Арина Ананьина
Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современный логопед – это педагог, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни.
В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где сотрудничество воспитателя и учителя-логопеда всегда очень тесное и плотное. В нашем городе в детских садах, к сожалению, существуют только логопункты.
Публикация «Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Чем же отличается работа учителя-логопеда логопункта от работы учителя-логопеда в группе для детей с нарушениями речи?
Во-первых, в логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункт дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 20-25 человек.
Во-вторых, в логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФНР, ФФНР, ОНР, логоневроз).
В-третьих, в логопедических группах основная цель пребывания ребенка – исправить дефекты речи. Когда ребенок приходит в обычные дошкольные группы, основная цель, в отличие от логопедических групп, – не исправление дефектов речи, а интеллектуальное развитие. Поэтому учителю-логопеду в данных учреждениях отведено малое количество времени для коррекции звукопроизношения.
Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу. Поэтому приходится привлекать к помощи всех участников образовательно-коррекционного процесса, и в первую очередь, воспитателей.
Именно воспитатель совместно с учителем-логопедом должен участвовать в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых познавательных психических процессов. Кроме того, воспитатель должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них. Основными задачами в работе учителя-логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений являются всесторонняя коррекция не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка в целом.
Так, учитель-логопед и воспитатель, каждый на своих занятиях, решают следующие коррекционно-логопедические задачи :
1) воспитание усидчивости, внимания, подражательности;
2) обучение детей выполнению правил игры (формирование механизмов произвольной регуляции);
3) формирование плавности, длительности выдоха; мягкой голосоподачи; ощущения расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица;
4) обучение детей элементам логопедической ритмики;
5) коррекция нарушений звукопроизношения; развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.
Совместная коррекционно-логопедическая работа воспитателя и учителя-логопеда в ДОУ осуществляется следующим образом:
1) учитель-логопед формирует у детей первичные речевые навыки;
2) воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Совместно с воспитателем учитель-логопед оформляет родительский уголок, готовит и проводит Совет педагогов и родительские собрания.
Учитель-логопед помогает воспитателю подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендует воспитателю работать с готовыми печатными изданиями, советует использовать правильную с логопедической позиции методическую и детскую художественную литературу и речевой материал.
Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы при работе с детьми с речевыми нарушениями.
Из опыта работы можно отметить, что сотрудничество не только с педагогами, но и принятие ребёнка как полноправного партнера в сотрудничестве – залог успешной коррекционно-образовательной деятельности, то есть «совместное творчество» является наиболее продуктивным и результативным.