Татьяна Чупахина
Проект «Народные промыслы» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Народные промыслы».
Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатели Чупахина Т. А., Гончарук И. Н.
Вид проекта : Информационно – творческий.
Продолжительность: краткосрочный (7.11.16 – 11.11.16)
Публикация «Проект „Народные промыслы“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность проекта : обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Гипотеза проекта : если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель: формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративным искусством.
Задачи:
1. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрешки.
2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
4. Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного промысла.
6. Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.
7. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
Предполагаемый результат:
1. Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию;
2. Закрепление знаний и представлений детей о народных промыслах России;
3. Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада;
4. Развитие творческого воображения и творческого мышления;
5. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Этапы проведения проекта :
Подготовительный этап
Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народным промыслом;
Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
Подготовка материалов для творческой деятельности детей.
Основной этап
Раздел программы Формы и методы проекта
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин игрушек»,
«Угостим матрешек чаем»,
«В гости к матрешкам»,
«Игрушки знакомятся»,
«Ждем гостей».
Дидактические игры:
«Собери матрешку по образцу» (разрезные картинки,
«Где спряталась матрешка»,
«Собери матрешку из 5 частей», «Найди пару»,
«Узнай по описанию»,
«Какая игрушка спряталась».
Познавательное развитие
ООД «Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой» (Н. Г. Комратова, стр. 91,
«Народные игрушки» (Н. Г. Комратова, стр. 93).
Беседы:
«Что такое народная игрушка»,
«Кто делает народные игрушки»,
«Какая народная игрушка вам больше нравится»,
«Из чего сделана матрешка».
Просмотр презентации
«Расписная игрушка»
Рассматривание тематических альбомов:
«Хохлома», «Городецкая роспись», «Гжель», «Народные умельцы», «Дымковские узоры».
Рассматривание экспонатов в мини-музеи «Народные промыслы».
Речевое развитие
Чтение русских потешек, прибауток, закличек, частушек.
Чтение стихотворений:
А. Барто «Игрушки»,
Некрасова «Веселые матрешки»,
И. Чернидская «Матрешки»,
Рус. нар. сказки «Хаврошечка»,
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
«Лисичка сестричка и волк»,
С. Маршак «О матрешках»,
Загадки о народных промыслах,
Чтение небылиц.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Веселые матрешки» (Лыкова, стр. 106,
Лепка декоративная «Филимоновская игрушка»
(Лыкова, стр. 112,
Аппликация «Роспись досточек. Дымковские узоры» (Интернет источник,
Конструирование «Строим домик для матрешки»
Работа с раскрасками «Матрешки», «Дымковский конь», «Дымковская барыня».
Прослушивание музыкальных произведений:
«Матрешки расписные»,
«Мы матрешки, вот такие крошки».
Работа с трафаретами:
«Посуда», «Индюк», «Барыня», «Конь»
Физическое развитие
Подвижные игры:
р. н. и. «Горшки», «Колечко»,
«Гуси-лебеди», «Бездомный заяц»,
«Ловкий оленевод», «Дети и волк», хороводная игра «Каравай»,
«Шла коза по лесу»
Пальчиковая гимнастика:
«На ладошки мы подуем», «Сороконожки»,
«Оладушки».
Артикуляционная гимнастика: «Грибок», «Дудочка».
Гимнастика для глаз : «Чудеса».
Физ. минутки:
«Заводные игрушки»,
«Матрешки», «Вырастаем мы большие» (картотека)
Работа с родителями
Консультация «Воспитание детей через приобщение к народной культуре».
Привлечь родителей к созданию мини-музея русского быта, народной утвари.
Заключительный этап
Оформление выставки рисунков и поделок детей.
Результативность
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у детей появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к своей стране.
Вывод
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
Информационные ресурсы:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду—М. : Просвещение, 1991
2. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников—М. : Просвещение, 2008
3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа)—М. : Просвещение, 2008
4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет—М. ТЦ Сфера, 2007
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду—М. : «Карапуз», 2009
6. Пензулаева Л. Н. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-5 лет—М. : Гуманит, издательский центр ВЛАДОС, 2001
7. Савельева Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников—СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001