нашей местности, выяснят, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, какие существуют кормушки для птиц.
Рассказ ребенка: «Каждое утро, когда мы идем в детский сад с папой, наблюдаем за птицами, которые остались зимовать в городе. Чаще нам встречаются вороны, иногда может пролететь сорока, а во дворе нашего дома живет стая голубей, их подкармливают жители нашего двора. А зайдя во двор детского сада, мы любуемся стайкой воробьев и слушаем их веселое пение. Но однажды в морозный день мы с ребятами из окна нашей группы увидели необыкновенных птиц, они отличались от всех и так прекрасно пели. Я задалась вопросами: как называются эти птицы, какие они, а чем любят полакомиться. И мы решили вместе с воспитателем и родителями более близко познакомится со свиристелями. Так появился наш проект».
Цель: ознакомление с экологией и жизнедеятельностью зимующих птиц города Нижневартовска на примере свиристели.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания о зимующей птице свиристели, их биологии, образе жизни, повадках, о роли человека в жизни птиц;
2. Сформировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях;
3. Прививать любовь к природе родного края и воспитывать бережное отношение к ней;
4. Развивать творческие способности ребенка в продуктивной деятельности.
Ожидаемые результаты:
1. Сформированность представлений о жизнедеятельности зимующих птиц.
2. Знание биологии и экологии свиристелей.
3. Проявление осознанного, бережного отношения к птицам, природе родного края;
4. Повышение уровня развития творческих способностей (воображения, образного мышления в рисовании, аппликации и лепке).
Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Срок реализации: краткосрочный (1 месяц).
Конечный продукт: изготовление книжки «Птицы нашего города». Выставка детских поделок и аппликаций, посвященных зимующим птицам города Нижневартовска.
2. Обзор литературы по вопросу исследования.
Свиристель относится к отряду воробьинообразных. Эта птица с очаровательным и выразительным обликом. В народе всегда эту птицу считали лишь только красивой, но вот петь она не умела. В старорусском языке её имя имело значение «свистеть, кричать». Но если всё-таки послушать пение этой птицы, то конечно же, можно поспорить: ведь эта птица умеет петь и хорошо, и звучно, и мелодично. Отличительными чертами внешнего вида этой птицы являются : Небольшое туловище, которое может достигать 20 сантиметров. Оперение серо-розовое, но крылья чёрного цвета с яркими жёлтыми и белыми полосками, да ещё небольшие красные вкрапления. Хвост чёрный с жёлтой окантовкой. Розовый и забавный хохолок на голове. Чёрное пятно на горлышке. Чёрные стрелки вокруг глаз. Клюв короткий и с маленьким зубчиком. Семейство свиристелевых небольшое, состоит из 8 видов и 3 подсемейств. Несмотря на немногочисленность свиристелевых, многое остается малоизученным в их обитании. В целом все птицы схожи, за исключением черного свиристеля и его серой самки. У других видов заметных различий между самцом и самкой нет. Основная среда обитания – хвойные, смешанные, березовые леса северных регионов Евразии и Северной Америки. В России свиристель – житель тайги. Свиристель является птицей кочующей. Когда происходит кочевание птиц, то они ненадолго оседают в тех местах, где есть пища, а потом продолжают двигаться дальше. Как только начинается весеннее потепление, то стаи опять возвращаются в родные северные края. В местах своего гнездования свиристели малоподвижны и скрытны, поэтому орнитологи и стараются их исследовать во время перелётов. Стаи свиристели бывают самые разные : от 5 до 30 голов. Полет у этих птиц очень красив. В своём движении они обычно парят по изогнутой линии, пока не начнут новый подъем.
Врагов у свиристеля тоже много : куницы, белки, сокол, ястреб.
Питание свиристеля Свиристель может питаться как растительным, так и животным кормом: ягоды, плоды растений, почки деревьев, насекомые, которых птицы ловят прямо в полете. Кочевать этих птиц заставляет поиски пищи. Поэтому на тех территориях, где они могут отыскать множество ягод, свиристели задерживаются подольше. Снимают ягод с веток они интересно и забавно. Для этого висят головой вниз и очень ловко и изворотливо пытаются достать и сорвать ягоды. Обычно после них на кусте ничего не остаётся. В таком странном положении они могут достать даже самую удалённую ягоду. Есть ещё одно название у свиристеля – «омелюхи». Своё такое прозвище они получили за то, что любят белые и сочные плоды омелы. На территории, где эта ягода прорастает, они задерживаются как можно дольше.
Кстати, узнать, что появились свиристели, очень просто. Нужно внимательно рассмотреть снег под кустами. Если на снегу появились красные пятнышка ягод, или же на снегу можно найти расклёванные семена, которые свиристели так и не смогли переварить, то это значит, что птица находится в ваших краях. Такие следы на снегу остаются от того, что желудок у свиристеля небольшой, но как только эти птицы видят яркие и вкусные ягоды, то начинают набивать их огромное количество в свой зоб. Конечно же, организм с таким количеством ягод справиться не может, ведь для маленькой птицы это слишком много пищи. Соответственно, многие ягоды выводятся из кишечника в таком же виде, как поступили в организм, без каких-либо изменений. Следовательно, свиристели являются самыми полезными распространителями семян довольно оригинальным способом. Свиристели при приёме пищи, в отличие от других птиц, например, от снегирей или дроздов, практически никогда не спускаются на землю. Но зато на ветках убирают все остатки ягоды, не оставляя после себя на ветках ничего.
Но часто ягоды становятся и причиной гибели свиристелей. Происходит это так: постоянно поедая все ягоды, объедаясь, птицы не замечают, когда съедают и забродившие ягоды. «Опьянённые» и «одурманенные» птицы начинают путаться на местности, теряя ориентир, и могут разбиться.
Благодаря очень красивому и яркому оперению ценители пернатых стараются приручить свиристелей. Эта птица очень быстро привыкает к человеку и ее содержание в неволи не вызывает никаких проблем. Однако, хохлатая не любит одиночество, она становится малоподвижной, вялой, перестает петь. Рекомендуется содержание свиристелей стайками для сохранения их активности и веселой шумливости, которая будет приносить радость окружающим.
3. Методика работы:
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный (информационный).
Задачи:
- провести мониторинг знаний о зимующих птицах;
- проанализировать литературу о птице свиристель;
- посмотреть видео и документальные фильмы о птицах нашего края;
- развивать любознательность, познавательные интересы, мотивацию к деятельности.
2 этап – организация и реализация работы над проектом.
Задачи:
- расширить знания о зимующих птицах;
- провести наблюдение за свиристелями за городом во дворах города и на территории детского сада;
- обобщить знания о жизни зимующих птицах, чем питаются и т. д. ;
- овладеть приемами сравнения, сопоставления, обобщения;
- изготовить творческие работы (рисунки, поделки, аппликации, посвященные птицам нашего города.
- создать книжку «Птицы нашего города».
3 этап – заключительный.
- организовать выставку декоративно-прикладного творчества посвященную птицам;
- организовать выступление перед детьми с защитой данного проекта «А к нам свиристели прилетели!»
Описание работы.
1 этап – подготовительный (информационный).
Подготовительный этап начался с проведения мониторинга знаний воспитанника о зимующих птицах. Были выявлены незначительные пробелы в знаниях по зимующим птицам. На основе результатов мониторинга воспитатель с ребенком стали более углубленно изучать зимующих птиц нашего города Нижневартовска. На этом этапе Вере пришла идея изготовить книгу о зимующих птицах нашего города.
По рекомендации воспитателя родителями были организованы пешие прогулки от дома до детского сада и обратно, в ходе которых каждый день родители с ребенком могли наблюдать за птицами как во дворе детского сада, так во дворе своего дома.
Самым интересным для ребенка оказался просмотр с родителями документальных фильмов о зимующих птицах.
Деятельность воспитателя и ребё нка:
- Беседы: «Кто такие зимующие птицы нашего края?», «Чем страшна зима для птиц», «Чем можно подкармливать птиц зимой»;
- Наблюдение за птицами на территории детского сада.
Деятельность ребё нка и родителей:
- Поиск мест пребывания птицы свиристели;
- Просмотр документальных фильмов о зимующих птицах нашего города.
2 этап – организация и реализация работы над проектом
Основной этап проекта начался с изучения зимующих птиц нашего города. И с более углубленного изучения птицы свиристели. В детском саду каждый день наблюдали за птицами, которые прилетали полакомиться с кормушек. В морозные дни наблюдали с окна за птицами, и так же в кормушки клали корм для птиц.
Рассказ ребенка: «Во дворе детского сада мы с воспитателем наблюдали за поведением разных птиц. Осенью часто к нам залетает сорока, а всю зиму к нам прилетают вороны, весь год к нам прилетают голуби, каждое утро нас встречают воробьи, а когда мы гуляем, подкрепиться салом прилетает синица, а вот свиристелей я увидела первый раз. Птица по окрасу серая, а на крыльях желтые и белые полоски. На голове хохолок, черные стрелки вокруг глаз. И мне они понравились. Теперь я знаю, что свиристели живут стайками, и они очень любят кушать ягоды рябины. К нам в детский сад эти прекрасные птицы прилетали два раза, после первого посещения все рябины остались без ягод, одни голые веточки. После того как полакомились, свиристели сидели на березках и пели, я думаю они отдыхали. Когда они второй раз прилетели, я предположила, что они летят по своему маршруту обратно. Еще они могут на территории нашего сада собираться полностью всей стайкой. Было приятно послушать пение птиц свиристелей. Во дворе моего дома птиц свиристелей не было, потому что у нас не растет рябина. Но во дворе, где живет моя бабушка, прилетали свиристели, так как им есть чем там полакомиться. Мы с бабушкой понаблюдали за ними, и я рассказала о них все, что знала. В этом году зима была суровая и поэтому птицы к нам залетели в город, и по всему городу рябины опустели. Так же дачники отметили, что стайки свиристелей прилетали на рябину и калину».
В совместной деятельности с детьми в группе мы изготовили мини – кормушки и тортики для птиц.
Деятельность воспитателя и ребё нка:
- Рассматривание иллюстраций и изучение зимующих птиц нашего города;
- Наблюдение за птицами на территории детского сада;
- Подвижные игры: «Птицы зимующие, птицы перелетные», «Птицы в клетке»;
- Дидактические игры: «Раздели птиц на перелетных и зимующих», «Узнай птицу по описанию», «Найди отличия», «Поиск общего», «Кто, где живет?»;
- Изготовление из пластилина зимующих птиц нашего города Нижневартовска;
- Изготовление книжки в технике рисования, аппликации «Птицы нашего города».
- Изготовление мини – кормушек и тортиков для городских птиц;
- Чтение и беседа о прочитанных произведениях: «Горластые соседи» А. Барков, «Свиристели прилетели» Е. Бородин, «За окном моим метели» Н. Котикова, «Снегирь» Ю. Дмитриев, «У разных птиц клювы бывают различной формы» Г. Скребиций, «Синичкин календарь» В. Бианки.
Деятельность ребё нка и родителей:
- Посещение библиотеки для изучения литературы о свиристели;
- Наблюдение за свиристелями во дворе дома;
- Изготовление свиристели из пластилина;
4 этап – заключительный этап проекта.
Ребенок совместно с воспитателем и родителями создал книжку «Птицы нашего города».
В группе была организована выставка «Птицы нашего города» На выставке были представлены работы, сделанные из пластилина всеми детьми группы. Вера выступила с защитой своего проекта «А к нам свиристели прилетели!» перед ребятами в группе.
4. Анализ результатов и выводы.
Иллюстрированная книжка – «Птицы нашего города» - была изготовлена. Она была сделана самим ребенком совместно с педагогом и родителями. Она представляет собой сборник сведений о зимующих птицах нашего города : сорока, воробей, свиристель, снегирь, ворона, голубь, синице с иллюстрациями, аппликациями - результатами продуктивной деятельности ребёнка. Также в книжке представлен познавательный материал о птице свиристели. Интересным для ребенка оказалось, что птица свиристель может жить в неволе, рядом с человеком.
В конце проекта был проведен мониторинг знаний по экологии. Анализ проведённого мониторинга показал, что ребенок имеет высокий уровень сформированности представлений о зимующих птицах нашего города, в частности, о свиристели. Реализация различных форм работы в ходе проекта позволила также повысить уровень развития творческих способностей ребенка, духовно-нравственных качеств.
Вера в конце работы над проектом смогла выступить перед ребятами и рассказать интересные факты о птице свиристели. Ребенок поделился своими эмоциями и впечатлениями.
В дальнейшей работе над проектом ребенок проявил желание дальнейшего изучения зимующих лесных птиц нашего края.
5. Список источников.
1. Под общей редакцией Рябицева В. К. Природа Тюменского Севера. Под общей редакцией. Средне –Уральское книжное издательство, 1991
2. Бугаев А. Г. Птицы. СПБ. : «БКК», 2007
3. Свиристель : описание и фото, перелётная или зимующая птица [Электронный ресурс] https://zoolog.guru/pticy/sviristel-opisanie-i-foto-pereletnaya-ili-zimuyuschaya-ptica.html#i&&hcq=0CPV0Sq
4. Свиристель в доме. [Электронный ресурс] https://www.zooeco.com/0-dom/0-dom-pt-1-24-11.html