Елена Дубровина
Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью
Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью
Публикация «Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
В концепции модернизации российского образования говориться, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, диапазоном, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.
В процессе взаимодействия с окружающим миром ребенок исследует его объекты и экспериментирует с ними, устанавливает причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей деятельности, учится задавать вопросы, задумываться над ответами на них, пытается найти ответы самостоятельно. Н. Н. Поддьяков отмечал, что под исследовательской деятельностью ребенка дошкольного возраста понимает экспериментирование со сложными объектами в условиях неопределённостью, раскрывает сущность феномена «исследовательское поведение». По его мнению, исследовательское поведение- это универсальная характеристика человеческой деятельности, пронизывающая все другие виды деятельности; один из действенных инструментов научения, совершенствования познавательных функций, приобретения социального опыта. Н. Н. Поддьяков отмечал, что экспериментирование пронизывает все сферы жизни ребёнка дошкольного возраста, в том числе и игру, которая считается ведущим видом детской деятельности.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность- естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание окружающего мира : рвёт бумагу и смотрит что получиться; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объём воды и т. д. Всё это объекты исследования.
В наше время в образовательный процесс детского сада активно вошёл метод проектов. Данный метод позволяет дробить информацию на небольшие части, проводить серии опытов, устанавливать связи между условиями и результатами деятельности. Дошкольники учатся извлекать информацию из собственной исследовательской деятельности, а также из готовых источников (книги, людей, интернета)
Эксперимент или опыт - особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях. В процессе экспериментирования у детей формируется реалистическое представление о предметах природы и их явлениях. В соответствии с поставленными задачами опыт способствует активному воздействию на предмет или явление, их преобразованию и может проводиться как длительное (или кратковременное) сравнительное наблюдение, включающее различные сенсорные и мыслительные процессы.
Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы.
Специально организованные ситуации эксперимента (опыта) в отличии от простых наблюдений позволяют более отчётливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности предметов и явлений природы. Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, связанный с получением какого либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт, приобретённый детьми. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудован экологический уголок, присутствует и мини-лаборатория, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенных опытов. В мини-лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности : Дети с удовольствием экспериментируют с водой. Им особенно нравится менять ее цвет, вкус, проводить опыты со снегом и льдом.
На протяжении всего учебного времени проводились НОД (непосредственная образовательная деятельность) и опыты-эксперименты по темам:
1. «Друзья, которые любят противоречить друг другу (дерево и металл) –тонет- не тонет, теплый- холодный, шершавый-гладкий, тяжелый-легкий и т. п. ;
2. «Природа дарит чудеса» -простейшие действия, похожие на явления природы (дождь, ветер, гром);
3. «Свойства воды» - использование, назначение, необходимость воды, источники загрязнения воды, его последствия;
4. «Песок и глина, их свойства» - рыхлый - мягкий, твердый - гибкий, пропускает воду и т. д. ;
5. «Откуда берется бумага?» - мнется, намокает, рвется-не восстанавливается, волокнистая (через лупу, гофрированная-линяет и т. д. ;
6. «Магнит и его удивительные свойства» - выяснить, через какие материалы воздействует магнит.
Наиболее интересными для детей стали такие опыты-эксперименты с водой, как: «Если воду заморозить в бутылке», «Почему сосульки растут вниз головой? Как они растут?», «Какой лё д быстрее тает: колотый или пластом?», «Почему грязный и цветной лёд тает быстрее?», «Не все вещества растворяются в воде».
Этому способствуют современные способы организации образовательного процесса дидактическими играми:
«Подбери материал для названного предмета», «Оглянись вокруг»,
«Расскажи о предмете», «Отгадай материал», «Чудесный мешочек»,
«Что из чего будет». «Кому что», «Найди ошибку», «Хорошо - плохо»
«Что видно под лупой и микроскопом», «Что притягивает магнит» и т. д.