Алена Афонина
Продолжение карты индивидуального развития (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Публикация «Продолжение карты индивидуального развития (старшая группа)» размещена в разделах
Основные цели и задачи
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства. Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.
Изобразительная деятельность. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Конструктивно-модельная деятельность. Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов. Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Музыкально-художественная деятельность. Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Показатели развития Фамилия, имя, возраст ребенка
4.1. Приобщение к искусству
н к
Умение внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения;
запоминать считалки, скороговорки, загадки
Формирование эмоционального отношения к литера-
турным произведениям
Воспитание чуткости к художественному слову; зачитывать отрывки
с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпите-
тами.
формирование интереса к музыке, живописи, литературе,
народному искусству
Умение соотносить художественный образ и средства
выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать
материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности
умение выделять, называть, группировать произведения
по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, ар-
хитектура, театр)
умение выделять и использовать
в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности
средства выразительности разных видов искусства, называть материалы
для разных видов художественной деятельности
Развитие наблюдательности, учить внимательно рассматривать зда-
ния, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций,
конструкций, украшающих деталей
Формирование у детей бережного отношения к произведениям искусства.
4.2 Изобразительная деятельность
способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается
утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение
предметов на солнце и в тени).
Умение передавать в изображении основные свойства предметов (форма,
величина, цвет, характерные детали, соотношение предметов и их частей
по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
умение организовывать свое рабочее место, готовить все
необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать мате-
риалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить
его в порядок.
Итого
Предметное рисование.
Умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги,
обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа
могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.).
овладение композиционными умениями: учить рас-
полагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в
ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его
по горизонтали).
Выработка навыков рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании
изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.
Умение держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя пальцами
выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; на-
бирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю
краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.
Итого
Сюжетное рисование.
Развитие композиционных умений, учить располагать изображения на
полосе внизу листа, по всему листу.
Умение детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений
(«Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка», «Где обедал во-
Лепка
Формирование интереса к этому виду деятельности.
Формирование интереса и эстетического отношения
к предметам народного декоративно-прикладного искусства.
Умение лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек
(дымковской, филимоновской, каргопольской и др.).
умение украшать узорами предметы декоративного
искусства
Умение обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылеп-
ленного изображения, когда это необходимо для передачи образа.
Итого
Аппликация
умение детей создавать изображения
(разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из
квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в два–четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники,
создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.
умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек).
умение создавать из бумаги объемные фигуры: делить
квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать
по сгибам (домик, корзинка, кубик).
умение детей делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки,
проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др., прочно соединяя части.
умение самостоятельно создавать игрушки для сюжетно-
ролевых игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувениры для
родителей, сотрудников детского сада, елочные украшения.
умение детей экономно и рационально расходовать материалы
Итого
4.3 Конструктивно-модельная деятельность
умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать
разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).
Умение выделять основные части и характерные детали конструкций.
умение создавать различные по величине и конструкции
постройки одного и того же объекта.
Умение строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый
строительный материал.
умение работать коллективно, объединять свои
поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть
работы будет выполнять.
Итого
4.4 Музыкально-художественная деятельность. Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.
Показатели развития Фамилия, имя, возраст ребенка
4.4 Музыкально-художественная деятельность
Слушание
н к
Умение различать жанры музыкальных произведений
Умение различения звуков по высоте в преде-
лах квинты, звучания музыкальных инструментова (клавишно-ударные
и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).
Пение.
Формирование певческих навыков, умение петь легким звуком
в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание
перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчет-
ливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально
передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.
развитие навыков сольного пения, с музыкальным
сопровождением и без него.
проявлению самостоятельности и творческому испол-
нению песен разного характера.
Чувство ритма
умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.
Умение свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
Формирование навыков исполнения танцевальных
движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной
шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед).
Слушание музыки
Умение детей внимательно слушать спокойные и бодрые
песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком)
поется, и эмоционально реагировать на содержание.
Умение ьразличать звуки по высоте (высокое и низкое звучание коло-
кольчика, фортепьяно, металлофона).
Итого