Любовь Огиенко
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса при реализации задач проекта «Дошкольник Белогорья»
▼ Скачать + Заказать документы
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПРОЕКТА «ДОШКОЛЬНИК БЕЛОГОРЬЯ»
Огиенко Л. В. воспитатель
МДОУ «Детский сад №1» общеразвивающего
вида Ракитянского района
Основой комплексно-тематического принципа построения образовательной деятельности в дошкольной организации являются примерные темы, которые позволяют связывать содержательную деятельность всего образовательного процесса. То есть дошкольное образование в детском саду не подразделяется на отдельные методики («здесь мы составили рассказ, потом почитаем, потом позанимаемся гимнастикой», а все виды и формы организации образовательной деятельности подчинены выбранной теме. Темами являются: нравственные стороны жизни детей и взрослых; окружающая природа; мир искусства и литературы; праздничные события, важные для семьи, общества и государства; предметы и события традиционной народной культуры и быта.
Публикация «Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса при реализации задач проекта „Дошкольник Белогорья“» размещена в разделах
Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» общеразвивающего вида является участником регионального проекта «Дошкольник Белогорья». В рамках обеспечение научно-методической базы этого проекта и плана его реализации разработана парциальная программа по физическому развитию «Выходи играть во двор» (2015 г.). Её автор Л. Н. Волошина рекомендует в качестве регионального компонента основной образовательной программы дошкольной организации использовать подвижные игры и игровые упражнения, которые не только соответствуют принципам развивающего обучения, но и отражают национальные традиции. Отсюда основная цель программы - оздоровление дошкольников посредством подвижных игр, а также возрождение традиции дворовых забав [3]. В зависимости от погодных условий и интересов детей педагоги могут использовать предложенные игры и забавы для решения задач образовательной области «Физическое развитие». Они включаются в физкультурные занятия на воздухе, организуемые с детьми 5-7 лет; в самостоятельную двигательную активность; в физкультурные досуги; являются содержанием итоговых мероприятий по некоторым темам.
Рассмотрим включение игр программы «Выходи играть во двор» в комплексно-тематическое планирование в зимний период. Традиционными для детского сада в этот период учебного года являются темы: Новый год, Святочные гулянья, зимние забавы, зимние виды спорта, малая зимняя олимпиада и др.
При реализации темы «Новый год» планируются народные игры Белгородской области, которые были и остаются популярными на новогодних праздниках. Их особенностями являются командный соревновательный характер. Это народные игры «Шатёр», «Горелки», «Иван- Косарь» и др.
А святочные гулянья никогда не обходились без игр и забав с водой, снегом, льдом. В детском саду интересными для детей старшего дошкольного возраста являлись игры «Снежная крепость», «Мишени», «Улитка» и др. В этих играх кроме высокой двигательной активности, дети упражняются в умении действовать в команде, в парах, развивается взаимопомощь и коллективизм.
Тема «Зимние забавы» в детском саду чаще всего планируется и реализуется как творческий групповой проект средней продолжительности. Проектная деятельность, как форма организации образовательной деятельности требуют тесного взаимодействия дошкольной организации и семьи. Так как ни одна, даже самая лучшая здоровье сберегающая программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не будет реализована дошкольной организацией совместно с семьёй дошкольника и если в детском саду не будет создано детско-взрослое сообщество. Для данного сообщества должны быть характерны содействие друг другу и внимание, в нём должны быть учтены возможности и интересы каждого участника, его права и обязанности. Изучение этого вопроса показывает, что необходимо находить такие формы взаимодействия с семьями воспитанников, которые позволили бы достигнуть реального сотрудничества [3].
Нами разработаны и апробированы такие формы как: создание стенгазеты («Здравствуй, Зимушка-Зима», «Мы со спортом крепко дружим», «Время санок и ледянок», презентация детьми фотовыставки «Ах, как весело зимой», участие в социальной акции «Народные игры и забавы сегодня»; тематический физкультурный досуг как это итоговое мероприятие по теме. Рекомендации по организации детско-взрослого спортивно-игрового взаимодействия, предложенные в программе, способствуют созданию необходимых условий для оздоровления и развития ребёнка.
Для реализации темы «Зимние виды спорта» используется развивающая предметно-пространственная среда территории дошкольного учреждения : игровые площадки групп, спортивная площадка, коробка для хоккея, лыжная беговая дорожка, ледовый каток, снежная горка. Старшие дошкольники на физкультурных занятиях на воздухе знакомятся с элементами зимних спортивных игр, связанных с санками, лыжами, клюшками и т. д. Кроме специально организованной образовательной деятельности с детьми по этой теме проводятся мероприятия досугового характера: игры – соревнования, развлечения, игры-имитации и др. [1].
Тема «Малая зимняя олимпиада» также планируется и проводится в форме проектной деятельности. Итогом проекта является – зимний спортивный праздник «Мы будущие олимпийцы». В его подготовке участвуют все участники образовательного процесса : дети, педагоги, родители. В течение двух недель готовятся олимпийские атрибуты: плакаты, флаги, листовки, буклеты с олимпийской символикой; наградные медали и грамоты для детей и взрослых; заучиваются приветственные слова и девизы; шьются костюмы для сказочного персонажа – талисмана олимпиады; подбираются необходимые спортивные материалы и оборудование; готовится выступление для групп поддержки и т. д. В течение праздника проводятся игры соревновательного (индивидуального, подгруппового и группового) характера; танцевального (с использованием техники игрового стретчинга); развлекательного (народные игры с пением и хороводы) [1].
В другие времена года игры и забавы, предложенные в программе «Выходи играть во двор», планируются как часть прогулок и экскурсий.
В осенний период (тема «Золотая осень») дети с удовольствием играют в игры «Дубовый лист», «Змейка», «Солнце и луна», а также народные забавы интеллектуального характера: «Мережа», «Бабка», «Катки» и др. [2].
В это время года в детском саду планируются осенние праздники, в том числе и связанные с народным земледельческим календарем. Чаще всего их частью являются подвижные народные игры («Соломинка», «Садовник», «Мережа» и др.) и игры – хороводы (карагоды, танки). Их отличительной особенностью является групповой характер, большая двигательная активность, эстетическая привлекательность [2].
В летний период вся образовательная деятельность по физическому развитию воспитанников планируется на свежем воздухе. Этот период позволяет не только знакомить детей с играми и забавами, но и формировать разновозрастное детское сообщество. Так как дворовые игры изначально предназначались для этого. Именно в разновозрастных детских сообществах дети учатся подчиняться правилам игры; уметь выполнять как главные, так и второстепенные роли; соотносить свои игровые способности и возможности с правилами и способностями и возможностями других участников, в том числе и старших или меньших по возрасту. Такие игры как «Дорожка движения», «Солнечная полянка», «Лабиринт» предоставляют такую возможность [4].
Коллектив дошкольного образовательного процесса находится на начальном этапе участия в проекте «Дошкольник Белогорья». В данном учебном году в комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности включаются кроме программы «Выходи играть во двор» программы, методические пособия и рабочие тетради по двум другим образовательным областям, предусмотренным стандартом: «Познавательное развитие» и «Социально – коммуникативное развитие». При составлении комплексно-тематического планирования предполагалось широкое использование игровых и информационно - коммуникативных технологий, тесное взаимодействие с родителями и учреждениями культуры, образования и спорта.
Это позволит изучать историю своей малой родины и самостоятельно дополнять ее известными фактами, и что, несомненно, даст высокую результативность образовательного процесса в ДОУ.
Использованная литература:
1. Градкина Т. С. Образовательная область «Физическая культура». – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 160 С.
2. Климова Я. М. Праздники и обряды Белгородчины: сборник фольклорных материалов по традиционным праздникам и обрядам, народным играм Белгородской области // Праздники святого Белогорья. Вып. 2.– Белгород: издание БГЦНТ, 2007. – 106 с.
3. Куринских И. В., Золотых И. Н., Корнева Л. В., Волошина Л. Н. Зимние игры и забавы для детей 3–7 лет [Электронный ресурс] : Режим доступа https://www.litres.ru/i-v-kurinskih
4. Мищенко Е. А. Народные игры с припевками: репертуарный сборник. – Белгород: издание БГЦНТ, 2003. – 21.