Папки-передвижки

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса при реализации задач проекта «Дошкольник Белогорья»

Любовь Огиенко
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса при реализации задач проекта «Дошкольник Белогорья»
▼ Скачать + Заказать документы

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПРОЕКТА «ДОШКОЛЬНИК БЕЛОГОРЬЯ»

Огиенко Л. В. воспитатель

МДОУ «Детский сад №1» общеразвивающего

вида Ракитянского района

Основой комплексно-тематического принципа построения образовательной деятельности в дошкольной организации являются примерные темы, которые позволяют связывать содержательную деятельность всего образовательного процесса. То есть дошкольное образование в детском саду не подразделяется на отдельные методики («здесь мы составили рассказ, потом почитаем, потом позанимаемся гимнастикой», а все виды и формы организации образовательной деятельности подчинены выбранной теме. Темами являются: нравственные стороны жизни детей и взрослых; окружающая природа; мир искусства и литературы; праздничные события, важные для семьи, общества и государства; предметы и события традиционной народной культуры и быта.

Публикация «Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса при реализации задач проекта „Дошкольник Белогорья“» размещена в разделах

Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» общеразвивающего вида является участником регионального проекта «Дошкольник Белогорья». В рамках обеспечение научно-методической базы этого проекта и плана его реализации разработана парциальная программа по физическому развитию «Выходи играть во двор» (2015 г.). Её автор Л. Н. Волошина рекомендует в качестве регионального компонента основной образовательной программы дошкольной организации использовать подвижные игры и игровые упражнения, которые не только соответствуют принципам развивающего обучения, но и отражают национальные традиции. Отсюда основная цель программы - оздоровление дошкольников посредством подвижных игр, а также возрождение традиции дворовых забав [3]. В зависимости от погодных условий и интересов детей педагоги могут использовать предложенные игры и забавы для решения задач образовательной области «Физическое развитие». Они включаются в физкультурные занятия на воздухе, организуемые с детьми 5-7 лет; в самостоятельную двигательную активность; в физкультурные досуги; являются содержанием итоговых мероприятий по некоторым темам.

Рассмотрим включение игр программы «Выходи играть во двор» в комплексно-тематическое планирование в зимний период. Традиционными для детского сада в этот период учебного года являются темы: Новый год, Святочные гулянья, зимние забавы, зимние виды спорта, малая зимняя олимпиада и др.

При реализации темы «Новый год» планируются народные игры Белгородской области, которые были и остаются популярными на новогодних праздниках. Их особенностями являются командный соревновательный характер. Это народные игры «Шатёр», «Горелки», «Иван- Косарь» и др.

А святочные гулянья никогда не обходились без игр и забав с водой, снегом, льдом. В детском саду интересными для детей старшего дошкольного возраста являлись игры «Снежная крепость», «Мишени», «Улитка» и др. В этих играх кроме высокой двигательной активности, дети упражняются в умении действовать в команде, в парах, развивается взаимопомощь и коллективизм.

Тема «Зимние забавы» в детском саду чаще всего планируется и реализуется как творческий групповой проект средней продолжительности. Проектная деятельность, как форма организации образовательной деятельности требуют тесного взаимодействия дошкольной организации и семьи. Так как ни одна, даже самая лучшая здоровье сберегающая программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не будет реализована дошкольной организацией совместно с семьёй дошкольника и если в детском саду не будет создано детско-взрослое сообщество. Для данного сообщества должны быть характерны содействие друг другу и внимание, в нём должны быть учтены возможности и интересы каждого участника, его права и обязанности. Изучение этого вопроса показывает, что необходимо находить такие формы взаимодействия с семьями воспитанников, которые позволили бы достигнуть реального сотрудничества [3].

Нами разработаны и апробированы такие формы как: создание стенгазеты («Здравствуй, Зимушка-Зима», «Мы со спортом крепко дружим», «Время санок и ледянок», презентация детьми фотовыставки «Ах, как весело зимой», участие в социальной акции «Народные игры и забавы сегодня»; тематический физкультурный досуг как это итоговое мероприятие по теме. Рекомендации по организации детско-взрослого спортивно-игрового взаимодействия, предложенные в программе, способствуют созданию необходимых условий для оздоровления и развития ребёнка.

Для реализации темы «Зимние виды спорта» используется развивающая предметно-пространственная среда территории дошкольного учреждения : игровые площадки групп, спортивная площадка, коробка для хоккея, лыжная беговая дорожка, ледовый каток, снежная горка. Старшие дошкольники на физкультурных занятиях на воздухе знакомятся с элементами зимних спортивных игр, связанных с санками, лыжами, клюшками и т. д. Кроме специально организованной образовательной деятельности с детьми по этой теме проводятся мероприятия досугового характера: игры – соревнования, развлечения, игры-имитации и др. [1].

Тема «Малая зимняя олимпиада» также планируется и проводится в форме проектной деятельности. Итогом проекта является – зимний спортивный праздник «Мы будущие олимпийцы». В его подготовке участвуют все участники образовательного процесса : дети, педагоги, родители. В течение двух недель готовятся олимпийские атрибуты: плакаты, флаги, листовки, буклеты с олимпийской символикой; наградные медали и грамоты для детей и взрослых; заучиваются приветственные слова и девизы; шьются костюмы для сказочного персонажа – талисмана олимпиады; подбираются необходимые спортивные материалы и оборудование; готовится выступление для групп поддержки и т. д. В течение праздника проводятся игры соревновательного (индивидуального, подгруппового и группового) характера; танцевального (с использованием техники игрового стретчинга); развлекательного (народные игры с пением и хороводы) [1].

В другие времена года игры и забавы, предложенные в программе «Выходи играть во двор», планируются как часть прогулок и экскурсий.

В осенний период (тема «Золотая осень») дети с удовольствием играют в игры «Дубовый лист», «Змейка», «Солнце и луна», а также народные забавы интеллектуального характера: «Мережа», «Бабка», «Катки» и др. [2].

В это время года в детском саду планируются осенние праздники, в том числе и связанные с народным земледельческим календарем. Чаще всего их частью являются подвижные народные игры («Соломинка», «Садовник», «Мережа» и др.) и игры – хороводы (карагоды, танки). Их отличительной особенностью является групповой характер, большая двигательная активность, эстетическая привлекательность [2].

В летний период вся образовательная деятельность по физическому развитию воспитанников планируется на свежем воздухе. Этот период позволяет не только знакомить детей с играми и забавами, но и формировать разновозрастное детское сообщество. Так как дворовые игры изначально предназначались для этого. Именно в разновозрастных детских сообществах дети учатся подчиняться правилам игры; уметь выполнять как главные, так и второстепенные роли; соотносить свои игровые способности и возможности с правилами и способностями и возможностями других участников, в том числе и старших или меньших по возрасту. Такие игры как «Дорожка движения», «Солнечная полянка», «Лабиринт» предоставляют такую возможность [4].

Коллектив дошкольного образовательного процесса находится на начальном этапе участия в проекте «Дошкольник Белогорья». В данном учебном году в комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности включаются кроме программы «Выходи играть во двор» программы, методические пособия и рабочие тетради по двум другим образовательным областям, предусмотренным стандартом: «Познавательное развитие» и «Социально – коммуникативное развитие». При составлении комплексно-тематического планирования предполагалось широкое использование игровых и информационно - коммуникативных технологий, тесное взаимодействие с родителями и учреждениями культуры, образования и спорта.

Это позволит изучать историю своей малой родины и самостоятельно дополнять ее известными фактами, и что, несомненно, даст высокую результативность образовательного процесса в ДОУ.

Использованная литература:

1. Градкина Т. С. Образовательная область «Физическая культура». – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 160 С.

2. Климова Я. М. Праздники и обряды Белгородчины: сборник фольклорных материалов по традиционным праздникам и обрядам, народным играм Белгородской области // Праздники святого Белогорья. Вып. 2.– Белгород: издание БГЦНТ, 2007. – 106 с.

3. Куринских И. В., Золотых И. Н., Корнева Л. В., Волошина Л. Н. Зимние игры и забавы для детей 3–7 лет [Электронный ресурс] : Режим доступа https://www.litres.ru/i-v-kurinskih

4. Мищенко Е. А. Народные игры с припевками: репертуарный сборник. – Белгород: издание БГЦНТ, 2003. – 21.

Публикации по теме:

Педагоги и родители — социальные партнеры воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для.

Консультация «Применение технологических карт при организации образовательного процесса в ДОУ» Очень непросто правильно организовать образовательный процесс обучения детей. Необходимо строить свою работу таким образом, чтобы обучение.

Круглый стол «Использование ИКТ при организации образовательного процесса в ДОУ» (СЛАЙД №1) -Здравствуйте, уважаемые участники семинара. (СЛАЙД №2) Согласно требованиям ФГОС ДО образовательная деятельность строится на.

Ознакомление родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования по ФГОС Методическая разработка по теме: ознакомление родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного.

Перспективное комплексно–тематическое планирование воспитательно–образовательного процесса в подготовительной к школе группе Тема Сроки Развернутое содержание работы Варианты итоговых мероприятий День знаний 1 неделя сентября Развивать познавательный интерес, интерес.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно — образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Слайд 2 В настоящее время определены Федеральные Государственные стандарты, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования.

Реализация задач образовательного процесса посредством дидактических средствРеализация задач образовательного процесса посредством дидактических средств Чаще всего задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться с ровесниками,.

Самоанализ деятельности педагога при построении воспитательно-образовательного процесса В ФГОС включено положение о том, что содержание образовательных областей реализуется в разных видах детской деятельности. Конкретное содержание.

Справка об использовании проектной деятельности при организации образовательного процесса Справка об использование проектной деятельности при организации образовательного процесса дана Руденок Веронике Васильевне воспитателю.

Современные технологии построения образовательного процесса в ДОУ. Технология проектной деятельности Выступление на районном семинаре для воспитателей «Современные технологии построения образовательного процесса в ДОУ. Технология проектной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса при реализации задач проекта «Дошкольник Белогорья»
Опубликовано: 18 ноября 2017 в 12:06
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса при реализации задач проекта «Дошкольник Белогорья»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Огиенко (УИ 1026299) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД