ирина аверина
Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА:
«Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста через пластилинографию»
Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному. Одним из важнейших навыков ребенка- это подготовка руки к письму.
В. А. Сухомлинский говорил «Источники способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев, … Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Публикация «Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Наблюдая за детьми старшей и подготовительной группы на занятиях и во время игр, я заметила, что не у всех детей достаточно развита мелкая моторика, это можно было проследить во время выполнения детьми штриховки, обводке по трафарету, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, раскрашивании картинок, конструируя из бумаги. При работе с пластилином у детей плохо получается прищипывание, вытягивание.
Для развития мелкой моторики пальцев существует несколько
Средств: работа с природным материалом, ручной труд, шнуровки, песок, крупа, бусы, нитки, веревки.
Свой выбор я остановила на пластилинографии.
Пластилинография или рисование пластилином - это относительно новый вид детского творчества и разновидность нетрадиционного рисования, который доступен детям и дома, и в детском саду.
Исходя из вышесказонного я поставила
цель: Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.
Для выполнения этой цели выдвинула задачи.
Задачи:
формировать умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу
развивать навыки графической деятельности, способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес.
Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально
«Пластилинография – техника самая осязаемая в художественном творчестве. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки, изменяет и дополняет по мере необходимости отдельные детали. Основным инструментом в лепке является рука (вернее обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. В процессе этой деятельности происходит закрепление информации, полученной в других видах деятельности; расширяются возможности изобразительной деятельности. Она доступна детям любого возраста.
Существует несколько видов пластилинографии:
Контурная, прямая,обратная, многослойная,мозаичная.
Свою работу я вела в три этапа.
1 этап: Подготовительный. На подготовительном этапе мной были изучены различные авторские подходы по технике пластилинографии (Т. Н. Давыдовой, Г. А. Лебедевой, Е. А. Румянцевой, О. Ю. Тихомировой, И. О. Шкицкой). : Проведена начальная диагностика детей. Подготовка технических средств. Составление перспективных планов занятий.
Основной этап: На этом этапе дети осваивали правильную постановку пальцев, прием отщипывания маленького кусочка пластилина от целого куска, учились скатывать шарик между двумя пальчиками, надавливать, вдавливать, размазывать подушечкой пальца, работать на ограниченном пространстве.
мы научились не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин, будто закрашивая рисунок, освоили прием вливания одного цвета в другой, путем слияния двух цветов получать новый цвет или оттенок. Для большей выразительности работ использовали природный материал или другие вспомогательные предметы (бусинки, стразы, зубочистки, бисер.
Я предоставляю детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. Может быть, поэтому все поделки получаются разными, красивыми, интересными.
Во время деятельности, с использованием «пластилинографии» я обращала внимание на личные симпатии детей, общность их интересов.
Индивидуально работаю с наиболее одарёнными детьми, что позволяет дать им дополнительные знания, умения и навыки; расширить возможности в изобразительной деятельности.
К нашему творческому процессу присоединились родители, так как именно родители являются первыми учителями для своих детей, они несут ответственность за подготовку руки к письму, именно развитие мелкой моторики кисти рук. Проводились с родителями различные консультации и беседы, мастер – классы, выставки.
На третьем этапе мною была проведена промежуточная диагностика, результаты изменились в лучшую сторону.
Работы моих детей участвовали в городских выставках: Сарапул-чистоград,
В гостях у сказки. Взаимодействуя с музыкальным руководителем знакомились с новыми музыкальными жанрами, отображая это в рисунках. С этими работами участвовали в 5 региональной ярмарке.
Таким образом, можно сказать, проводимая мною работа показывает, что системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии», способствуют развитию мелкой моторики кисти рук и развитию предпосылок универсальных учебных действий.
Работа продолжается: экскурсии в художественную школу, на уроки в общеобразовательную школу, продолжать участвовать в городских конкурсах, работу с музыкальным руководителем «Музыкальный пластилин»
регулятивных:
• умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
• умение сохранять заданную цель;
• умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
• умение работать по инструкции взрослого;
• умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
• умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т. п.) – сформированность мелкой моторики рук.
Личностных:
• умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
• умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
• формирование адекватной самооценки;
• формирование способности учитывать чужую точку зрения;
• воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т. п.)
познавательных
• навыки сформированности сенсорных эталонов;
• умение применять правила и пользоваться инструкциями;
• умение пользоваться простейшими инструментами.
Коммуникативных
• потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества
• умение слушать собеседника.
• умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
предлагать помощь и сотрудничество
• строить понятные для партнёра высказывания;
Вывод:
значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности.