Получи документы

Продуктивная деятельность в системе коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Ольга Аксенова
Продуктивная деятельность в системе коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Продуктивная деятельность в системе коррекционной работы по

развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

В дошкольный период детства особое значение имеет продуктивная деятельность.

Е. В. Полозова дает следующее определение продуктивной деятельности : «Деятельность ребенка под руководством взрослого, в результате которого появляется определенный продукт, созданный ребенком» [].

Публикация «Продуктивная деятельность в системе коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Г. А. Урунтаева определяет продуктивную деятельность как активную деятельность, в процессе которой ребенок, моделируя предметы окружающего мира, создает реальный продукт, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении [].

Л. Венгер характеризует продуктивную деятельность как деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п., обладающего определенными заданными качествами [].

Предпосылками продуктивных видов деятельности является потребность ребенка в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаза.

Продуктивная деятельность включает в себя рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленные в детской жизни и занимающие в ней существенное место. Все они носят моделирующий характер, т. е. особым образом отображают реальный мир. Эта особенность детской продуктивной деятельности роднит ее с сюжетной игрой, столь привлекательной для дошкольников [].

Вместе с тем продуктивная деятельность отличается от сюжетной игры: вне зависимости от конкретных материалов она представляет собой «созидательную» работу, направленную на получение предметно-оформленного результата в соответствии с поставленной целью (замыслом).

Развитие различных видов продуктивной деятельности дошкольников, подчиняясь общей тенденции предварительного вычленения цели-замысла (не просто «что получится», а «что я хочу сделать», имеет две линии:

• движение к точности (копирование образца, учет заданных извне параметров будущего продукта);

• творческая разработка собственного замысла и его воплощение в соответствии со своими внутренними критериями качества.

Специфические навыки работы с конкретными материалами и инструментами закладываются в своей основе уже в младшем дошкольном возрасте в процессе опробования их возможностей, действования с ними вне заранее поставленной четкой цели (замысла). К пяти годам ребенок начинает переходит от процессуальной деятельности (с заранее определенной целью-замыслом, а на седьмом году жизни начинает «работать» мотивация «сделать вещь хорошо» (т. е. становятся значимыми внутренние и внешние стандарты качества).

Таким образом, продуктивная детская деятельность предполагает создание конечного продукта детского творчества. Замыслы продуктивной деятельности воплощаются с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. У дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира.

В процессе правильной организации работы, направленной на удовлетворение потребностей ребенка, проявляются следующие возможности продуктивной деятельности :

• предоставление ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества (рисунках, поделках, конструкциях и т. д.);

• проявление интереса к результатам творчества ребенка со стороны окружающих повышает самооценку ребенка, способствует развитию его ручной умелости, проявлений творчества.

Рассмотренные особенности продуктивной деятельности, ее значение в воспитательной и развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста, мы можем предположить, что данный вид деятельности может оказать позитивное влияние на развитие детей с дизартрией.

Продуктивная деятельность занимает особое место в системе коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Важное место в коррекционной работе по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией занимает изобразительная деятельность. Сюда входят рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное – композиции.

Рисование позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. В рисунке ребенок ориентируется на то, что видит, что знает о предмете, он изображает предметы, явления, всю действительность так, как он себе представляет. В рисовании наблюдается та же тенденция, что и в развитии игры : причудливые переплетения реального и фантастического. Главными средствами выразительности, используемыми дошкольниками, являются линия и цвет. Хороших, добрых героев дети изображают красивыми, тщательно прорисовывая, а плохих, злых – некрасивыми, нарочито небрежно.

Занятия рисованием способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют формированию навыков произвольного изменения темпа движения, дифференциации мелких движений руки. скоординированность движений руки – согласованное управление работой отдельных мышечных групп.

Обучая технике рисования ребенка с дизартрией, необходимо учитывать, что движения руки ребенка, которые обусловливают изображение, недостаточно точны, скоординированы. И этому процессу необходимо уделить особое внимание. Ребенок испытывает трудности при управлении движениями руки для достижения нужного качества, ему не хватает легкости, слитности движения, определенного темпа его, ритмичности и др., поэтому он не осознает зависимости качества изображения от качества движений руки при рисовании.

Всему этому ребенок учится постепенно на занятиях в процессе создания изображения. Многократное повторение, упражнение в одних и тех же движениях содействует развитию соответствующих групп мышц и механизма произвольного управления ими.

Передача простейшего строения предметов и различного пространственного положения частей требует разнообразных поворотов рисующей руки. При этом меняется и формообразующее движение руки, а также изменяется положение руки рисующего. Рисуя формы в различном пространственном положении, дети упражняют руку, она становится более подвижной, и ребенок легко справляется с различными поворотами.

Важным условием развития мелкой моторики детей с дизартрией в процессе рисования является наличие интереса, чему способствует использование нетрадиционных материалов: бумаги, песка, ткани и других. Для ребенка художественный материал обладает притягательной силой. Он подсказывает замысел, способствует созданию художественного образа. Можно учить рисовать с помощью плоской бумаги, выдуваемой струей воздуха, ладошкой, жесткой кистью по мокрому фону, на ткани, методом тычка, набрызга, тиснения и т. д. Так, работая в технике кляксографии, ребенок совершает ряд мелких движений : опускает нитку в краску, отжимает ее, затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются. Применяя нетрадиционные способы в рисовании, дети получают дополнительный ресурс для развития мелкой моторики.

По Т. С. Комаровой [], в рисовании прежде всего необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелок в руке. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет развитие мелкой моторики.

Дети должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами: между большим и средним, придерживая сверху указательным (рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш, кисть или мелок и т. п., рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных, энергичных линий). Одно из средств выразительности рисунка — использование линий разной интенсивности. Это достигается регу-ляцией силы нажима на карандаш. В процессе рисования, раскрашивания картинок, обводки трафаретов и контурных изображений ребенок научится соразмерять свои усилия, ограничивать движения, овладеет навыком легкого прикосновения карандаша к бумаге и скольжения по ней, навыком плавного «хода» руки при выполнении волнистых непрерывных линий и пр. Дети учатся произвольной регуляции нажима; накладыванию штрихов; осваивают навыки изменения амплитуды (размаха) движения при рисовании и закрашивании крупных и мелких изображений, навыки произвольного изменения темпа движения, что требует тренировки мелких движений кисти и пальцев, тем самым развивая их.

Дошкольники учатся правильно закрашивать изображения (про-водить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую — с просветами). Дети приобретают умение регулировать длину штрихов, линий, что необходимо для изображения предметов, их частей и фактуры.

Они осваивают различные способы работы кистью и красками : по сухому фону, по влажному, способом размывки. Их учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить их водой (в акварели) для получения различных оттенков цвета, использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разную технику (простой карандаш и краски — гуашь, акварель; цветные восковые мелки и гуашь или акварель) [].

Только овладев умениями и навыками, ребенок чувствует себя свободным и независимым в творческих проявлениях. Постепенно у дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира. Овладение техникой рисования развивает движения руки, позволяет свободно реализовывать творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки.

Наиболее осязаемым видом изобразительной деятельности является лепка. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на мелкую моторику детей с дизартрией : повышают сенсорную чувствительность, синхронизируют работу обеих рук, развивают скоординированность, объем выполняемых движений. Благодаря систематическим и разнообразным упражнениям руки ребенка постепенно приобретают точность, силу и дифференцированность движений. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем, чаще всего, всеми, что улучшает изолированные движения пальцев рук, способствует снижению синкинезий

В раннем и младшем дошкольном возрасте дети действуют с глиной, пластилином, производя с ними игровые действия, не ставя перед собой цель изобразить что-либо. Это так называемый доизобразительный период. Но постепенно под руководством взрослого они начинают более осмысленно видоизменять бесформенные комочки, раскатывать их, ассоциируя полученные формы со знакомыми предметами, а затем и создавать по заданию воспитателя простые предметы: палочки, колечки, грибы и т. д. К среднему дошкольному возрасту у детей развивается эстетическое восприятие формы, чувство симметрии, пропорций. Они становятся способны изображать не только основную форму предметов, но и характерные детали.

В старшем дошкольном возрасте дети способны сначала представить предмет, а затем лепить его. На основе сформированных зрительных образов они могут лепить фигуры в динамике, в действии. У детей уже накопился запас зрительных образов, впечатлений, окрепла мускулатура кисти рук, поэтому их лепные изделия более выразительны, разнообразны. Дети лучше ориентируются в пространстве и начинают понимать, как можно расположить предметы по отношению друг к другу. В связи с изменениями в развитии детей изменяется и характер изобразительной деятельности. Как правило, старшие дошкольники пользуются многими способами изображения. Как отмечает Н. Б. Халезова [], в работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи.

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем в рисовании. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без нее дополнить лепку деталями. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.

Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Например, солонка в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются растительным или геометрическим орнаментом. Орнамент включает в себя различные декоративные элементы. Это различные геометрические формы (круги, квадраты, ромбы, треугольники и т. д., растительные формы (ягоды, листья, травы, цветы и др.).

В коррекции мелкой моторики детей с дизартрией активно используется аппликация. Аппликация - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности : их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Аппликация, направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.

Передавая изображение того или иного предмета в аппликации, дети используют самые разные способы вырезывания: прямолинейные, косоугольные, криволинейные, округлые, волнистые.

Занятия аппликацией требуют точности, ловкости движений. Такие приемы аппликации, как резание бумаги по прямой линии, резание наискось, закругление углов, вырезывание округлых форм, силуэтное вырезывание наиболее успешно развивают данные качества. Целесообразно, обучая детей вырезыванию, прибегать к тренировочному действию, используя «прорисовку» пальцем линии контура на листе бумаге. Вырезывание и наклеивание мелких деталей способствует развитию тонких движений кисти, пальцев [].

Роль занятий аппликацией в развитии мелкой моторики детей с дизартрией заключается в следующем. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга, работать с мелкими формами, приклеивая их на лист, что способствует развитию произвольности движений, координации работы пальцев, правильному распределению мышечных усилий при работе кистей рук.

Аппликация тесно связана с конструированием, в ней ребенок создает не просто полезные, а красивые, выразительные предметы, вещи.

Конструирование всегда предполагает решение определенной конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определенной логикой. В процессе конструирования решаются какие-либо технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов. При обучении детей конструктивной деятельности в детском саду используется строительный материал, конструкторы, бумага, бросовые и природные материалы. Вид материала определяет и вид конструирования – конструирование из строительного материала, конструирование из бумаги, конструирование из природного материала и др.

Организуя конструктивную деятельность из строительных материалов, воспитатель использует и разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т. д. Дети дошкольного возраста, создавая предметы окружающего, обычно строят с конкретной целью – домик для зайчика, мост для транспорта и пешеходов и т. д. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей.

Важно, чтобы постройка соответствовала требованиям реального сооружения и выполняла его назначение. Хотя постройка создается не для практического использования, в ней воспроизводятся основные элементы и функции реального сооружения. В раннем детстве важным для развития конструктивной деятельности является умение наделять постройки определенным содержанием. Этому умению малыша учит взрослый.

Если ребенок увлечен самим процессом конструирования, часто даже не используя постройки в игре, а снова и снова создавая новые, если конструировать его побуждает интерес не к результату, а к процессу его получения, то конструирование сближается с изобразительной деятельностью.

Материал для конструирования может быть очень разнообразным. Это строительные наборы, которые состоят из различных по форме и величине деталей: кирпичей, кубов, пластин, призм, брусков, цилиндров, конусов и др. ; металлические и пластмассовые конструкторы, элементы которых соединяются через выступы или углубления и с помощью дополнительных деталей. Конструировать можно из бумаги, природного материала (солома, шишки, желуди и т. д.). В последние годы в практике развития мелкой моторики детей с дизартрией получили распространение занятия конструированием с использованием конструктора Лего. Конструктор Лего состоит из множества мелких разноцветных деталей. Работая с ними, ребенок может выполнять не только простые движения – сортировку по размеру, но также и соединять мелкие детали в более крупные, а потом разбирать их обратно. Таким образом, ребенок подстраивает свою руку к деталям конструктора, благодаря чему развивается ручная ловкость, целенаправленность собственных действий Постройка поделок из конструкторов Лего способствуют развитию точности движений пальцев, одновременно развивая силу.

Осуществляя руководство действиями детей в продуктивной деятельности, нужно учитывать, что сначала отрабатываются координированные движения с более крупными предметами, затем — с мелкими. Нужно обучить ребенка правильно захватывать предметы, удерживать и опускать их. Выполняя пальчиками различные движения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают больше подвижности, гибкости, уменьшается скованность движений.

Используя продуктивную деятельность старших дошкольников с дизартрией важно учитывать следующее:

• необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое;

• нужно добиваться, чтобы все мелкие движения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость;

• все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь;

• важно помнить, что продуктивная деятельность должна носить эмоциональный, творческий характер, усиливая тем самым развивающий эффект.

Таким образом, продуктивная деятельность – это активная деятельность, в процессе которой ребенок, моделируя предметы окружающего мира, создает реальный продукт, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении. Выделяют следующие виды продуктивной деятельности : рисование, конструирование, лепку, аппликацию, конструирование. Использование данных видов продуктивной деятельности при правильной организации способствует развитию точности, ловкости движений, оказывает коррекционное воздействие на мелкую моторику детей с дизартрией.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Использование игр по развитию мелкой моторики в процессе коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста с ОНР Развитие мелкой моторики является одной из наиболее важных частей коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста,.

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. Кружок «Волшебный клубочек» (из опыта работы)Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. Кружок «Волшебный клубочек» (из опыта работы) Воспитатели: Корсун Е. Г. и Самохвалова С. В. ГБОУ школа №1989 г. Москва Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

Инновационный опыт «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений.

Описание системы работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Попробуйте сделать пальцами рук собачку или зайца. Это совсем не сложно скажите вы. Не сложно, когда вы умеете управлять своими пальцами.

Педагогический проект по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста «Ловкие пальчики» Нормативные основания реализации проекта 1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт «Дошкольного Образования» от 01 января.

Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: «Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста через пластилинографию» Поступление в школу – это начало большого.

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Совершенствование коррекционной работы по развитию мелкой моторики как одной из проблем психоречевого развития детей с ОВЗ. В связи с тем, что многими физиологами доказано влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности и на развитие речи (работы.

Экспериментальная деятельность по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Экспериментальная деятельность по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» организован на базе БДОУ г. Омска «Детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Продуктивная деятельность в системе коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 мая 2017 в 15:44
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Продуктивная деятельность в системе коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Аксенова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД