Валентина Месникова
Процесс создания мультфильмов как технология развития творческой личности дошкольников с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс создания мультфильмов как технология развития творческой личности дошкольников с нарушением слуха
В рамках сетевого взаимодействия между ФГБНУ "Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования", ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» и образовательными организациями, с 2017 муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению муниципального образования г Краснодар «Детскому саду комбинированного вида № 202» присвоен статус федеральной инновационной площадки по теме: «Мультстудия «Я творю мир» как пропедевтика STEM-образования в дошкольном возрасте». И благодаря новым технологиям и современному оснащению, воспитанники нашего детского сада из пассивных потребителей мультпродукции становятся ее активными создателями.
Публикация «Процесс создания мультфильмов как технология развития творческой личности дошкольников с нарушением слуха» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Происходящие изменения в современной жизни выдвигают новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для формирования творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. Одним из главных показателей творческой личности считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуальные психологические способности человека. Они отвечают требованиям творческой деятельности и являются условием его успешного выполнения.
Долгое время доминировал пессимистический взгляд на творческие способности детей с нарушениями слуха. Считалось, что их творческий потенциал существенно ограничен из-за трудностей формирования речи. Приобретенный педагогический опыт работы с детьми данной категории показал, что при усиленной психолого-педагогической работе возможно более качественное развитие их творческого потенциала. И особую важность в этом играют инновационные технологии, раскрывающие личностный потенциал и творческие способности детей с нарушением слуха. При этом следует учитывать, что наибольший развивающий эффект дают методики и технологии, в основе которых заложен деятельностный подход. В этом плане уникальным является использование интерактивных технологий для создания детьми собственных мультфильмов [3].
Мультипликация оказывает большое влияние на развитие детей дошкольного возраста, являясь своеобразным «дидактическим» материалом. Ее важная особенность — феномен оживления персонажей, вызывающий неподдельный восторг. Краткость мультфильма, наличие ярких, но простых образов соответствуют особенностям детского восприятия. Мультфильмы способствуют формированию у детей первичных представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения, способствуют понимать эмоциональные состояния героев.
Таким образом, процесс создания мультфильма, способствует разностороннему развитию познавательных процессов детей : мышления, памяти, воображения. Что в свою очередь помогает преодолевать трудности в приобретении жизненного опыта. А в мультстудии нашего детского сада акцент делается на формирование творческого воображения и развитие речи дошкольников групп компенсирующей направленности путём создания мультфильмов по различным тематикам. Ведь интерес и стремление к созданию собственного мультипликационного продукта является мощнейшим средством развития творческого потенциала детей.
Специфические особенности воображения у детей с нарушениями слуха обусловлены замедленным формированием речи [2]. На уровень развития творческих способностей также влияет то, что дети с нарушениями слуха позже овладевают основными мыслительными операциями и обобщающим значением слова [3]. Ограниченность общения с взрослыми и слышащими сверстниками лишает детей с нарушениями слуха необходимого объема информации. Поэтому процесс развития творческих способностей в данном случае выполняет компенсаторную функцию. Трудности в формировании познавательной функции воображения требуют более тщательной предварительной подготовки в процессе создания мультфильмов.
Подготовительная работа – это длительный, но очень творческий процесс, который строится с учетом индивидуальных особенностей детей (речевых, возрастных, физических). С детьми с хорошими речевыми возможностями и сохранным интеллектом работа строится на основе речевых инструкций, данных в устной форме. С воспитанниками с низким уровнем речевого обучение строится на основе подражания действиям педагога. Отработка словаря ведется на занятиях с воспитателем, учителем-дефектологом и педагогом-психологом в течение учебного года.
Тематика содержания мультфильмов определяется педагогом с учетом интересов, возраста детей, решаемых педагогических задач и строится на основе знакомого детям речевого материала. В ходе этой работы дети с помощью наводящих вопросов и с использованием наглядного материала продумывают последовательность действий, обыгрывают характер каждого героя, его образ и эмоциональное состояние, пробуя с помощью голоса передать эмоции персонажа.
Когда продуман сюжет, подбирается анимационная техника, в которой будет сниматься мультфильм. Различают рисованные, кукольные, перекладочные, песочные и компьютерные мультфильмы [1]. В нашем детском саду в основном используются:
- перекладочная анимация или перекладка. Эта техника представляет собой нечто среднее между рисованным и кукольным мультфильмом. Дети создают плоских персонажей (нарисованных, вылепленных, вырезанных из бумаги и т. д., плоский фон и декорации. Передвижение происходит путем перемещения (перекладывания) объектов по фону.
- объемная (кукольная) анимация. В этой технике создаются объемные персонажи и декорации, а во время съемок происходит их перемещение в трехмерном пространстве. Такая техника дает возможность использовать в работе природные материалы, сюжетные игрушки, поделки из бросового материала, пластилина, глины [1].
Далее начинается этап изготовления героев и декораций. Дети распределяют, каких персонажей кто будет лепить, рисовать или конструировать. Используются различные материалы : бумага, пластилин, конструктор, просто вырезанные картинки – это зависит от уровня готовности детей и задумки сюжета. Например, для мультфильма «Кто сказал: «Мяу?»» декорации и персонажей изготовили из пластилина на занятиях по изодеятельности на тему «Домашние животные». А для мультфильма «Сказка «Дом Друзей» – из бумаги. В процессе изготовления соблюдается соотношение размера героев с масштабом предметов, изображенных на фоне. А по итогу совместной продуктивной деятельности с детьми повторно обыгрывается сценарий мультфильма.
После того, как продуман сюжет, готовы персонажи и декорации, начинается самый кропотливый этап работы — съемка мультфильма в технике StopMotion – покадровая съемка. При всей кажущейся простоте этой техники детям необходимо постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки, отражая движения персонажей, их жесты, убирать руки из кадра. Каждый ребенок может применить на себе роль не только режиссера, но и оператора. Ребенок-оператор под контролем взрослого фотографирует каждый кадр, учитывая смену ракурсов и плана. Чем большее количество кадров отснято, тем плавнее и правдоподобнее получается мультфильм. Очень удобно, что в процессе работы, есть возможность контролировать правильность отснятых материалов. И при наличии ошибки, с помощью компьютерной программы «HUE animation», можно переснять не получившиеся кадры. Окончательный монтаж мультфильма производит педагог, в строгой последовательности перенося кадры в одну из компьютерных программ: Windows Live, Windows Movie Maker, GIF Animator, Pinnacle Studio и др. Далее накладывается звукозапись текста, добавляются спецэффекты, музыка и титры.
На этапе озвучивания мультфильмов, учитывается специфика группы детей с нарушением слуха, а именно то, что она разнородна по составу [3]. Воспитанники различаются как по степени снижения слуха, так и по уровню речевого развития (от речи, состоящей из отдельных искаженных слов, до развернутой речи с небольшими недостатками в лексико-грамматическом плане). Поэтому к озвучиванию привлекаются дети из общеобразовательных групп и воспитанники группы компенсирующей направленности, обладающие лучшими речевыми возможностями. Углубленная работа с текстом (запоминание текста, проговаривание его с нужной интонацией и т. д.) с детьми нарушением слуха ведется на занятиях с учителем-дефектологом.
Каждый этап создания мультфильма раскрывает творческий потенциал юных мультипликаторов. После завершения всех этапов предполагается совместный просмотр готового мультфильма всеми участниками, высказывание впечатлений от совместной работы, выражение собственного мнения, оценивание результатов творческой деятельности и приобретенных в процессе нее знаний. В дальнейшем созданные мультфильмы демонстрируются в группах общеобразовательной направленности в рамках тематических занятий.
В работе над мультфильмом дошкольники групп компенсирующей направленности взаимодействуют друг с другом, с воспитанниками из общеразвивающих групп, получая огромное удовольствие, что способствует лучшей социализации детей с нарушением слуха. Таким образом, можно сделать вывод, что мультипликационная деятельность вносит неоценимый вклад в воспитательную систему подрастающего поколения, поскольку стимулирует речевую и познавательную активность дошкольников, обеспечивает развитие творческой личности.
Предлагаем посмотреть все наши авторские мультпродукты https://valentinamesnikova.blogspot.com/p/blog-page.html .
Библиографический список:
1. Анофриков, П. И. Принципы организации детской мультстудии. Текст: учебное пособие для тех, кто хочет создать детскую студию мультипликации / П. И. Анофриков. — 2011. — 43 с.
2. Головчиц, Jl.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. Текст. : учеб. пособие для студентов / Л. А. Головчиц. — М. : Владос, 2001. — 304 с.
3. Труханова, Ю. А. Исследование сформированности воображения у слабослышащих дошкольников. Текст. / Ю. А. Труханова // Вестник Череповецкого государственного университета. Череповец. — 2011. - № 1. — С. 28-32.