Наташа Петрущак
Самоанализ деятельности педагога при построении воспитательно-образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
В ФГОС включено положение о том, что содержание образовательных областей реализуется в разных видах детской деятельности. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для каждого возраста характерны свои виды деятельности.
В основе ФГОС ДО заложены принципы.
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
Публикация «Самоанализ деятельности педагога при построении воспитательно-образовательного процесса» размещена в разделах
- Самоанализ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (это новация)
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Формы организации детской деятельности
Пока каждый педагог не будет реализовывать в своей работе эти основополагающие принципы стандарта, эти базовые положения, мы не сможем сказать, что ФГОС ДО внедрен в практику нашей образовательной деятельности. Главное, говорят авторы стандарта, не в содержании образовательных областей. Основные новации стандарта в соблюдении принципов и их реализации. Встает вопрос, как реализовывать эти принципы, с помощью каких технологий?
В любом дошкольном учреждении есть ООП, которая реализуется в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду. За счет каких форм она реализуется? Это не только занятия, они ведь в режиме дня занимают очень не значительное время. Следовательно, нужны и другие формы организации детей. Главная форма – это конечно же игра. Обучение может происходить во время игры и нужно сделать так, чтобы в процессе игры ребенок даже не догадывался, что его обучают. Но кроме игры есть и другие формы, которые позволяют сделать жизнь ребенка в детском саду интересной и насыщенной.
Рассмотрим эти формы:
1. Мастерская
2. Проектная деятельность
3. Чтение художественной, познавательной литературы
4. Экспериментирование и исследование
5. Технология «Ситуация»
6. Коллекционирование
Чуть позже поговорим о некоторых из них. Эти формы деятельности очень важны в работе педагога. Они и должны осваиваться для реализации основных принципов стандарта.
Как отражается на детях, посещающих детские сады, введение ФГОС? Этот вопрос заставляет волноваться каждого родителя. Раньше приоритетом воспитательного процесса в дошкольных учреждениях была подготовка школе. Те, кто ознакомился с ФГОС, заметили, что теперь от выпускника детского сада не требуют умения читать и писать. Сейчас он должен выйти из стен ДОУ гармонично развитой личностью, готовой вписаться в школьную систему и устоять перед жизненными неурядицами. Упор делается на воспитание современных детей, которые растут в век глобальной информационной атаки.
Соответственно, и занятия в группах должны соответствовать нововведениям. Поэтому нужен постоянный контроль работы коллектива. Для этого проводится анализ занятия в ДОУ по ФГОС старшим воспитателем, методистом или самоанализ непосредственного педагога. Оцениваются как рабочие моменты, так и итоговые результаты.
Занятия в детских садах несут определенную смысловую нагрузку. Они преследуют две цели: развивающую и обучающую. Определить направление деятельности помогает анализ занятия в ДОУ по ФГОС. В таблице поэтапно расписано занятие с воспитанниками дошкольного учреждения. Ее заполнение помогает педагогу учесть все эти моменты при подготовке к занятиям.
Этап занятия Параметры
Оргмомент
Мотивационно-ориентировочный
Поисковый
Практический
Рефлексивно-оценочный
Развивающие занятия могут проводиться только после обучающих занятий. Они являются показателем накопленного ребенком опыта, приобретенных знаний. Если нужные умения дошкольником не получены, он не готов к принятию самостоятельных решений на их основе.
Вопросы для анализа
Методист или педагог должен ответить на несколько основных вопросов, чтобы правильно провести анализ занятия в ДОУ по ФГОС. Вот некоторые из них:
• Готовы ли дети к предстоящему занятию, понимают ли, для чего оно проводится?
• В какой форме проходит занятие? Воспринимается ли материал, доступен ли он?
• Не преувеличен ли объем информации?
• Какие органы чувств ребенка задействованы?
• Осмыслены ли действия, которые совершают воспитанники?
• Какой психологический климат в детском коллективе?
• Заинтересованы ли дошкольники в том, что они делают?
• Каково качество подготовленного материала?
• Способствовало ли занятие творческой активности детей?
Каким должен стать ребенок по плану ФГОС
Анализ занятий проводится для того, чтобы дошкольники развивались в условиях предусмотренных Госстандартом. Дети, окончив детский сад, должны быть, по мнению составителей ФГОС, культурными, инициативными, с развитыми коммуникативными навыками, способными к совместной деятельности.
Отношение к миру должно быть положительным. Главные умения — способность к переговорам, радость за чужие успехи, понимание чувств других людей, неконфликтность. Развитое воображение должно помочь ребенку в будущей деятельности и социальной жизни. Речь должна стать инструментом выражения собственной мысли и желания. Дошкольник должен иметь определенные знания и навыки, способствующие адаптации в новом коллективе.
Будут ли готовить к школе
Чтение и письмо перестали быть главными приоритетами дошкольного образования. Главное — формирование стрессоустойчивой личности, которая легко справится с трудностями взрослой жизни. Но подготовка в детском саду должна помочь успешно осваивать школьную программу. Дети разные, и подход к их обучению должен быть соответствующий. Но на первый план выходит развитие психологической, физической, коммуникативной деятельности ребенка.
Поэтому дошкольник в будущем с удовольствие пойдет в школу, так как будет к ней готов физически и морально. Дети в современном мире получают больше информации, чем предыдущие поколения. Поэтому и занятия с ними должны выйти на новый уровень. Уже в младшем дошкольном возрасте малыш осваивает сложные гаджеты. И процесс обучения в ДОУ должен поднимать его знания на новый уровень, а не тормозить процесс развития.
Воспитание сегодня становится как никогда социально обусловленной и актуальной проблемой развития гражданского общества России.
В реализации ФГОС ДО видится острая необходимость осуществления системы мер по развитию всех субъектов воспитательной среды ДОО.
По субъекту «Внешние организации и общественные институты» - развитие социального партнерства, повышение степени открытости ДОО с целью реализации средового подхода к воспитательному процессу. Внешние связи образовательной организации должны быть достаточно широкими и разнообразными. Детскому саду необходимо тесно сотрудничать с теми учреждениями, которые могут быть полезны ему в повышении уровня развития и воспитанности дошкольников.
По субъекту «Родители дошкольников» - просветительская работа по введению новых образовательных стандартов, возрождение и развитие родительского всеобуча, поиск новых форм взаимодействия с родителями. Семья и ДОО – равноправные субъекты социализации ребенка, поэтому их отношения должны строиться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Деятельность ДОО должна быть направлена на повышение педагогической культуры родителей, включающей необходимый уровень педагогических, психологических, физиологических знаний из области человековедческих наук, а также сформированные умения и навыки семейного и общественного воспитания детей с учетом их индивидуальных и возрастных различий.
По субъекту «Дошкольники» - создание благоприятной, дружественной для ребенка воспитательной среды, ее наполнение разнообразными формами и методами, позволяющими максимально реализовать способности и дарования каждой личности.
По субъекту «Педагоги» - повышение качества человеческих ресурсов воспитания, что предполагает развитие необходимых компетенций педагогических кадров, позволяющих осваивать новые формы работы; повышение трудовой мотивации; развитие коммуникационных навыков, навыков совместной и командной работы и т. п.
У педагогического работника, реализующего ФГОС ДО, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Необходимо, чтобы педагог для своих воспитанников был референтной личностью, т. е. человеком, чьи личностные свойства, суждения и поступки значимы для окружающих, служат образцом для подражания. Он должен выступать как источник норм и правил поведения, суждений и поступков для своих воспитанников.
Для развития воспитательной среды в ДОО в первую очередь необходимо выстраивание образовательных отношений на основе базовых ценностей российского дошкольного образования.